69689 (698146), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы, неразрывно связанные своим трудом с природой, верили, что, соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд средство сообщения между ними.
Обязательные святочные игры, веселые забавы, обильная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнерадостную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с возникающей энергией плодородия, удваивая ее.
Другая сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что открытое по святочному гаданию обязательно сбудется.
б) Масленница..
В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солнца - их пекли на круглых глиняных сковородках с зубчатыми краями и прочерченным внутри крестом.
Над веселящейся, ряженой, объевшейся масляными блинами толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна была теперь успокоиться до следующего года. в).
К весенним обрядам заранее готовились: вышивали полотенца с изображениями богини плодородия Макоша, рожаниц, лошадей, журавлей и других птиц. Покрывали эти полотенца растительным орнаментом. Не обходились весенние обряды и без раскрашенных яиц. Традиция расписывать яйца весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне. Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что длительное время (примерно с Х века) держался обычай пользоваться специально изготовленными керамическими разукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскрашенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойствами: им можно исцелить больного или даже потушить пожар, случившийся от удара молнии.
Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеленые святки", или русалии. Они приходились на конец мая июнь (в разных местностях назначали свой срок). Для землепашца это время критическое - все, что мог, он на полях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все зависело от природы, а значит, от прихоти управляющих природными стихиями существ.
Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам и озерам, источнкам благодатной утренней росы. А душа к русалкам, властительницам водоемов. И ожидали в это время от русалок не только шалостей и козней, но и орошения полей живительной влагой, способствующей колошению хлебов.
Русальные ритуальные хороводы и песни сопровождались ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и прыжками, пронзительными выкриками участники приводили себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое буйство должно было привлечь внмание русалок и выманить их из омутов. г) Ярилин день..
Добрый урожай зависел не только от умеренного орошения, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых святок" были два "огненных", солнечных праздника - Ярилин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24 июня по старому стилю), дата летнего солнцестояния.
Ярило был богом восходящего или весеннего солнца, богом похоти и любви, богом производителем и покровителем животных, производителем растений, богом силы и храбрости. д)
Купала - божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было яволено куклой или чучелом (мужского, а иногда и женского пола). Украшением и символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника - "перунов цвет", указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках.
Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания "живого огня" начиналось главное действо: от затеплившегося огня возжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы.
Следующий виток аграрных календарных праздников и обрядов приурочен ко вркмени сбора урожаев и началу его переработки. Особенно значительными были: праздник "первых плодов" (начало августа); чествование Рода и рожаниц, когда хлеба уже ссыпаны в закрома (время "бабьего лета", с конца августа до середины сентября); начало прядения льна (октябрь).
3. Святилища. а)
Для отправления обрядов использовались, как правило, особые места - святилища, в которых, по поверьям, временно или постоянно обитали божества и духи.
В каждом доме были священные места для отправления домашних обрядов. Кроме того, славянское захоронение напоминавшее по своему устройству жилую хоромину, почиталось как священное место, дом предков.
Дла отправления совместных священнодействий народ собирался на примечательных участках полей или речных берегов, у ручьев, но особенно часто - в рощах.
Существовали и специально обустроенные святилища капища. Крупные капища обычно имели форму округлой площадки, защищенной со всех сторон рвом или валом. Внутри в самом центре ставились изваяния языческих богов, а чуть поодаль, вероятно, находились строения для общих ритуальных пиршеств. Участники обрядов озарялись и "очищались" светом больших священных костров, которые возжигались вокруг святилища.
К самым впечатляющим капищам такого рода принадлежало святилище Перуна близ Новгорода. Археологами обнаружены многочисленные остатки славянских языческих святилищ - селище "Грудок" в бассейне Среднй Десны, капище на вершине Старокиевской горя над Днепром. Характерно, что многие крупные капища располагались на возвышениях и почитались язачниками как места необыкновенные, священные. III. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
1. Ремесло.
Русские ремесленники X-XIII веков сделали свой большой вклад в развитие культуры древней Руси. В тысячах кузниц по Днепру и по ильменю, по Волге и Оке ковали плуги для вспашки полей, сотни оружейников готовили оружие, победившее кочевников-степняков, византийцев, немцев и поляков, а в ювелирных мастерских создавалось тончайшее "узорье" из бронзы, серебра и золота, украшенное филигранью, чеканкой и невыцветающей эмалью.
История древнерусского ремесла рассматривается по двум разделам: в первый вошли материалы по деревенскому ремеслу, а во второй - по ремеслу городскому. Многие технические приемы, известные городу XI-XII вв., деревне известны не были; многие типы вещей бытовали только в городе или только в деревне.
1.1 Деревенское ремесло.
а)
С ростом общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами, именно их народ окружил сотнями различных легенд и поверий: "кузнец - колдун, хитрец" находился под покровительством русского Гефеста - бога Сварога, он мог не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец является победителем дракона - Змея-Горыныча, которого он приковывает за язык. - Материал.
В своем деле кузнецы использовали болотную руду, которая содержала от 18 до 40 % железа. Железо получали небольшими дозами, достаточными лишь для изготовления, например, ножей, долот, стрел, серпов и других сравнительно небольших предметов.
Ко времени формирования славянских племенных союзов и началу образования Киевского государства металлургическое дело насчитывало уже полуторатысячелетний опыт. Появились специальные горны, вынесенные за пределы землянок, а варка и ковка железа стала делом особых мастеров.
Весь процесс изготовления металлических вещей распадался на следующие стадии: 1) добыча руды; 2) предварительная обработка; 3) плавка руды ("варка железа"); 4) проковка крицы; 5) горячая ковка для получения желаемых изделий.
Чаще всего руда залегает на дне болот и озер; ее разведывают острым шестом или железным щупом, а добывают черпаками с длинной рукоятью с плотов или лодок.
Полученная руда промывалась, затем приносилась в поселок и подвергалась предварительной обработке, заключавшейся в дроблении ее, в легком обжиге, способствовавшем процессу восстановления окислов железа. Самым сложным и ответственным делом являлась выплавка железа из руды, осуществлявшаяся при помощи сыродутного процесса. Последняя стадия сыродутного процесса - проковка крицы подводит нас вплотную к следующему этапу обработки металла - к кузнечному делу.
Техника ручной ковки очень мало изменилась со времени домонгольской Руси (XIX в.). Подлинных древних кузниц известно много. В тех случаях, когда их обнаруживали, они оказывались или у самого вала, на краю городища, или даже выносились за пределы вала. Для разогревания железа кузнецу необходим был горн с хорошо налаженным дутьем мехами.
Для извлечения раскаленного металла из горна и для держания его на наковальне служили клещи (иногда их называют "изымало" - от глагола "изымать", вытаскивать). Клещи делались из двух половинок, скрепленных осью, их форма различна: одни из них приспособлены для вытаскивания и держания небольших предметов, другие имеют специальные крючки на концах для держания широких и массивных вещей и больший размах захватывающей части клещей. Раскаленное добела железо клалось на наковальню и подвергалось ковке.
Ковка производилась молотом ("Млат", "олмат", "ковалдо", отсюда "кувалда", "кий", и "киянка" - деревянный молоток у современных столяров). В зависимости от назначения, молоты были различного веса и формы - от тяжелых и массивных молотов у подручного кузнеца - молотобойца до небольших молотков, которыми кузнец орудовал сам, или непосредственно ударял по железу, или подставлял свой молоток (подбойник, кладива) на место, требующее удара, а по молотку бил своим тяжелым молотом подручный.
Кузнецам удавалось выковать железные лопатки с длинными железными же рукоятками до 1 м длиной; расплющивать ковкое железо (при изготовлении сковород) они могли до 30 см в поперечнике. Различались технические приемы ковки.
К вещам, наиболее простым по изготовлению, нужно отнести нож, обручи и дужки ушатов, гвозди, серпы, косы, долота,плужные ножи, шилья, кочерги, медорезки, лопаты и сковороды. Все эти плоские предметы не требовали специальных приемов и могли быть изготовлены и без подручного кузнеца.
Ко второй группе надо отнести вещи, требовавшие сварки, например: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила , кресала (огнива), светцы, остроги.
Следующим техническим приемом было применение рубила для разрубания железа. Этот прием мог быть применен только при совместной работе обоих кузнецов, так как нужно было, во-первых, держать клещами раскаленный кусок железа, что при больших размерах тогдашних наковален было нелегко, во-вторых, держать и направлять рубило, в-третьих, бить по рубилу молотком. Зубило применялось при выработке ушков для ушатов, лемехов для сох, тесел, мотыг, шиковин (петель) дверей. Наиболее сложным было изготовление топоров, копий, молотков и замков.
Древние русские кузнецы изготовляли иногда и винты, но делали их не нарезкой, а путем перекручивания четырехгранного стержня. Получавшиеся винты значительно крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом кузнечного искусства являлись замки.
В деревенских кузницах XI-XIII вв. работало по два кузнеца, один в качестве основного мастера, другой подручным. Они обслуживали все нужды ближайших поселков. Приведенный ассортимент кузнечных изделий исчерпывает почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже для обороны.
б)
Наряду с железными изделиями найдено множество бронзовых, медных и серебряных украшений, следовательно, можно говорить о существовании ремесленников-ювелиров.
Судя по данным XII-XIII вв., коваль и ювелир совмещались в одном лице. Изготовление украшений, равно как и целый ряд других отраслей русского ремесла, к сожалению, не имеет разработанной истории для эпохи VII-VIII вв.
Наиболее благоприятный в этом отношении материал женских погребений уничтожен погребальными кострами и либо совсем не дошел до нас, либо дошел в виде бесформенных слитков.
- Материалы.
Большинство технических приемов древнерусских "кузнецов меди и серебру" уходят своими корнями в первые века нашей эры. В X-XIII вв. можно отметить большую тщательность выделки и большое разнообразие форм.
Материалом для украшений служили медь, серебро и их различные сплавы; золота в деревенских курганах нет.
По внешнему виду русские украшения из сплавов делились на две группы: подражающие по цвету золоту (с преобладанием в сплаве меди) и имитирующие серебро (бронза с большим содержанием олова, или сплав меди с серебром "билкон", или сплав серебра с золотом). Ни золота, ни серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не было, - все эти металлы ввозились из соседних стран.
- Литье.
Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье.
Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей название "льячки", которые с металлом подогревали в пламени и затем металл выливали в литейную форму. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторившее форму.















