kursovik (708580), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Английские правящие круги рассчитывали преодолеть финансовые трудности путем получения больших доходов от расширения экспорта товаров на мировых рынках. В первые послевоенные годы Англия добилась значительного увеличения экспорта по сравнению с довоенным уровнем. Этому способствовало временное устранение германской и японской конкуренции и нехватка долларов в странах стерлинговой зоны. Но возросший экспорт не мог покрыть стоимости вздорожавших импортных товаров. Тем не менее, рост экспорта стимулировал увеличение промышленного производства. Другим важным фактором промышленного развития была гонка вооружений.
В 1948 г. английская промышленность достигла и превзошла довоенный уровень выпуска продукции, а в 1951 г. производство превысило почти на треть показатели 1937 г. Однако промышленность развивалась неравномерно. Новые отрасли (электроэнергетика, машиностроение, химия) переживали подъем, в то время как старые отрасли (угольная, текстильная) таки не достигли к 1951 г. довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды (в 1947 и в 1951 гг.) возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на работе большинства предприятий. Капиталовложения в английскую промышленность, сделанные после окончания войны, способствовали увеличению производительности труда, но не устранили растущий разрыв между Великобританией и США в этой области.
В целях расширения производства продовольствия внутри страны правительство приняло в 1947 г. четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства. В 1951-1952 гг. сельскохозяйственное производство увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины потребностей в продовольствии Англия по-прежнему покрывала за счет импорта.
Несмотря на старания, реформы лейбористов не вызвали улучшения экономического положения. Налоги выросли, в стране сохранялась карточная система распределения. В рядах самих лейбористов возникали разногласия относительно дальнейшей политики. Положение в стране оставалось по-прежнему бедственным, тем более что в стране заметно выросли цены на продукты питания – в особенности из-за того, что она лишилась традиционных дешевых источников продовольствия в странах Содружества.
В области внешней политики у Великобритании все еще оставалось два основных направления: соперничество с СССР и попытка сохранить Британскую Империю.
В первом вопросе лейбористы были полностью согласны с мнением Черчилля о советской угрозе, высказанным им в Фултоне, и оставались союзниками США. Но в 1947 г. были вынуждены отказаться от соперничества с СССР из-за кризисного положения в государстве.
Во втором вопросе перед страной стала еще более тяжелая проблема, требовавшая незамедлительного решения: начался кризис Британской Империи. Великобритании пришлось предоставить независимость Индии, Цейлону в 1947 г. и Иордании и уйти из Палестины. Утратив политическую власть в своих бывших колониях в Азии, английские империалисты стремились всеми средствами сохранить там экономические позиции. Одновременно монополии рассчитывали восполнить потери в Азии широкой эксплуатацией ресурсов и населения африканских колониальных владений. Но нараставшее освободительное движение народов черного континента опрокинуло и эти планы.
«Английская болезнь» в 50-х – 70-х годах
В 50-е гг. Европа «переживала» всеобщий экономический рост, к которому присоединилась и Великобритания. Но темпы ее развития были намного меньшими, чем в остальной Европе среди передовых стран. После войны по экономической мощи Британию обошли ФРГ, Франция и Япония. Италия вплотную приблизилась к Великобритании. Экономический застой в Англии начался, как только произошел распад Империи, а ведь именно с Империей связано былое процветание Великобритании. Если раньше Великобритания по низкой цене закупала в своих колониях сырье, «аккумулировала» богатства мира, то теперь это стало невозможным, так как бывшие колонии соглашались поддерживать экономические отношения только на гораздо более выгодных условиях. В связи с этим Великобритании необходимо было почти полностью перестраивать свою экономику, тогда как в других странах Европы этой проблемы не существовало. И тенденции развития их страны грозили англичанам превратиться в граждан третьеразрядного государства. Началась так называемая «английская болезнь», о которой в стране шли дискуссии. Лейбористы считали, что средство против этой болезни – расширение государственного контроля над экономикой, и обвиняли предпринимателей в неспособности использовать современные методы бизнеса, а банки в том, что те предпочитали вкладывать деньги за границей. Консерваторы, в свою очередь, винили профсоюзы в установлении непомерно высокой заработной платы и в чинении препятствий рационализации, что, по их мнению, и послужило отталкивающей причиной для иностранных инвестиций. Однако обе эти партии, находясь у власти, проводили сходную политику, получившую название «стоп-вперед». Сначала предпринимались меры по стимулированию развития экономики, то есть рост вложений государственного капитала в промышленность и увеличение зарплаты и вело к инфляции. Как только она достигала уровня, способного вызвать существенное падение курса фунта стерлингов, а это значило бы удорожание всего импорта (прежде всего продовольствия), субсидии прекращались, инфляция уменьшалась, рост приостанавливался.
Но видимо, ни те, ни другие не были правы. «Английская болезнь» была во многом следствием специфического развития страны. Ранее хозяйство Великобритании развивалось в благоприятных условиях свободного рынка Империи, где Британия практически была монополией. Она дешево скупала сырье в колониях. Эти условия можно сравнить с «парниковыми». А после войны, с распадом Британской Империи ослабли выгодные торговые связи с колониями, и эти благоприятнейшие условия исчезли, а английская промышленность попала в сферу жестокой конкуренции.
В 1951 г. 77-летний Уинстон Черчилль, глава консерваторов, возглавил правительство. Черчиллем были сделаны определенные выводы из поражения консерваторов в 1945 г., правительство уже не посягало на бесплатное медицинское обслуживание и систему социального обеспечения. Были денационализированы только сталелитейная промышленность и транспорт. В 1952 г. Великобритания, не пожелавшая отставать от сверхдержав, обзавелась ядерным оружием, в чем ей существенно помогли США.
В 1952 г. умер король Георг VI , и его дочь Елизавета вступила на престол. Но, так как монархия в Великобритании сохраняется лишь в качестве традиции, то произошедшая смена монархов никак не повлияла на политику (Великобритания – парламентская монархия, и Конституции здесь нет, а законодательство основывается на многовековых конституционных обычаях и прецедентах; это значит, что парламентарии смотрят только на то, каким образом был когда-то решен аналогичный случай – настолько отшлифованы за многие сотни лет парламентские законы и процедуры).
За 13 лет пребывания у власти консерваторов (1951-1964 гг.) противоречия английского империализма еще более обострились. Экономика страны неоднократно переживала кризисные падения и застой, рост промышленного производства происходил медленнее, чем в других развитых капиталистических странах. Англия столкнулась с возрастающей японской и западногерманской конкуренцией на мировых рынках. По объему промышленной продукции и по экспорту ФРГ вырвалась вперед к началу 60-х гг. и заняла второе место в капиталистическом мире, оттеснив Великобританию на третье место. Доля Англии в мировом капиталистическом производстве уменьшилась с 10,2% в 1948 г. до 8,3% в 1960 г. Расширились масштабы проникновения американского капитала в английскую экономику. Неравномерность экономического и политического развития капитализма, распад Британской колониальной империи, огромные расходы на непроизводительные цели, связанные с гонкой вооружений и проведением агрессивной внешней политики, – все это обусловило падение роли Англии в капиталистическом мире.
Однако по размерам заграничных капиталовложений и по военной мощи Великобритания все еще занимала второе место среди капиталистических стран. Она возглавляла крупное валютно-финансовое объединение в капиталистическом мире – стерлинговую зону, – английский флот перевозил значительную часть внешнеторговых грузов капиталистических государств.
Пытаясь выйти из трудностей, консервативное правительство разработало программу финансового «оздоровления» страны, которая выразилась в сокращении расходов за счет уменьшения ввоза продовольствия и промышленного сырья. Это привело к росту цен на предметы первой необходимости. Одновременно правительство продолжало гонку вооружений, осуществляя ее в ущерб гражданским промышленным отраслям: прямые военные ассигнования достигли трети всей расходной части государственного бюджета. Но милитаризация не улучшила состояния английской экономики, а напротив, уменьшила экспортные возможности страны и ухудшила ее платежный баланс. Правительство неоднократно прибегало к иностранным займам, чтобы восстановить сократившиеся валютные резервы. Для монополий гонка вооружений явилась источником небывалого обогащения. Прибыли английских компаний возросли с 1,8 миллиардов фунтов стерлингов в 1949 г. до 3,8 миллиарда фунтов стерлингов в 1960 г. В интересах магнатов металлургической промышленности национализированные лейбористами сталелитейные заводы в 1953 г. были возвращены прежним владельцам.
«Политика сжатия», провозглашенная правительством, которое после ухода Черчилля в отставку с апреля 1955 г. возглавил бывший министр иностранных дел А. Иден, означала сокращение капиталовложений, удорожание кредита, уменьшение расходов на социальные нужды. Но покончить с кризисом платежного баланса и стабилизировать развитие экономики так и не удалось. Консерваторы усилили наступление на жизненный уровень людей. Правительство отменило контроль над квартирной платой, повысило налоги и транспортные расходы, прекратило выдачу субсидий на некоторые виды продовольствия. Вновь проводилась политика замораживания заработной платы. Только с 1953 г. по1961 г. стоимость жизни выросла на 26%.
В конце 60-х гг. обострилась и ирландская проблема. После предоставления независимости Ирландии в составе Великобритании остались шесть графств Северной Ирландии с преимущественно протестантским населением. Католическое меньшинство начало в 1968 г. борьбу за гражданское равноправие, которая вылилась вскоре в массовые беспорядки. На следующий год правительство ввело туда части британской армии, в ответ Ирландская республиканская армия – тайная террористическая организация, выступающая от имени католиков, – начала кампанию террора против английских солдат. Волна насилия выплеснулась за пределы Ольстера: загремели взрывы в Лондоне, других городах. В начале 70-х гг. Великобританию стали рассматривать как главного «больного» Европы, экономическое положение страны неуклонно ухудшалось: промышленное производство переживало застой, становился хроническим рост инфляции, обесценивался фунт стерлингов.
Нарастание экономических трудностей вызвало обострение и социальных конфликтов. С каждым годом росло забастовочное движение трудящихся. Наиболее мощными в 1970-х гг. были выступления британских шахтеров, железнодорожников, докеров. Большой размах получила борьба широких слоев населения за мир, за разрядку международной напряженности, против непомерных военных расходов, за налаживание взаимовыгодного сотрудничества между государствами с различными социально экономическими системами.
В области международных отношений Великобритания продолжала играть активную роль в агрессивном блоке НАТО и других военно-политических группировках. В 1954 г. Англия приняла активное участие в создании агрессивного блока СЕАТО, а в 1955 г. – в организации Багдадского пакта, последствии переименованного в СЕНТО. В октябре 1956 г. Великобритания вместе с Францией и Израилем совершила военное нападение на Египет, правительство которого национализировало компанию Суэцкого канала. Агрессия закончилась поражением интервентов, пытавшихся вернуть утраченные колониальные позиции и разгромить национально-освободительное движение на Арабском Востоке. Временное прекращение судоходства по Суэцкому каналу вызвало серьезные экономические трудности в стране. Резко обострилось внутриполитическое положение. В правящей партии развернулась борьба между сторонниками открытого колониализма и сторонниками более гибкого курса.
Не считаясь с уроками агрессии против Египта, английские империалисты предприняли в 1958 г. вооруженную интервенцию в Иорданию, также закончившуюся поражением колонизаторов. Отчасти в результате этого правящие круги Великобритании вскоре официально признали невозможность проведения независимой политики, как в сфере экономики, так и в военной и внешнеполитической областях, и уже в феврале 1958 г. было подписано соглашение между США и Англией о размещении на английской территории американского ракетного оружия.
Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и ее включению в НАТО. В мае 1955 г. СССР аннулировал англо-советский договор 1942 г., как утративший силу вследствие вступления Англии в военный союз с ФРГ.
Серьезным конкурентом Англии на мировом капиталистическом рынке выступило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г. В противовес ему Англия образовала в 1960 г. под своей эгидой Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Членами этого международного государственного монополистического союза, кроме Великобритании, стали Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия. Хозяева английских монополий полагали, что созданием ЕАСТ они укрепят свои экономические позиции и добьются усиления конкурентоспособности товаров с маркой «сделано в Великобритании». Однако ЕАСТ оказалась неспособной эффективно бороться против «общего рынка».
Неоднократные попытки Англии присоединиться к Европейскому экономическому сообществу встречали противодействие Франции и других стран «шестерки». Президент Франции Шарль де Голль дважды накладывал вето на прием Великобритании в ЕЭС, аргументируя это слишком тесными связями англичан с американцами. Только в 1973 г. униженная Великобритания была «допущена» в Европу на весьма тяжелых для нее условиях и уже значительно отставая по мощи от ведущих стран ЕЭС – ФРГ и Франции.
















