24863-1 (697047), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Среди явлений массовой культуры кич и мода привлекают в последнее время особое внимание исследователей. В то же время их сложность и противоречивость рождают неоднозначность оценок, как социально-культурных, так и эстетических. Последние колеблются от отнесения к антиценностям до признания и моды, и кича полноправными и даже необходимыми элементами массового сознания, выполняющими свои функции в социокультурном целом. Если сравнивать теоретико-искусствоведческое описания, посвященные моде, с описаниями, посвященными кичу, можно заметить параллельное развертывание – определений и характеристик. Однако неверно считать их явлениями одного порядка.
Заключение.
В заключение хотелось бы сказать, что необходимо разграничивать типы эстетических объектов, которые существуют в сознании человека. Знание типов, а также механизмов и факторов формирования эстетических ценностей полезно каждому человеку, ибо помогает нам лучше ориентироваться в их безграничном мире.
Хотелось бы отметить еще одну мысль о формировании эстетической ценности. Георг Зиммель в своей классической “Философии денег” описал формирование эстетической ценности как постепенное замещение “примитивных” форм наслаждения от присвоения — дистанцированием. Согласно 3иммелю, в примитивных обществах еще царит процесс чисто физического потребления. То, что немецкий социолог Норберт Элиас назвал “цивилизующим процессом”, может описываться в формах постепенного дистанцирования. Элиас показывает, например, что даже поглощение пищи за столом (самая грубая и примитивная, но необходимая форма присвоения) подвергается дистанцированию. Человек перестает рвать мясо руками и зубами, а начинает пользоваться “дистанцирующими приборами” — вилкой и ножом. Нет сомнений в том, что эстетическая ценность, в конечном счете, не может быть ни грубо присвоена, ни потреблена. То, что в музеях мы не можем не только дотронуться до картин, но даже подойти к ним на “неприлично” близкое расстояние, отражает тот же процесс дистанцирования. Новейшие исследователи форм раннего обмена и присвоения показали, однако, что и в примитивных культурах существовала группа предметов, не предназначенных для потребления. В новейшей работе Мориса Годелье “Загадка дара” такие объекты определяются как sacra, сакральные амулеты и талисманы. Но еще задолго до Годелье Луи Жерне в своем известном эссе о возникновении понятия “ценность” у греков показал, что целый ряд предметов, наделенных высшей ценностью, не могут быть присвоены, а их происхождение мифологически приписывается не людям, а богам. Sacra важны потому, что на них опирается вся иерархия социальных ценностей. Система высших ценностей всегда претендует на существование вне потребления, а музеи имеют значение гарантов чисто эстетического, незаинтересованного и никому не принадлежащего пантеона шедевров.
Список используемой литературы:
«Эстетические ценности предметно-пространственной среды»; А.В. Иконников, Москва: Стройиздат 1990.
«Эстетика»; Е. А. Чичина, Ростов-на-Дону: «Феникс» 2000.
«Эстетика»; Ю. Борев, Москва: Издательство политической литературы, 1975
4. «Творчество, жизнь, искусство»; Г. Гачев, Москва 1980.
5. «Человек. Пути формирования новой личности»; Б. Н. Бессонов Москва 1988.