34121 (692528), страница 27
Текст из файла (страница 27)
3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.
5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий.
Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, проявляются в виде отрицательных льгот (освобождении от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, освобождении от ответственности). «Применительно к уголовно-процессуальному законодательству понятие "иммунитет", — подчеркивает В. И. Руднев, — может пониматься как освобождение от выполнения процессуальных обязанностей и ответственности... Это означает, что некоторые лица — депутаты, судьи, прокуроры, близкие родственники лица, привлекаемого к уголовной ответственности, — в определенных ситуациях могут иметь возможность не давать показаний, не привлекаться к ответственности».
Одним из доказательств «отрицательности» иммунитета может выступать и понимание термина в медицинском смысле, который в словарях является приоритетным, определяющим. В них отмечается, что иммунитет есть невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам, невосприимчивость к какому-нибудь инфекционному заболеванию. «Отрицательность» иммунитета — его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.
Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст. 5 Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 г., прямо установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно ст. 40 Устава Совета Европы, принятого 5 мая 1949 г., «Совет Европы, представители Членов и Секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст. 6 Четвертого Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 16 декабря 1961 г., «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций».
Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор, о чем сказано и в ст. 11 Генерального Соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949г.: «...Член 1 Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению Члена Организации, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен».
В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. Так, по оценкам Ф. А. Агаева и В. Н. Галузо, более 30 категорий российских граждан и более 150 категорий иностранных граждан в силу прямых предписаний Конституции и законов России и обязательных для нее международных многосторонних конвенций и двусторонних договоров и соглашений наделены иммунитетами, имеющими значение лишь в одной сфере — сфере уголовного судопроизводства. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и др. (носители иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно обозначены в соответствующем законодательстве).
Современные правовые иммунитеты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям. Так, в зависимости от природы реализуемых ими функций правовые иммунитеты подразделяются на международные, государственные и общественные; в зависимости от сферы их осуществления — на межгосударственные и внутригосударственные; в зависимости от их характера — на материально-правовые (например, освобождение должностных лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы; право беспошлинного ввоза личного имущества при первоначальном занятии должности, так называемые фискальные иммунитеты и др.) и процессуально правовые (неприкосновенность депутатов, иммунитет судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и т. п.); в зависимости от того, какие объекты обеспечивает иммунитет, — на личную неприкосновенность, неприкосновенность служебных и жилых помещений, неприкосновенность имущества, служебной переписки, архивов и иных документов, судебно-процессуальный и свидетельский иммунитет и т. д.
92. Юридический механизм ограничения правового статуса личности
Признание за личностью широкого спектра прав и свобод не означает ее абсолютной свободы, поскольку это привело бы к беспредельным социальным притязаниям, к появлению эгоистического своеволия и анархизма, к бесконечным межличностным конфликтам, столкновениям индивидуальных и объективных общественных интересов. В своем воплощении права и свободы не могут не иметь разумных границ. Поэтому личность, безусловно, имеет не только определенные права по отношению к государству и обществу, но и несет соответствующие обязанности перед ними. И в этом смысле ее права определенным образом ограничены.
в самом общем виде это положение сформулировано как конституционное требование исполнять конституцию и законы государства. Существуют также и конституционные обязанности граждан: платить налоги, служить в армии или на альтернативной службе. Некоторые конституции (например, германии) устанавливают, что гражданин обязан защищать конституционный строй и свободный демократический порядок. В свою очередь, государство имеет определенные права по отношению к личности, возлагает на нее обязанности. Оно вправе требовать от индивидов соответствующего поведения, которое предусмотрено правовыми нормами, и при отклоняющемся поведении может применять санкции.
Кроме того, следует отметить, что правовое регулирование предполагает в качестве основных методов воздействия убеждение, стимулирование, обвязывание, запрещение и т. д. Реализация перечисленных методов в ряде случаев Предполагает использование механизма государственного принуждения, применение которого связано с вмешательством в сферу частных интересов и, соответственно ограничением правового статуса личности. Однако, допуская возможность, а в определенных случаях и необходимость государственного вмешательства в сферу частных и корпоративных интересов, следует помнить о том, что государство не может использовать это право произвольно. Интересы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, и в порядке установленных законом процедур. Более того, государство (посредством компетентных государственных органов и должностных лиц), направляя свою правоохранительную деятельность на ограничение правового статуса личности, в свою очередь, оказывается ограниченным, «связанным», рядом требований, основными из которых являются следующие:
-
законодательное закрепление функциональных полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность, которая основывается на принципе: «Разрешено лишь то, что разрешено законом»;
-
установление принципа: «Разрешено все, что не запрещено законом». В соответствии с этим принципом не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное законом в качестве такового.
В качестве своеобразного сдерживающего фактора, как уже было отмечено, следует рассматривать исчерпывающий перечень ситуаций, предусмотренных действующим законодательством, в рамках которых государство может в принудительном порядке ограничивать правовой статус личности. Общие Положения по данным вопросам содержатся, прежде всего, в международно-Правовых актах. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека устанавливаются пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина:
«1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
-
Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций».
В числе критериев законного ограничения прав и свобод Пакт о гражданских и политических правах выдвигает охрану здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 19, 21) и др. Этот вопрос регламентирован и в российском законодательстве. Так, в Основном Законе Российской Федерации установлен запрет на злоупотребления правами и свободами (ч. 3 ст. 17). В соответствии с Конституцией, допускаются их ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Особо выделена статья о чрезвычайном положении (ст. 56), в условиях которого может устанавливаться определенное сужение правовых возможностей личности. Известное сужение прав и свобод наблюдается на основании применения к правонарушителям мер юридической ответственности, особенно уголовной в виде лишения свободы и др.
Обобщив вышеизложенное, можно выделить круг обстоятельств, при которых государство в правовом порядке может принудительно ограничивать правовой статус личности. К таким обстоятельствам относятся:
-
чрезвычайные ситуации (объявление карантина вследствие эпидемии, введение режима чрезвычайного положения вследствие стихийного бедствия социального катаклизма, катастрофы техногенного характера и т. д.);
-
ситуации, обусловленные «государственной целесообразностью» (взыскание налогов, обязательная служба в армии, ограничения таможенного характера и т. д.);
-
ситуации, предусматривающие государственное вмешательство по инициативе заинтересованного лица (группы лиц). Как правило, такие ситуации возникают при разрешении конфликтов в сфере гражданско-процессуальных отношений (взыскание долга с должника по заявлению кредитора, признание лица ограниченно дееспособным по заявлению заинтересованного лица и т. д.);
-
ситуации, возникающие вследствие адекватной реакции государства на правонарушение (лишение свободы, принудительные работы и др.).
Следует особо подчеркнуть, что Конституция России, допуская возможность ограничения ряда прав и свобод человека и гражданина, вместе с тем определяет перечень «абсолютных» прав, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Это, к примеру, право на гражданство, право на уважение достоинства личности, право на правосудие и т. д.
93. Понятие, структура, уровни и виды правового сознания
Правосознание — это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, установок и др. проявлений, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (к действующему или желаемому праву, юридической практике, правам и свободам гражданина и т.д.).
Правосознание это одна из форм общественного сознания, позитивная или негативная реакция людей на правовую реальность.
Правосознание предполагает:
-осмысление и ощущение необходимости права;
-оценку права;
-осознание необходимости создания развитой системы законодательства;
-осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;
-восприятие процесса и результатов реализации права;















