ref-18341 (710647), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Создается великий парадокс, заключающийся в том, что получение образования имеет “довесок” в виде психологического дискомфорта и негативного отношения к культуре.
Каковы же причины массовой неспособности школьников качественно усваивать важнейший учебный материал?
В педагогической теории и практике принято объяснять это недостаточной методической квалификацией педагогов и, в еще большей степени, — отсутствием полноценной помощи со стороны родителей. Однако назовем вещи своими именами: далеко не все ученики в принципе способны в реальных школьных условиях хорошо успевать по наиболее сложным предметам. (Речь идет именно о реальных условиях с реальными, типичными учителями и родителями.) В каких-нибудь особых, экспериментальных условиях, очевидно, можно добиться от среднего ученика высоких результатов (развивал же психолог А.Н.Леонтьев — в условиях эксперимента — музыкальный слух у людей, лишенных его от природы), однако в массовой практике это бывает крайне редко. Вот и возникает вопрос: не слишком ли велика та “психологическая цена”, которую платят за среднее образование две трети наших учащихся?
Закономерно возникает и другой вопрос: а как сложилось такое парадоксальное положение, существующее уже не один десяток лет? Пытаясь на него ответить, мы наталкиваемся на одно интересное историческое явление. Еще в прошлом столетии, в эпоху преобладающей неграмотности, образование казалось неоспоримой ценностью, которой никогда не может быть достаточно и слишком много, его чем больше, тем лучше. Отношение к образованию напоминало отношение хронически голодающего к пище, когда кажется, что всегда будет мало, всегда будет хотеться больше. Эта установка, складывавшаяся в течение многих веков, в значительной мере, работает и сегодня. Однако на практике потребность в знаниях и возможности каждого человека совсем не безграничны и очень различны, их часто ограничивают его волевые и интеллектуальные данные. Вот и получается, что многим дают образование вопреки их способностям и воле, что, конечно же, способно вызвать только неприязнь к нему.
В развитых странах побочный эффект всеобщего образования был осознан на несколько десятилетий раньше. В США широкая дискуссия по этой проблеме прошла еще в 1920—30 годах. Практическим результатом стало то, что в большинстве школ учащиеся получили значительную свободу в выборе учебных предметов, т.е. психологический комфорт учеников рассматривался как явно приоритетная ценность по сравнению с массовой школьной успеваемостью.
Однако уже в 1970 годы слабые знания многих детей были оценены как угроза научно-техническому могуществу страны, в результате чего последовали реформы, направленные на достижение компромисса между усилением учебной требовательности и учетом индивидуальных возможностей учащихся.
РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ...
Очевидно, решение проблемы успеваемости связано, в основном, с дифференциацией учебных программ в соответствии со способностями и склонностями учащихся. Это уже в какой-то мере, хотя не всегда удачно, пытаются делать в наших массовых школах. Однако разница в учебных успехах школьников, будучи смягченной, все же остается, а, значит, нужно искать и другие решения.
Во-первых, это, безусловно, повышение качества преподавания, придание ему более занимательного и, где возможно, игрового характера, не утрачивая при этом его содержательности и глубины.
Во-вторых, это выявление ведущих интересов и способностей каждого ребенка и предоставление ему возможности развивать их на уроках, а также факультативных занятиях по интересам, в процессе внеклассной работы.
В-третьих, это улучшение, гуманизация техники оценивания и стимулирования, использование 12-бальной системы более гибкой, позволяющей избежать обезличивания и негласных ярлыков, определяющих репутацию ученика.
В-четвертых, это проведение разнообразной внеклассной работы: постановка спектаклей, занятия в музыкальных, хореографических, художественно-прикладных, спортивных кружках и секциях, — работы, дающей возможность проявить себя всем, позволяющей не ограничивать самоутверждения детей лишь их успехами в учебе.
В-пятых, это дифференциация учебных программ в старших классах в зависимости от интересов и склонностей учащихся, создание профильных классов с ориентацией на определенные высшие учебные заведения или профессии.
ШКОЛА СЕМЕЙНОГО ТИПА
Таким образом, мы приходим к представлению о школе новой формации, которую мы условно назвали “школой семейного типа”.
В ее фундамент должны быть положены следующие четыре принципа (отнесенные как к ученикам, так и к педагогам):
• учеба — удовольствие
• всестороннее развитие
• забота о здоровье
• психологический комфорт
Очень важно поставить и преподавателей, и учеников “по одну сторону баррикады”. Как этого добиться?
Главную роль здесь призван играть школьный психолог. Именно он находится в центре треугольника “родители-ребенок-учителя”. Приведем пример.
Знакомство со школой у ребенка начинается с “игры”.
Психолог предлагает яркие картинки, забавные шарады, загадки, определяет уровень мотивации к обучению, виды памяти, устойчивость внимания и т.д. В зависимости от результатов тестирования ребенок определяется в группу.
Педагоги внимательно прислушиваются к рекомендациям психолога: с этим ребенком надо быть особенно осторожным — у него повышенная тревожность, не контактен, а этот, хоть и развит не по годам, но неусидчив, его интерес надо постоянно “подогревать” сменой и разнообразием форм заданий.
Для того, чтоб ребенок “раскрылся”, требуется контакт, полное доверие, уверенность маленького человека, что его не обманут, не выдадут его тайну. Психолог выслушает, подскажет, посоветует, но никогда не будет обнародовать секрет. Рекомендации педагогам, родителям — только в такой форме он может вмешаться в ситуацию.
Оценивание I классе
На каждом занятии за свою работу на уроке малыши получают не традиционные баллы, а фишки — кружочек, квадратик или треугольник. Один кружочек приравнивается к двум квадратикам и четырем треугольникам. Каждый блок предметов имеет свой цвет фишек. Фишки можно обменивать “внутри” своего цвета: 2 желтых квадратика на желтый кружок и т.д. Десять кружочков — и на большой красочной картине, где изображены замки, корабли, а между ними пунктиром вьется дорожка, — можно сделать шаг! Передвигаются фигурки ребят — их фотографии. Тех, кто попадает в замок, ожидают интересные сюрпризы — награды, конкурсы, где ведущим становится победитель. А в конце пути — чудесный голубой корабль! — он повезет ребят на следующий год в новую игру, в новое путешествие по стране знаний.
Но как быть, если “самые сильные” уже на корабле, а другие только на подходе?
Для победителей — новая игра: кто первым построит свой домик, где каждому предлагается его личная картина — дом, деревья, палисадник — и все изображения имеют прозрачные окошечки — кассы. Дом строится из желтых и красных кирпичей. Желтые кирпичи — это отличные оценки в словесном блоке. Красные — в математическом, физкультурно-оздоровительный блок — это листья на дереве: ушу — желтые, хореография — салатные, спортивные игра — оранжевые, физкультура — темно-зеленые.
Успехи в природоведении превращаются в цветы перед домом, в изобразительном искусстве — в стены домика, в музыке — в голубые колокольчики и т.д. А в каждом окошке домика фотография владельца этой веселой усадьбы. Но продвигаются по дорогам между замков и строят свои домики ребята один раз в неделю, в условленный и долгожданный час. А где же хранить свои фишки все это время? Для этого существуют маленькие паспорта — фотоальбомы. Каждый день недели имеет свой цвет, и в эту страничку ребята вкладывают свои фишки, отсюда их достают для обмена. В паспорте есть и необходимые сведения, которые помогают ему в пути — имена преподавателей и кураторов, режим дня, расписание занятий. Сюда можно вставить и фотографии после участия в спектакле или музыкальном концерте.
Вывод
В жизни каждого человека образ школы нетленен и трепетен. Что бы ни осталось за спиной: церковно-приходская школа или гимназия, советская школа со шкрабами или элитный уголок знаний для избранных, с особым упоением и нежностью произносится одухотворенная фраза: "Когда я учился в школе...". Потому что у нас школа — это период осязаемого детства и романтического юношества, когда делаются жизненные открытия и переживается первая любовь.
Школа же НАШЕГО детства, открывшая двери на стыке веков в мир одухотворения и мечты, блестящих порывов и побед, утверждающих тебя в жизни.
Наша главная цель состоит в том, чтобы дать ребенку всестороннее классическое образование при сохранении его здоровья. Мы поощряем развитие талантов наших учеников, мы хотим видеть их независимыми, уверенными в себе гражданами нашей страны















