64297 (695631), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Мощным конкурентом театра в Веймарской республике стал спорт, который был очень популярен, в особенности бокс. На бои продавались билеты, и немцы знали свои ведущих спортсменов. О популярности этого вида спорта говорит тот факт, что когда друг Роберта Локампа Отто Кестер в «Трех товарищах» получил отказ на его приглашение пойти на бой Стиллинга с Уокером, он был искренне удивлен37. Популярны были также стрельба, гимнастика, скачки. Причем скачки были популярны у демократических слоев населения, а на тотализаторе играли даже безработные, в надежде получить шальные деньги. Ажиотаж вокруг скачек хорошо показан Ремарком: «Бюро по заключению пари находилось в довольно большом помещении. Справа был табачный киоск, слева – тотализатор. Витрина пестрела зелеными и розовыми спортивными газетами и объявлениями о скачках, отпечатанными на машинке. Вдоль одной стены тянулась стойка с двумя письменными приборами. За стойкой орудовали трое мужчин. Они были необыкновенно деятельны. Один орал что-то в телефон, другой метался взад и вперед с какими-то бумажками, третий, в ярко-фиолетовой рубашке с закатанными рукавами и в котелке, сдвинутом далеко на затылок, стоял за стойкой и записывал ставки. … К моему удивлению все здесь ходило ходуном. Кругом суетились «маленькие люди» - ремесленники, рабочие, мелкие чиновники, было несколько проституток и сутенеров» 38. Новое массовое увлечение 20-х годов - автогонки, в которых были заинтересованы не только спортсмены, но и рекламирующие свою продукцию автомобильные фирмы. Гонщиками являлись как любители, часто весьма состоятельные люди, так и профессионалы. По свидетельству Ремарка день гонок был праздником для многих немцев. «Воскресенье. День гонок. … Треск моторов проносился над гоночной трассой, как пулеметный огонь. Пахло сгоревшим маслом, бензином и касторкой. Чудесный возбуждающий запах, чудесный и возбуждающий вихрь моторов. По соседству, в хорошо оборудованных боксах шумно возились механики. … Кестер представлял самого себя, а не какой-нибудь автомобильный завод, и нам приходилось нести самим все расходы» 39. Помимо скачек, стрельбы, гимнастики, бокса и автогонок в Веймарской Германии очень популярны были футбол, легкая атлетика, теннис, бобслей.
Сразу после войны очень популярными стали танцы. Уанстеп, бостон, танго, начал входить в моду фокстрот, но по прежнему был любим и вальс. Танцами увлекались повсеместно. В зависимости от социального положения посещали либо демократические танцплощадки, либо дорогие дансинги. Часто устраивались танцевальные конкурсы, один из которых описан Ремарком в романе «Возвращение»: «Сегодня здесь танцевальный конкурс, и мы все собираемся принять в нем участие. Призы первоклассные ... Вилли упражняется в уанстепе, где самое главное быстрота движений... Хорошо танцующие дамы нарасхват. Раздается туш. Некто с хризантемой в петлице выходит и объявляет, что прибывшие из Берлина артисты продемонстрируют сейчас новинку - фокстрот. Этого танца мы еще не знаем, только слышали о нем краем уха.... Вносят стол на котором расставлены призы; бросаемся туда. На каждый танец - уанстеп, бостон и фокстрот имеется по три приза» 40. В «Возвращении» Ремарк показал демократическую танцевальную площадку, в «Трех товарищах» – дансинг для благополучных людей: «Мы поехали в «Каскад». Это был весьма элегантный дансинг с отличным оркестром... Для нас внесли столик, стулья, и, через несколько минут, мы сидели у барьера, на отличном месте, откуда была видна вся танцевальная площадка» 41. В тот период открывалось большое количество дансингов с барами, что показал Ремарк в «Возвращении»: «На углу Хакенштрассе происходит длительная заминка: тут строится новый ресторан с дансингом и вся улица запружена кучами песку, возами с цементом и лесами. Между лесами над будущим входом, уже светятся красные огни вывески «Астория. Дансинг и бар» 42. О популярности в Веймарской Германии танцев высказывались герои Ремарка. Одна из героинь романа «Три товарища» Эрна Бенинг считала, что «если не танцевать, то и жить не захочется» 43, и далее: «Мужчине, который не умеет танцевать, я бы сразу дала отставку» 44. Эти высказывания и вообще танцевальное поветрие довольно логично объяснимо. Биск И.Я. считает, что увлечение танцами в Германии началось сразу же после Первой мировой войны и продолжалось в течение всех веймарских лет, и экономическая и политическая конъюктура мало сказывалась на их неуемной популярности. Танцами увлекались люди разного возраста и социального положения. В 1932 году из 120 имевшихся в Берлине танцевальных школ 52 были расположены в богатой западной части, 24 в мелкобуржуазном центре, 44 – в рабочих северо-восточных кварталах Популярны были и старый вальс, и новые танцы. Лихорадочное веселье являлось реакцией людей на отмену гнетущих ограничений военного времени и вместе с тем полуосознанной попыткой забыть о поражении и его неизбежных последствиях 45.
Традиционным видом отдыха в Веймарской Германии был туризм: ближний – пешеходные прогулки, велосипедные, автомобильные, железнодорожные и водные поездки на выходные дни, и дальний – дальние поездки и поездки за пределы Германии во время отпуска. Для Эммы Мершель незабываемым путешествием были девять дней, проведенных с подругами в Верхней Баварии46. Свободное время немцы действительно любили проводить на природе, что подтверждают романы Ремарка, Фаллады, многочисленные свидетельства современников. Это и недалекие поездки за город или к морю, куда отправляются Роберт и Патриция: «Над лугами стояло яркое сверкающее утро. Пат и я сидели на лесной прогалине и завтракали. Я взял двухнедельный отпуск и отправился с Пат к морю» 47. Иоганнес и Эмма Пинненберги познакомились в одной из таких поездок к морю48, затем пешие прогулки на лоно природы стали практически их единственным развлечением в провинциальном Духерове, где они поселились после свадьбы49. Воскресные поездки за город были массовым явлением. Добраться до места отдыха вовсе не означало хорошо отдохнуть. Пинненберги отдавали предпочтение пешим прогулкам именно по этой причине. «И вот они сидят в поезде, который идет в Максфельде. Вагон битком набит, хотя поезд отходит из Духерова в шесть часов утра. Максфельде, Максзее и река Максе тоже приносят разочарование. Всюду полным-полно народу, шумно и пыльно. Тысячи людей приехали из Плаца, на берегу стоят сотни автомашин и палаток. О лодке и думать нечего, те немногие, что имеются, уже давно разобраны» 50. На природе немцы расслаблялись после трудовой недели, традиционно со спиртными напитками. «Знаете что,- говорит один из трех товарищей в одноименном романе Ремарка - поедем за город, поужинаем где-нибудь и прихватим бутылку с собой. Там на лоне природы мы ее и выдуем» 51, и чуть ниже с любовью описанный Ремарком пейзаж: «Вечер был прекрасен и тих. Борозды свежевспаханных полей казались фиолетовыми, а их мерцающие края были золотисто коричневые. Словно огромные фламинго проплывали облака в яблочно-зеленом небе, окружая узкий серп молодого месяца. Куст орешника скрывал в своих объятиях сумерки и безмолвную мечту. Он был трогательно наг, но уже исполнен надежды, таившейся в почках» 52.
Местами отдыха были также городские парки и луна-парки с каруселями, американскими горками, чертовым колесом и другими аттракционами, столь красочно описанными Ремарком в «Трех товарищах»: «Шарманщики – передовые форпосты луна-парка. Меланхолические нежные звуки. На потертых бархатных накидках шарманок можно увидеть попугая или маленькую озябшую обезьянку в красной суконной курточке. Резкие выкрики торговцев. Они продают состав для склеивания фарфора, алмазы для резки стекла, турецкий мед, воздушные шары и материи для костюмов. Холодный синий свет и острый запах карбидных ламп. Гадалки, астрологи, ларьки с пряниками, качели - лодочки, павильоны с аттракционами. И, наконец, оглушительная музыка, пестрота и блеск – освещенные как дворец, вертящиеся башни карусели... на «американских горках» ...был самый большой оркестр. Из позолоченных ниш, по шесть из каждой, выходили фанфаристы. Размахивая фанфарами, прижатыми к губам, они оглашали воздух пронзительными звуками, поворачивались во все стороны и исчезали. Это было грандиозно. Мы уселись в большую гондолу с головой лебедя, и понеслось вверх и вниз. Мир искрился и скользил, он наклонялся и проваливался в черный туннель, сквозь который мы мчались сквозь барабанный бой, чтобы тут же вынырнуть наверх, где нас встречали звуки фанфар и блеск огней... А теперь на чертово колесо... Это был большой и гладкий круг, который вращался с нарастающей скоростью. Надо было удержаться на нем... Путь через лабиринт привидений был полон неожиданностей. Едва мы сделали несколько шагов, как под нами зашатался пол, чьи-то руки ощупывали нас в темноте, из-за углов высовывались страшные рожи, завывали привидения... Пат испугалась черепа, освещенного зеленым светом. … Мы направились к павильону, где набрасывали гуттаперчевые кольца на крючки» 53.
Несомненно, в годы Веймарской Республики расширились «масштабы» досуговой культуры. К традиционным видам досуга: печатному слову, театру, ферейнам и туризму добавились новые виды отдыха: радио, кино, спорт, эстрада, танцы, аттракционы. По прежнему традиционным видом развлечений для городских и сельских жителей оставалось посещение локалей, однако специфика веймарского времени - поляризация общественной жизни, существенно сказалась на политизации такого популярного для немцев отдыха, ставшего даже опасным для жизни. В последние годы республики можно смело утверждать о политизации всей досуговой культуры Германии.
1 Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 191-192.
2 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 332.
3 Там же. С. 324.
4 Штейдле Л. От Волги до Веймара. Мемуары немецкого полковника, командира полка 6-й армии Паулюса. М., 1975. С. 76.
5 Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить и время умирать. М., 1960. С. 53.
6 Генри Э. Первые щаги // Новый мир. 1989. №. 10. С. 223.
7 Изаков Б.Р. В наш романтический век: Двадцатые-тридцатые-сороковые. М., 1977. С. 22.
8 Артемов В.А., Кардашова Е.В. Фридрих Эберт – первый президент Германии. Воронеж. 2001. С. 35.
9 Биск И.Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. Иваново. 1991. С. 117
10 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 40.
11 Ремарк Э.М. Черный обелиск. М., 1993. С 147.
12 Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 363.
13 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 31.
14 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 46.
15 Александров В.А. На чужих берегах. М., 1987. С. 117.
16 Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 282.
17 Там же. С. 283.
18 Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 73.
19 Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. В 2-х томах. Том 1. М., С. 96.
20 Штрассер Отто. Гитлер и я. Ростов н/Д. 1999. С. 65.
21 Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 273.
22 Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 294.
23 Там же. С. 295.
24 Штрассер Отто. Указ. Соч. С. 42.
25 Фаллада Г. Волк среди волков. М., 1959. С. 64.
26 Ширер У. Берлинский дневник. Европа накануне Второй мировой войны глазами американского корреспондента. М., 2002. С. 17.
27 Рисс К. Геббельс. Адвокат дьявола. М., 2000. С. 58.
28 Там же.
29 Биск И.Я. Указ. соч. С. 105.
30 Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 131.
31 Там же.
32 Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 132.
33 Там же.
34 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 29.
35 Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 281.
36 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 266.
37 Там же. С. 33.
38 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 261.
39 Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 85.
40 Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 283.
41 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 166.
42 Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 284.
43 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 29.
44 Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 75.
45 Биск И.Я. Указ. соч. С. 135.
46 Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 94 .
47 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 192.
48 Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 216 .
49 Там же. С. 95.
50 Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 94 .
51 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 20.
52 Там же.
53 Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 85-86.















