112272 (710794), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Толстой не только не мог помочь или указать Федьке и Семке в деле художества, но и едва - едва и то только в счастливую минуту возбуждения был в состоянии следить за ними и понимать их.
Яснополянские мальчики были не только способные художники, но и вообще талантливые дети поднимавшие и понимавшие разные общие вопросы философского характера. Во время одной вечерней прогулки Федька спросил Толстого: "Для чего учиться пению, зачем петь?" (У мальчика был чудесный голос и огромный талант к музыке)".
Другие доказательства, приводимые Толстым, состоят в том, что здоровый ребенок ближе к неодушевленным существам: к растениям, к внешней природе вообще, которая постоянно представляет нам ту правду, красоту и добро, которых мы ищем и желаем, и что во все века и у всех народов ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты.
5. Теория несовершенства детской природы
Учения о несовершенстве детской природы идут из двух совершенно различных источников: натуралистического и богословского. Исходя их этого эта теория имеет два особенных вида: натуралистический и богословский.
По мнению многих мыслителей природа человека сама по себе несовершенна, улучшается же цивилизацией, воспитанием, общественностью. Человек в существе своем сходен с животным, он по природе дик, жесток, мстителен. Цепи общественности укротили его, теперь мы знаем человека уже прирученного, хотя дикая, необузданная природа его иногда сбрасывает с себя все культурные влияния и является в своем первоначальном, не приукрашенном виде.
Природа детей более несовершенна, чем природа взрослых, т.к дети не вкусили еще благ и плодов цивилизации. Дети ближе, чем взрослые, к первобытному, естественному человеку; они суть маленькие дикари - и даже животные. Один писатель так характеризует детей: "Лакомки, воры, жестокие, эгоисты, совершенно не понимающие жалости, они прекрасно представляют собою нравственное состояние дикарей и первых людей. Единственный двигатель их поступков есть страх". "Дитя есть маленькое животное - эгоистическое и жестокое".
Богословский взгляд на детскую природу состоит в том, что детская природа представляется испорченная первородным грехом, т.е. грехом первого человека, наследуемым всем его потомством. Этот грех внес расстройство, дисгармонию, порчу, в первоначально совершенную и чистую человеческую природу. Разум человека помутился, воля ослабела и сделалась наклонной к чувственному удовольствию, тело подверглось болезням и смерти. Это учение об испорченности детской природы высказывалось различными представителями христианства с различной степенью силы, - одни смягчали это учение, другие усиливали его. По учению некоторых протестантских богословов человеческая природа следствие грехопадения, испорченная до мозга костей, так что человеком утрачены не только первобытная чистота и совершенство, но и всякая энергия к добру, всякая свобода воли. Последствия первородного греха перешли от первого человека к его потомству, так что в силу врожденного влечения к злу оно совсем неспособно к добру, сам по себе человек может только грешить. Изложенный взгляд на детскую природу крайне суров и тягостен.
В представлении детей совершенными, гармоничными существами, по самой природе стремящимися лишь к добру и истинному, слышится слишком большое доверие к природе человека и опоэтизированию детства; недаром Руссо сравнивал дитя с весной; представление же детей злобными, в корне испорченными и порочными существами, которые любят только зло и пороки и будучи предоставленными самим себе, ничего хорошего сделать не могут, и тягостно, и неправильно. Конечно детская природа не совершенна, не развита, требует ухода и исправления, но дети обнаруживают и много хороших качеств, - они вполне доверчивы, искренни, правдивы, привязчивы, в них рано обнаруживаются некоторые альтруистические свойства, например способность бескорыстного и сильного сочувствия боли другого. Положим, все эти прекрасные чувства легко заменяются у детей другими - противоположными, но все же считать детей существами в корне испорченными нельзя. Едва ли найдется много таких людей, в уме которых с представлением о детстве ассоциировались лишь темные свойства.
Заключение
Какие же черты нужно внести в понятие истинного воспитательного идеала? Каковы его свойства?
Сообразно с двумя природами человека: органической и общественной, и свойства истинного воспитательного идеала должны быть двух родов; естественные и общественные. В частности, к свойствам истинного идеала нужно отнести следующее:
всестороннее развитие общечеловеческих качеств;
развитие свойств возрастов, переходящее в другие возрасты;
заботливое внимание к тем свойствам возрастов. Которые не переходят в другие возрасты;
возможное ослабление плохой наследственности;
воспитание человека среди природы и господства над природой;
воспитание человека среди общества, для служения общественного развития (в отвлеченной форме: самостоятельное служение истинному, доброму м прекрасному).
Коротко этот воспитательный идеал можно выразить так: будь сильным органически и сильным общественно, будь хорошею биологической особью и хорошим членом общества.
Воспитание будет тем лучше и естественнее, чем ближе оно будет подходить к указанному выше идеалу, осуществляя его различные стороны. История педагогики представляет два особенно ценных примера воспитания: у греков в древнее время и у англичан в новое. Общественная сторона воспитания у греков была очень сильна, известно, что у них все воспитание и образование отличались государственным характером. В то же время у них в почете находилась и органическая природа человека: попечение о развитие тела, гимнастические упражнения составляли у них половину всего воспитания. Их воспитательный идеал представлял сочетание двух основных элементов истинного воспитания: органического и общественно - культурного. То же мы видим в современной Англии. На первом месте в Англии стоит воспитание сильного животного, человека с обилием физической силы и энергии. Затем вся образовательная система проникнута определенными общественно - культурными элементами, направленными на выработку самостоятельного твердого характера, а в будущем самостоятельного, предприимчивого гражданина, который бы сумел постоять за себя.
Чем дальше воспитание от указанных двух элементов, чем одностороннее, тем оно будет хуже. Самое худшее воспитание то, которое их всей общественности берет лишь одно начало - повиновение, подчинение авторитету и в связи с бесконечным трудолюбием ставит его на вершину всего, а на место рациональных попечений о развитии тела изнеживает детей или ставит их в суровые и вместе с там скудные условия существования и роста, так что дитя постоянно оказывается или перекормленным, или недокормленным.
Литература
-
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
-
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
-
Каптерев П.Ф. О семейном воспитении. М., 2008.
-
Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1989.
-
Максимов В.В. Семейная книга. Спб., 2004.
-
Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
-
Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире. Книга для учителей и родителей. М., 1991.
















