842 (692991), страница 3
Текст из файла (страница 3)
На практике до кризиса 1998 года российские коммерческие банки играли весьма активную и заметную роль только на рынке краткосрочных кредитных операций. Предоставление долгосрочных кредитов и обслуживание инвестиционной деятельности клиентов практически большинством банков либо не осуществлялось, либо осуществлялось в весьма незначительных масштабах.
Кроме того, развитие банковской системы России, в том числе коммерческих банков, в течение 1991-1998 годов характеризовалось нарастанием негативных тенденций, что повлекло за собой банковский кризис после августа 1998 года. Характерные моменты развития банковской системы и причины, вызвавшие кризисную ситуацию в банковском секторе, рассмотрены во второй главе.
Глава 2. Развитие российской кредитно-банковской системы в условиях рыночных реформ
§ 1. Анализ развития банковского сектора.
В течение периода рыночных реформ, то есть с начала 90-х годов, в России сформировалась новая банковская система, построенная на основе разгосударствления и развития кредитных институтов различных форм собственности. Вообще говоря, рассматривая историю развития банковской системы в России, следует выделить два этапа: до кризиса 1998 года и после него, то есть в настоящее время. Хотя корни кризиса августа 1998 года следует искать именно с начала развития российской банковской системы, то есть уже с начала 90-х годов. Развитие банковского сектора после кризиса будет рассмотрено немного позднее ниже.
Система кредитно-финансовых институтов строилась из двух уровней – учреждений Центрального банка и коммерческих банков. В течение нескольких лет произошел интенсивный рост общего количества коммерческих банков, сложилась инфраструктура рынка, в обращение были введены новые финансовые инструменты, задействована схема государственного регулирования и контроля деятельности, были заложены необходимые основы законодательной базы, подготовлено достаточно большое число квалифицированных банковских работников.
В 1995 году завершился происходивший несколько лет этап экстенсивного развития банковской системы, начался этап формирования основной модели ее деятельности, характера взаимодействия с другими экономическими объектами, включая государство.
Произошло резкое замедление количества кредитно-банковских учреждений, после первоначального периода стремительного увеличения стабилизировалась их численность. Уже в тот период можно проследить нарастание некоторых кризисных явлений (см.таблицу 1).
Таблица 1
Динамика численности кредитных учреждений в 1991-1996 г.г.
| Показатель | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
| Количество зарегистрированных кредитных учреждений | 1360 | 1713 | 2019 | 2517 | 2598 | 2603 |
| Количество убыточных банков, % | н.д. | 82 (5,3%) | 199 (10,7%) | 582 (26,0%) | 525 (22,1%) | 477 (18,3%) |
| Число отозванных лицензий на совершение операций | 10 | 10 | 21 | 65 | 225 | 289 |
В 1992 году начало экономических преобразований обусловило резкое увеличение уровня инфляции. Это дало банковскому сектору экономики ряд сравнительных преимуществ:
-
возможность установления завышенных процентных ставок по кредитам; в условиях инфляционных ожиданий и сравнительно меньших ставок по привлеченным средствам это позволяло доводить уровень процентной маржи до 30-40%.
-
постоянный рост курса доллара по отношению к рублю, являющийся одной из составляющих инфляционного процесса, приносил сверхприбыли на курсовой разнице и валютообменных операциях;
-
инфляционное обесценение невозвращенных ссуд в условиях роста номинальной валюты баланса позволяло безболезненно производить списание просроченных ссуд;
-
складывающаяся в данных условиях импортная ориентация экономики стимулировала высокодоходное коммерческое кредитование торгового оборота в оптовой торговле.
Однако, в результате действия некоторых факторов, в том числе и перечисленных выше, в экономике наряду с инфляционными, происходили также и другие негативные процессы. Темпы спада промышленного производства держались на уровне 20-25% в год, снижались реальные доходы населения, большинство действующих предприятий испытывало проблемы платежеспособности, связанные с общим ростом цен.
Развились примитивные формы взаиморасчетов: бартерный обмен, взаимный зачет задолженности, выдача зарплаты натуральной продукцией.
В результате совокупная сумма взаимных неплатежей предприятий и сумма задолженностей в бюджет и внебюджетные фонды стали значительно, в несколько раз превышать общий объем средств предприятий на расчетных и текущих счетах. Государство приступило к проведению политики финансовой стабилизации, сдерживанию инфляционных процессов и регулированию валютного курса.
В 1995-1997 годах развитие российской банковской системы происходило в результате воздействия нескольких факторов. С одной стороны, резко уменьшилась доходность вложений по основным видам активных операций. С другой стороны, ужесточились условия проведения пассивных операций – произошло подорожание привлеченных средств и уменьшились возможности по их использованию.
Произошли качественные изменения основных условий и общей экономической среды для деятельности коммерческих банков.
Во-первых, введение многочисленных ограничений на валютные операции в целях стабилизации курса рубля резко сузило доходность валютного рынка. Центральный банк принял ряд мер в этом направлении: установление пределов колебаний курса доллара в течение одного дня – не более 10% от начального курса, сокращение лимитов открытых валютных позиций банков и дальнейшее их ограничение размером собственного капитала, введение системы расчетов по валютным операциям “поставки против платежа”, и, что наиболее важно, введение и неоднократное последовательное продление “валютного коридора”.
Данные меры в совокупности с жесткой финансово-кредитной политикой были призваны ограничить инфляционные процессы в экономике. Для банков это привело к снижению доходов по курсовой разнице и по арбитражным операциям на валютном рынке, доходов от использования разницы процентных ставок по рублевым и валютным средствам, к сужению возможностей по кредитованию клиентов, ликвидации механизма компенсации невозвращенных ссуд за счет их быстрого инфляционного обесценения.
Во-вторых, Центральный банк повысил входные барьеры на рынок, постепенно ужесточая требования к размерам собственного капитала
с 500 млн.руб. до 4 млрд. в январе 1995 года и до 12 млрд. в 1996 г. Участился отзыв лицензий в связи с нарушением правил проведения банковской деятельности. Вследствие более жестких требований безопасности увеличилась стоимость оборудования для банковских офисов, что также неблагоприятно отразилось на деятельности мелких банков.
В-третьих, в связи с ростом доли долларового оборота в общей денежной массе и в связи с нарастающим банковским кризисом было введено резервирование валютных счетов в размере 10% от объемов привлечения, рублевых счетов различной скорости от 10 до 20%. Это значительно сократило долю средств, доступных для размещения в активные операции, несмотря на последующее уменьшение ставок резервирования.
В-четвертых, произошел кризис другого доходного финансового рынка – рынка межбанковского кредитования (МБК), что повлекло обострение в остальных сегментах межбанковского рынка – валютном, форвардном и облигаций внутреннего валютного займа. Операции на рынке МБК использовались банками в нескольких целях: для поддержки клиентских расчетов, для осуществления сделок на рынках валют и государственных краткосрочных облигаций (ГКО), размещения временно свободных средств и финансирования сравнительно длительных по сроку проектов: 3 месяца и выше. Именно последний механизм перестал действовать, и получение высокой маржи на разнице процентных ставок между краткосрочными валютными МБК под 6-7% и коммерческим кредитованием клиентов под 30% годовых стало невозможным. Сыграла роль также стабилизация валютного рынка, тесно связанного с рынком МБК.
В-пятых, начался масштабный кризис ссудной задолженности, последовавший за кризисом неплатежей и снижением ликвидноси товарных рынков. В оптовой торговле уменьшилась ликвидность импортируемых товаров, сузилось поле деятельности и ухудшились ее общие условия: произошло ужесточение таможенной и тарифной политики государства, рост стоимости арендной платы, рост накладных расходов, при одновременном росте ценовой конкуренции. Обеспечение просроченных банковских ссуд оказалось в большинстве случаев некачественным, что связано как с несовершенством налогового законодательства, так и с отсутстсвием надежного обеспечения у большей части заемщиков. Невозвраты клиентских ссуд были в значительной степени обусловлены нарастанием неплатежей, в том числе со стороны государства, перед клиентами коммерческих банков.
В-шестых, на рынке ГКО и других государственных ценных бумаг, составлявших значительную долю портфеля многих коммерческих банков, в этот период произошел рост системных рисков. Это было вызвано все более активно применявшейся практикой (приведшей в августе 1998-го к краху этой “пирамиды”) покрытий погашения выпусков путем новых эмиссий и расширением рынка за счет привлечения зарубежных и региональных инвесторов. Кроме того, произошло также значительное падение средневзвешенной доходности выпусков до 20-30%.
Для снижения уровня рисков и диверсификации деятельности многие банки в этот период включились в процесс приватизации государственных предприятий, прежде всего в добывающей и металлургической отраслях, а также в сфере телекоммуникаций. В результате сформировалось несколько крупных финансово-промышленных групп (ФПГ). Как оказалось впоследствии, целью многих данных ФПГ было вовсе не долгосрочное стратегическое инвестирование, а следование кратковременной конъюнктуре рынка и обеспечение собственных интересов в ущерб развитию реального производства.
Таким образом, за период 1991-1997 г.г. значительно упала доходность основных рынков и применяемых финансовых инструментов и схем, произошло сужение круга контрагентов и клиентской базы, ужесточилось государственное регулирование финансовой сферы. Прошел этап сверхприбылей, и банки оказались перед необходимостью изменения структуры и направления активных операций, источников пассивных средств, методов управления ликвидностью. К сожалению, как это будет рассмотрено ниже, этого не произошло и многие, даже крупные, банки в 1998 году фактически стали несостоятельными.
§ 2. Причины современной кризисной ситуации в российской банковской системе.
Как было отмечено выше, кризис конца лета 1998 года был вызван не решением Правительства от 17-го августа. Это было событие, которое только ускорило назревавший много лет крах банковской системы. Истинные причины кризисной ситуации, все более усиливаясь, развивались в течение 1991-1998 годов.
Безусловно, сыграл свою роль и тот факт, что Россия получила в наследство от Советского Союза разбалансированную и крайне неэффективную экономическую систему с гипертрофированным ВПК, гигантскую внешнюю задолженность, отсутствие цивилизованного законодательства по вопросам регулирования рыночной экономики.
Однако, в течение восьми лет с 1991 по 1998 годы развитие рыночной экономики характеризовалось тем, что не были приняты важнейшие законодательные акты и принципиальные решения, происходило нарастание экономических диспропорций, многие меры носили половинчатый, незавершенный характер. Банковская система, как часть общей экономической системы (причем одна из важнейших частей) также подверглась влиянию негативных процессов, происходящих в экономике в целом. Кроме того, на кризис банковской системы повлияли и специфические, характерные только для нее причины. Здесь будут рассмотрены основные из них.
Проблемы российских банков накапливались не один год. Кризис постсоветской экономики во многом вызван неспособностью сложившейся российской банковской системы обслуживать крупномасштабные проекты в реальном секторе, инвестировать капитал в высококонцетрированную прмышленность, помогать ее модернизации и развитию. За неполное десятилетие своего развития кредитные организации так и остались неразвитыми, неконкурентноспособными.
К моменту кризиса 1998 года достигли критической массы взрывчатые диспропорции и дисбалансы банковской системы. Например, между московской, где сосредоточено 44% коммерческих банков и 85% банковского капитала, и региональной. Между кредитными организациями, представляющими интересы сырьевого капитала с его внушительными финансовыми ресурсами, и коммерческими банками других секторов, сидевшими на буквально на “голодном пайке”, между малыми и средними банками, составлявшими 4/5 от общего количества банков и крупными, контролировавшими, несмотря на свою малочисленность, непропорционально большую долю ресурсов. Летом 1998 года на их долю приходилось 86% бюджетных средств, 94% депозитов, 86% средств предприятий, 90% суммарных активов. При этом темпы “вымывания” с рынка малых и средних коммерческих банков намного опережали прирост численности крупных.
О несостоятельности российской банковской системы говорит и тот факт, что собственные средства всех вместе взятых российских банков до августа 1998 года не превышали 33 млрд. долларов, суммарные активы составляли примерно 155 млрд. долларов, что в почти в три раза меньше, чем у одного крупнейшего американского банка.
Еще большие диспропорции накопились в сфере кредитной политики. Подавляющая часть российских коммерческих банков (в основном представляющая интересы экспортеров-“сырьевиков”) игнорировала в силу некомпетентности или нежелания работу с реальным сектором. К осени 1998 года суммарные банковские ссуды предприятиям и населению составили 11% ВВП. По этому показателю Россия находилась на 49-м месте среди крупнейших государств. Например, в Германии доля таких кредитов достигла 113%,
в США – 119%, в Японии – 193%.
















