Palace (697118), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Большой каскад создавался одновременно с дворцом «Монплезир». Однако первоначальная скульптура была изготовлена из свинца. Свинцовая декоративная скульптура Большого каскада, выполненная К. Растрелли, Ф. Вассу по рисункам Ж.-Б. Леблона, И. Браунштейна, Н. Микетти и М.Г. Земцова, к концу XVIII века пришла в ветхость. 19 августа 1799 года был издан указ отлить новые скульптуры из бронзы. В создании новых скульптур приняла участие плеяда блестящих русских скульпторов XVIII века. Многие статуи были воссозданы по античным оригиналам, для других модели изготовили Ф. Щедрин («Персей» и «Сирены»), Ф. Шубин («Пандора») и другие. Скульптурная группа фонтана «Самсон» отливалась по модели выдающегося русского мастера скульптуры М. Козловского, автора памятника Суворову на Марсовом поле в Петербурге.
Каскад, сооруженный в 1714 –1721 гг. сохранил свой первоначальный облик до наших дней. 14 сентября 1947 года состоялось торжественное открытие вновь воссозданного после войны Большого каскада.
Симметрично по отношению к Большому каскаду, в западной и восточной частях Нижнего парка, украшающие естественный склон, который окаймляет парк с юга. В восточной части – это каскад «Шахматная гора», в западной – каскад «Золотая гора».
АНСАМБЛЬ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА
Монплезирский сад был создан как регулярный парк в миниатюре. Пять фонтанов в центрах отдельных участков этого сада составляют его водную декорацию. Две перпендикулярные аллеи делят сад на четыре маленьких участка. На пересечении этих аллей сверкает фонтан «Сноп». В маленьких квадратах-участках в круглых бассейнах на фигурных постаментах высятся четыре бронзовые золоченые статуи, вода из-под которых падает вокруг пьедесталов гадкими колоколами – отсюда и название: фонтаны-колокола. Скульптура, венчающая постаменты фонтанов-колоколов, отлита из бронзы и позолочена в 1817 году взамен прежних обветшалых свинцовых статуй. Это скульптуры «Сатир с козленком», «Аполлино», «Психея» и «Вакх».
С востока к Банному корпусу «Монплезира», Ассамблейному залу с кухнями примыкает Китайский сад. Он был распланирован в 1860 году по проекту архитектора Э. Гана в пейзажном стиле. Сад украшает скульптурная группа «Амур и Психея» и фонтан «Раковина».
Одно из украшений Петродворца – это фонтаны-шутихи. Первыми из фонтанов-шутих, сохранившихся до нашего времени, были два диванчика в Монплезирском саду. Особенность их состоит с том, что они включаются неожиданно и обливают гостей, присевших на диванчики. Еще две шутихи появились в Нижнем парке в конце XVIII – начале XIX века. В 1803 году из Верхнего сада в Нижний парк переносится искусно выполненное по рисунку К. Растрелли металлическое деревце “Дубок”. Во время войны фонтан был уничтожен и чудом восстановлен. Был воссоздан и фонтан “Китайский зонтик”, первоначально построенный по проекту архитектора Ф. Броуэра в 1796 году. Невдалеке от Дубка” расположены фонтаны-шутихи “Елочки”, они были постоены в 1784 году.
В 1774-1775 гг. на участке, который назывался «менажерия», то есть «зверинец», архитекторами Ю. Фельтеном и И. Яковлевым вместо бывшего пруда устраивается императорская купальня, а в ее центре – фонтан, который обрызгивал купающихся. На высоком стержне укреплены два бронзовых диска с отверстиями по внешнему краю. В круглом постаменте установлено водяное колесо, благодаря которому стержень вращался. Диски сверкают на солнце позолотой, а вырывающиеся струи напоминают лучи. Поэтому фонтан называется «Солнце».
Перед каскадом «Шахматная гора» расположены два симметричных «Римских» фонтана. Их архитектурное решение довольно просто – два восьмигранника поставлены один на другой, декорированы плитами белого, серого, розового мрамора и бронзовыми золочеными деталями – маскаронами, гирляндами и венками. Название этих фонтанов – «Римские» – объясняется тем, что они похожи на водометы у Собора святого Петра в Риме. «Римские» фонтаны создавались в 1739 году архитекторами И. Бланком и И. Давыдовым, а в 1763 году перестраивались В. Растрелли. В 1799 году их облицевали мрамором и добавили к ним бронзовые украшения.
КАСКАД «ШАХМАТНАЯ ГОРА»
Каскад «Шахматная гора» – это центральное фонтанное сооружение восточной части Нижнего парка, представляющее собой четыре сливных плато, декорированных туфовым камнем, с двумя гротами – верхним и нижним. Верхний грот закрыт массивной дверью, перед которой распростерлись три крылатых дракона, как бы охраняющих вход в волшебную сказочную страну.
Из пастей драконов льется вода, спадающая в небольшой полукруглый бассейн у подножия гряды перед нижним гротом. Сквозь водный поток вырисовываются белые и черные квадраты. Ступени каскада, раскрашенные масляной краской, напоминают шахматные доски. Вдоль туфового основания с верхней террасы можно спуститься вниз по двум лестницам, восточной и западной. С внешней стороны каждой из них размещено по пять мраморных скульптур. Установленные на высоких пьедесталах из серого камня, они органически дополняют оформление каскада.
Каскад начали строить в 1721 году по проекту архитектора Н. Микетти, после указа Петра I делать «кашкаду марморовую с малым гротом и дикою горою против модели». Тогда это сооружение называли «Руинным каскадом»: в примечании к указу император велел поставить на горе разрушенную башню, как бы символ взятой шведской крепости.
Однако в конце 30-х годов XVIII века перестройка сооружения поручается архитектору М.Г. Земцову, который оформляет его четырьмя сливными плато, а перед верхним гротом скульптор К. Оснер по рисункам И. Давыдова и И. Бланка устанавливает три вырезанные из дерева и раскрашенные масляной краской фигуры драконов. Отсюда и название каскада – «Драконова гора», нынешнее же свое имя он носит с середины XVIII века, когда сливные ступени раскрасили черными и белыми квадратами.
Облик каскада несколько меняется в середине XIX века, когда архитектор Н. Бенуа заменил деревянные фигуры свинцовыми, расставив их фронтально. Но во время войны они были похищены немцами, а теперь на их месте стоят бронзовые, воссозданные скульптором А. Ф. Гуржием по чертежам и рисункам XIX века в 1952 году.
Мраморные статуи у «Шахматной горы» – это редчайшая коллекция декоративной парковой скульптуры XVIII века. Особенно выразительны фигуры «Помоны» – богини осеннего изобилия, Адониса – бога умирающей и воскрешающей природы и Плутона – бога подземного царства. Во время войны немцы не смогли обнаружить, где они были спрятаны, и теперь мраморные статуи заняли свои прежние места. Каскад отреставрирован заново, и сейчас, во всем своем блеске, восхищает посетителей Петродворца.
В числе водометов, замысел которых относится к началу XVIII века, интересен также фонтан «Тритон» или «Оранжерейный». В центре Оранжерейного сада, на подступах к большому каскаду с востока, в круглом бассейне установлена бронзовая группа «Тритон, разрывающий пасть морского чудовища», по идее близкая «Самсону». Первоначально скульптура фонтана была свинцовой, ее создал архитектор К. Растрелли в соответствии с проектом Т. Усова. Уже в конце XVIII века, во время своей инспекционной поездки в Петергоф, И. Мартос отмечал ее ветхость и необходимость замены. Однако только в 1876 году новая скульптурная группа «Тритон с крокодилом» была изготовлена гальванопластическим способом по рисункам и моделям Д. Энсена. Скульптурная группа была похищена во время войны. В настоящее время фонтан восстановлен. Его водное оформление состоит из пяти струй – центральной сильной струи, вырывающейся из пасти чудовища, и четырех невысоких, бьющих из раскрытых ртов бронзовых черепах. Фонтан дополняет убранство Оранжерейного комплекса и органически связывает его с остальными участками Нижнего парка.
В восточной части парка участок так называемого пирамидного сада оформляет один из самых красивых фонтанов – «Пирамида». В архитектурном решении этого водного объекта главенствует вода. Фонтан «Пирамида» поражает своими декоративными особенностями. В центре квадратного бассейна, на гранитном постаменте с мраморными ступенями, окруженная изящной балюстрадой с вазами, возносится пенная масса воды в виде правильной пирамиды, образованной 505 струями различной высоты.
Фонтан создан архитекторами Н. Микетти и М. Земцовым в 1724 году. Проект его оригинального водопроводного устройства, позволяющего регулировать высоту струй и создавать геометрически правильную семиступенчатую пирамиду, создан талантливым французским гидравликом П. Суалемом.
ФОНТАНЫ «АДАМ» И «ЕВА».
Это два одинаковых фонтана, которые замыкают перспективы косых аллей, ведущих от Большого каскада к «Эрмитажу» и «Монплезиру». В центре восьмигранных бассейнов установлены мраморные статуи, окруженные венком из 16 струй. В восточной части Нижнего парка расположен «Адам», в западной – «Ева». Каждое из сооружений замыкает перспективу восьми аллей, радиусом сходящихся к площадке и бассейну, где стоит скульптура. Фонтан «Адам» – один из первых фонтанов в Нижнем парке. Фонтан «Ева» на несколько лет младше.
Мраморные статуи, созданные Дж. Бонацца по оригиналам А. Рицци в Венеции, привезенные Россию в 1717 году, были, по мнению современников так хороши, что и «в славной Версалии таких мало видели». Однако фонтан «Адам» был открыт лишь в 1722 году, а «Ева» – в 1726. Сооружались оба фонтана по проектам архитектора Н. Микетти. В 1949 году оба фонтана, значительно пострадавшие после войны, были восстановлены.
АНСАМБЛЬ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА.
Симметрично каскаду «Шахматная гора» по другую сторону канала, в западной части Нижнего парка расположено еще одно фонтанное сооружение – каскад «Золотая гора». Строительство Марлинского каскада («Золотая гора») было начато по указу Петра I. Замысел возник по аналогии с подобным же сооружением в парке Марли, находящемся недалеко от Парижа. Каскады этого парка произвели на Петра очень сильное впечатление, и он приказал “кашкаду большую, что против пруда, надлежит сделать во всем пропорциею против кашкады Марлинской, которая против королевских палат”. Но особенности природных условий и творческая самобытность русских архитекторов позволили создать своеобразный, полный гармонии ансамбль западной части Нижнего парка Петродворца. Начало строительства “Золотой горы” относится к 1721 году, когда архитектор Н. Микетти создает проект оформления естественного склона торжественной двадцатидвухступенчатой каскадной лестницей, а скульптору К. Растрелли поручается создать для нее группу. Работы, в основном, завершаются к 1726 году, но скульптурная группа так и не была создана.
Свой нынешний облик каскад приобретает в 30-е годы XVIII века. В это время наиболее интенсивно в Петродворце работал архитектор М. Земцов. Он перестраивает Марлинский каскад, дополняя его мраморными и золочеными статуями, а ступени водопадной лестницы по его указанию облицовывают золочеными листами меди. Отсюда и нынешнее название каскада – «Золотая гора». Значительная часть коллекции мраморной скульптуры появилась здесь позже: она сменила статуи, установленные по проекту М. Земцова, лишь в середине XIX века.
Шесть фонтанов украшают партер у каскада «Золотая гора». Симметрично по отношению к каскаду, в двух круглых бассейнах поднимаются струи Менажерных фонтанов, создающие ощущение водного обилия и мощи. Фонтаны сооружались в 1722-1725 годах по проекту архитектора Н. Микетти. Их название происходит от французского слова «menager» – беречь. Многоводие этих фонтанов обманчиво, их струи внутри пусты.
Дополняется фонтанный ансамбль «Золотой горы» четырьмя фонтанными сооружениями оригинального устройства: это фонтаны – колокола «Тритоны». Младенцы-тритоны над головами поддерживают чаши с краями, вогнутыми книзу. Вода на чашу попадает из форсунки, к которой плотно приклеплена вогнутая пластина, обеспечивающая падение воды в виде прозрачной пелены. Нынешние бронзовые фигуры заменили собой похищенную во время войны скульптуру, отлитую еще в 1721 году, в год создания фонтанов.
Заключение.
Дворцы, парки и фонтаны Петергофа – это памятники знаменательного времени, в результате которых происходят созидательные элементы, в результате которых Россия выходит в число первых государств мира. Одна из наиболее ярких особенностей регулярного дворцово-паркового ансамбля заключается в достижении необычайно впечатляющего, органичного синтеза различных видов художественного искусства. И каждый, кто побывал здесь навсегда сохранит память о «вечно юном Петергофе».















