71519 (700425), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Под влиянием Корреджо в Парме сложился наиболее известный итальянский мастер, работавший в этом направлении — Франческо Пармиджанино. Его стиль отличали легкость линий, непропорционально удлиненные человеческие тела с маленькими изящными головками на тонких шеях. Композиции картин Пармиджанино всегда экстравагантны и виртуозны. Это «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1522— 1524), «Антея» (1534—1535), «Мадонна с длинной шеей» (1534-1540).
Ярким представителем итальянского маньеризма был скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Ему также свойственны удлиненные пропорции человеческих фигур, маленькие головы и изощренность поз. Кроме великолепных статуй Персея, бюста герцога Медичи и солонки Франциска I, Челлини оставил потомкам захватывающие мемуары, повествующие о его жизни, полной скитаний и приключений.
Венеция довольно долго оставалась последним бастионом Ренессанса, но в конце концов и она попала под обаяние легкого и изящного стиля итальянского маньеризма. В середине 30-х годов XVI века молодой художник Якопо Тинторетто покинул мастерскую Тициана, не желая подчиняться диктату учителя, и стал первым венецианским художником-маньеристом. Его полотна отличает нарочитая асимметричность композиции, драматическое напряжение, удлиненные тела. Наиболее известны полотна: «Чудо святого Марка» (1548), «Спасение Арсинои» (1555—1560), фреска «Тайная вечеря» в церкви Сан-Тровазо (1566).
Пожалуй, самым оригинальным итальянским маньеристом был миланский живописец Джузеппе Арчимбольдо, служивший придворным художником у германских императоров. Арчимбольдо писал портреты, составляя лица людей из неодушевленных предметов. Так, картина «Зима» представляет собой изображение профиля человека в виде проросшей коряги, а на портрете Рудольфа II лицо императора изображено при помощи сочетания различных овощей и фруктов.
С маньеризмом связано и такое самобытное явление испанской культуры XVI века как творчество художника Эль Греко. Настоящее имя живописца — Доменико Теотокопули, он родился на Крите, чем и объясняется его псевдоним. В молодости Эль Греко учился в Венеции у Тициана и Тинторетто, однако за годы работы в Испании выработал свой стиль, который делает его не похожим ни на одного художника XVI века. Он смело рвал все мыслимые традиции изобразительного искусства, создавая полотна и фрески небывалой цветовой гаммы и эмоционального напряжения, заполненные угловатыми удлиненными фигурами. Его исполненные трагизма картины «Вид Толедо» (1610—1614), «Моление о чаше» (1605—1610), «Снятие пятой печати» (1610—1614) шокировали зрителей. Эль Греко не пришелся ко двору Филиппа II, его часто не понимали современники, а после смерти художник был полностью забыт на два столетия. И заново «открыт» только в XIX веке.















