70359 (699416), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Изысканное блюдо
не пахнет чем-то одним,
прекрасная мелодия
не складывается из одного тона.
Кукай.
С европейской кухней Япония знакома хорошо, но более распространена национальная пища. Основу её составляет пресный вареный рис, из которого готовят различные блюда, главное – это «гохан», то есть просто вареный рис в рассыпчатую без масла, соли и каких-либо других приправ. Также всегда были распространены каши из других злаков, таких как просо, но ими питалась только беднота, которым риса не хватало. Часто рис как основное блюдо заменяется различными видами лапши из пшеничной или гречишной муки. Крахмалистые виды пищи – «сюсёку», то есть «главная пища». Все прочие блюда – овощные, рыбные, мясные и другие – входят в категорию «фукусёку» - «дополнительная пища» и рассматриваются только как дополнение в сюсёку.
Из китайской кухни было заимствовано большое количество соевых продуктов: коричневый жидкий соленый соус «сёю», в который макают овощи и рыбу во время еды; пресный соевый творог «тофу» - непременный компонент утреннего завтрака; паста из перебродивших соевых бобов «мисо», который используют для приготовления супов. В приготовлении дополнительных блюд характерно стремление как можно меньше тратить природных качеств продукта.
Овощи – редька, капуста, огурцы подаются либо мелко нарезанными, квашеными, солеными, маринованными, реже вареными или обжаренными. Рыбу и морепродукты – осьминогов, кальмаров, раковинных моллюсков едят в сыром, реже в вяленом виде. Блюда из мяса и птицы не характерны для повседневного или домашнего питания. Говядину в пищу изначально запрещалось употреблять по религиозным воззрениям, затем она стала элементом праздничной пищи, а сейчас в небольших количествах входит в повседневный рацион питания. В японской национальной кухне очень мало не только мяса, но и жиров. Молочные продукты долгое время в Японии совсем не были известны, сейчас они потребляются повсеместно, но не в больших количествах. Из европейской кухни наиболее популярна итальянская, блюда из которой, например, спагетти или ризотто, сравнительно близки к японской национальной кулинарии. Обычный напиток – крепко заваренный зеленый чай, реже лимонад. Из алкогольных напитков употребляют рисовую водку «сакэ» и «сётю», виски, пиво. Большое внимание уделяется сервировке стола.
14. Духовная жизнь Японии
Индийская и китайская цивилизация на протяжении веков оказывала немаловажное влияние на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело разносторонний характер, а на периферии упомянутых 2–ух мощных культурных центров ощущается знакомство и с индуизмом, и с конфуцианством, и даже с даосизмом, все-таки важнейшим компонентом той религиозной традиции, которая распространена довольно широко, был буддизм. Это видно на примере Японии. Современные японцы мало религиозны. Синтоистские храмы японцы предпочитают для проведения свадебных церемоний. Похоронные и поминальные церемонии, которым в Японии придают большое значение, проводят в рамках буддисткой направленности.
Синтоизм – это мистическая религия, процесс формирования которой уходит корнями в глубокую древность и включает в себя все присущее первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, магия, культ мертвых, культ вождей и др. Термин синто («путь духов») впервые упомянут в исторической хронике «Нихон Секи» (720 год) – обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Древние японцы одухотворяли окружавшие их явления природы, растения, животных, умерших предков, с благоговением относились к посредникам, осуществляющим связь с миром духов – к магам, колдунам, шаманам. Позже уже испытывая влияние буддизма, и многое переняв от него, первобытные синтоистические шаманы превратились в жрецов – каннуси («ведущие духами», «хозяева ками»).
Пантеон синтоистических богов огромен и не имеет ограничений. Для отправления обрядов, молитв и свершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, которые перестраивались каждые 20 лет, так как духи именно столько времени могут находиться в статическом положении. Синтоиские храмы делятся на две части: внутренняя и закрытая (хондэн), посещающие храм входя в хондэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним деньги, кланяются и хлопают в ладоши, иногда молятся иногда нет и уходят. Раз или два в году в храме бывают праздники жертвоприношения, когда сюда из синтая перемещается дух божества.
Синтоизм в интеллектуальном отношении, и с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстракционных конструкций был недостаточен для быстро развивающего общества и поэтому проникший с материками буддизм занял ведущие позиции.
Буддизм в Японию проник в середине 6 века, оказался оружием в острой политической борьбе знатный родов за власть. Буддизм в Японии распространился в форме Махаяны и немало сделал для установления и упрочнения развитой культуры и государственности. Не было сделано акцента на ничтожность отдельной личности перед мнением и традиции коллектива в целом. Уже в законе «17 статей» (604 год), содержалась статья 10, в которой говорилось, что у каждого человека могут быть свои убеждения и представления о правильном и мудром, хотя при этом все-таки приходилось действовать, сообразуясь с волей большинства. Буддизм очень укоренился в японской культуре.
В конце 7 века был издан указ об установлении алтарей и изображений Будды во всех официальных учреждениях. В середине 8 века было принято решение о строительстве гигантского храма Тотайдзи в столице Нара, центральное место в храме заняла 16-метровая статую Будды Вайрогана, золото для покрытия которой собирали по всей Японии. Между синтоизмом и буддизмом постепенно сложились отношения дружественного нейтралитета.
Конфуцианство в Японии было значительно слабее нежели в Китае, за индивидуумом предполагалось право решать, определять и быть преданным той идее и тому патрицию, которого он сам избрал. Правда выбор делался лишь раз в жизни – за этим вступала в силу практика верности до гроба и готовность умереть за веру или господина. Но право выбора (пусть однократного, не для всех и не всегда!) в принципе все-таки существовало. Японская традиция в сфере генеалогического древа отразилось в сфере самурайской доблести.
История конфуцианства восходит к раннему этапу развития цивилизованного государства, немаловажную роль сыграли китайцы и корейцы, привозившие не только конфуцианские тексты, но и нормы морали и образа жизни.
С 17 века, когда сёгуны из клана Тогукава сумели объединить страну под своей властью. Сёгуны рассчитывали, что конфуцианство даст им в руки дополнительные возможности укрепления власти с помощи пропаганды идеи власть имущего. Усиливается ряд проповедников джуманского неоконфуцианства, например Ямадзаки Ансаи посчитал конфуцианство в джусианской трактовке истиной, он начал активную пропаганду идей Мэн-цзн с духом самурайского патриотизма и нормами древнего синтоизма.
В современной Японии существует большое количество религиозных сект, так как Сока-гаккай, которая активно развивается и Аум синрикё, которую правительство запретило.
Заключение
Япония во многих отношениях страна уникальная и удивительная. Врожденная вежливость, более искренняя и менее церемонная, чем в Китае, - и рядом с ней острый меч самурая, смелость, отвага, готовность к самопожертвованию, которое можно поставить лишь рядом со слепым фанатизмом воинов ислама. Редкое трудолюбие в сочетании с обостренным чувством чести и глубокой, до смерти преданности патрону, будь то император, сюзерен, учитель или глава процветающей фирмы. Необычайное для Востока чувство прекрасного, скромность и простота, лаконизм и необычайное изящество одежды, убранства, интерьера. Умение отрешиться от суетной повседневности и найти душевный покой в созерцании спокойной и величественной природы, в миниатюре представленной в маленьком, глухо огороженном дворике с камнями, мхом, ручейком и карликовыми соснами. Удивительная способность заимствовать и усваивать, перенимать и развивать достижения иных народов и их культуру, сохраняя при этом свое, национальное, своеобразное, японское.
Существует своеобразный синтез внутреннего, веками воспитывающегося умения восхищаться и наслаждаться радостями жизни и красотой бытия и внешнего, стимулирующиеся официальными нормами буддистского стремления к строгости, к самоограничению создает крайне своеобразную эстетику. Суровая строгость и церемонность порождали умение найти скрытую красоту во всем, везде и всегда.
Искусство интерьера, умение подчеркнуть линию в одежде, наконец, изысканное, годами воспитываемое умение расположить один единственный цветок так, чтобы украсить и осветить всё помещение – результат многовековой буддийской эстетики. А искусство разбивки небольших садов достигло в Японии виртуозности. Миниатюрные площадки умением мастера-садовника превращаются в наполненные глубокой символикой комплексы, свидетельствующие о величии и красоте природы. Буквально на нескольких десятках квадратных метров мастер устроит и каменистый грот и нагромождение скал, и ручеек с мостом через него, и карликовые сосны, островки мха, разбросанные каменные глыбы, песок и ракушки дополнят пейзаж, который с трех сторон всегда будет закрыт от внешнего мира высокими глухими стенами. Четвертая стена – это дом, окна-двери которого широко и свободно раздвигаются, так что легко можно превратить сад как бы в часть дома и тем самым в буквальном смысле слиться с природой в центре большого современного города. Это – искусство, и оно стоит немалого…
Япония – поразительное соединение противоположностей: старого и нового, Востока и Запада. Это самая современная страна мира, сохраняющая в то же время традиции, имеющие тысячелетние истории.
После написания реферата мое отношение к Японии и японцам не только не ухудшилось, а диаметрально противоположно улучшилось. Я в восторге от того, что выбрала именно эту тему, мои знания в этой области приведут в изумление даже любителя «Страны восходящего солнца». Я получила не только воз новых знаний и эстетическое удовольствие, но и практические навыки: чай теперь я пью минимум минут пятнадцать, наслаждаясь каждым глоточком; могу сшить себе кимоно; любуюсь падающим снегом как завороженная; постигаю красоту цветов. Узнав столько интересного и необычного о Японии и её жителях, я загорелась желанием обязательно побывать в этой «стране цветущей сакуры».
Список использованных источников
1. Васильев, Л. С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов / Л. С. Васильев. – М. : Университетский книжный дом, 2004. – 704 с.
2. Мещерякова, А. Япония, данная нам в символах, флоре и фауне, людях и ощущениях / А. Мещерякова // Восточная коллекция. – 2002. - № 3. – С. 44 – 59.
3. Народы мира : историко-этногр. справочник / главный редактор Ю. В. Бромлей ; члены ред. коллегии С. А. Арутюков [и др.]. – М. : Советская энциклопедия, 1988. – 624 с.
4. Рогозин, Д. Икебана и бонсай – живые традиции японской культуры / Д. Рогозин // VITA. – 1997. - № 3. – С. 29 – 32.
5. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // www. Google. Krygosvet @. ru /
6. Сахоко, К. Эти странные японцы / К. Сахоко, Т. Хама, Дж. Райс; пер. с японского Г. Дуткина, Д. Дуткина. – М. : Эгмонт Россия Лтд, 2000. – 72 с.
7. Страны и народы. Зарубежная Азия. Восточная и центральная Азия : в 20 т. / главная ред. кол. Ю. В. Бромией – академик [и др.] ; ред. кол. Тома М. И. Сладковский [и др.]. – М. : Мысль, 1982.















