142115 (685292), страница 2
Текст из файла (страница 2)
3 – УХОД
4 – РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА
5 – ДОСТОИНСТВО [25; 698].
Таким образом, на любом уровне при разработке Социальной политики выделяются два ведущих принципа:
-
обоснованность. Социальная политика должна просчитываться по необходимым ресурсам;
-
реалистичность. Социальная политика должна быть ориентирована на практическое решение наиболее значимых социальных проблем на тот или иной промежуток времени.
В реализации социальной политики также приняты два принципа:
-
конкретизация. Проявляется в прогнозировании социальных процессов, составлении социальных процессов, составлении социальных и экономических программ, моделировании социально-экономических процессов;
-
результативность.
До 2015г. предстоит всесторонне усовершенствовать механизм реализации направлений государственной политики в отношении пожилых людей как особой социально-демографической группы. Имеется в виду следующее:
- обоснование принимаемых решений, федеральных и религиозных целевых программ, направленных на поддержку людей старшего поколения. Экспертиза законопроектов и проектов нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях на предмет их возможного воздействия и ожидаемых последствий для граждан старшего поколения;
- обеспечение всем пожилым людям при наличии соответствующих показаний доступности всех форм медицинской помощи. Создание в РФ разветвленной системы гериатрической помощи населению, состоящей из специализированных кабинетов и учреждений и располагающей соответствующим кадровым потенциалом. Формирование системы паллиативной помощи, включая хосписы, совершенствование системы геронтопсихиатрической помощи;
- последовательное повышение реального содержания пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране;
- развитие сети учреждений, оказывающих социальную помощь и предоставляющих социальные услуги пожилым людям в привычной для них обстановке, прежде всего на дому. Введение инновационных моделей социального обслуживания;
- улучшение снабжения пожилых людей геродиетическими продуктами, имеющими лечебно-профилактическое значение;
- предоставление гражданам пожилого возраста возможности для посильной занятости в государственном и негосударственном секторах экономики;
- поддержание социально-культурной активности пожилых людей и т.д.
В ст.7 Конституции РФ указывается, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В ст.17 «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Разрабатывая и принимая соответствующие законодательные акты. Российское государство согласует их с исходными позициями Всеобщей декларации прав человека (1948), Заключительным актом Хельсинского совещания (1975), итогового документа Венской встречи (1989) и др.
1.2 Тенденции развития сети стационарных учреждений
Становление современной системы социального обслуживания началась в 90-е годы прошлого столетия. Была принята «Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации» (Минсоцзащиты России, 1993г.) и была начата отработка в субъектах Российской Федерации оптимальных моделей социального обслуживания населения, а также созданы первые учреждения социального обслуживания нового типа [24;237].
В настоящее время основную нагрузку принимают на себя государственные, муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты общего типа, психоневрологические дома-интернаты, геронтологические центры, геронтопсихиатрические отделения). Всего 1250 учреждений.
Численность пожилых людей и инвалидов, проживающих в названных стационарных учреждениях социального обслуживания, достигает 240 тыс. человек, из них более 5,5тыс. являются участниками Великой Отечественной войны. Из общего числа проживающих в домах-интернатах граждан пожилого возраста примерно 80тыс. человек, имеющих необратимые нарушения двигательных и иных функций, находятся на постоянном постельном режиме [25; 691].
Большое внимание в стационарных учреждениях социального обслуживания уделяется организации медицинского обслуживания, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и социально реабилитационных мероприятий. Завершена работа по переходу на страховую систему медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах [6; 31].
С 1991г. число домов-интернатов различных типов выросло с 737 до 1250, а количество мест в них – на 15 тысяч. За последние два года введено в действие 6 тыс. новых мест, стационарным обслуживанием дополнительно охвачено 8,4 тыс. человек. Это позволило приблизиться к решению одной из острых проблем пожилого населения – удовлетворение потребности в постоянном постороннем уходе [25].
Основными тенденциями развития стационарных учреждений социального обслуживания являются разукрупнение многоместных домов-интернатов и за счет этого улучшение условий организации жизненного пространства пожилых людей и инвалидов.
Сформирована сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов малой вместимости (на 10 – 20 мест), которые по большей части открываются в сельской местности, что позволяет приблизить стационарные социальные услуги к нуждающимся в них гражданам пожилого возраста и не отрывать их от привычной обстановки [2].
Данные федерального государственного статистического наблюдения наблюдается рост числа стационарных учреждений социального обслуживания. Приложение 3.
Но вместе с тем государственные статистические данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии определенной части социальных объектов. Из 3875 зданий, принадлежащих учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, требуют реконструкции 838 зданий, находятся в аварийном состоянии 190 зданий, являются ветхими 294 здания. В указанных учреждениях трудно обеспечить процессы адаптационного и реабилитационного характера, нормальный образ жизни людей, особенно в период, непосредственно следующий за поступлением в дом-интернат [2].
Современная тенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач социальной реабилитации клиентов, организация досуга) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [14].
В области функционируют стационарные учреждения следующих видов: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, муниципальные дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей.
Работа по организации социальной адаптации пожилых людей в муниципальных домах-интернатах, имеет свою специфику:
-
компактность проживания, что способствует индивидуальному и дифференцированному подходу к клиентам;
-
доброжелательный социально-психологический климат, когда практически все друг друга знают, облегчает социально-психологическую адаптацию лиц пожилого возраста и инвалидов в новых условиях и способствует повышению качества социально-медицинского обслуживания.
Граждане, проживающие в стационарных условиях социального обслуживания, это пожилые люди и инвалиды, представляющие собой своеобразную общность людей, вынужденно объединенных сходными условиями проживания. Жизненная реальность клиентов домов-интернатов, характеризуется признаками, составляющими понятие «госпитализм». К этим признакам относятся:
-
монотонный образ жизни;
-
ограниченность связей с внешним миром;
-
бедность впечатлений;
-
скученность, недостаточность жизненного пространства;
-
зависимость от персонала;
-
ограниченные возможности занятости;
-
регламентированность деятельности социального учреждения [15].
В качестве положительных сторон динамики развития стационарных учреждений социального обслуживания следует указать улучшение условий проживания в них за счет сокращения среднестатистического числа обитателей и увеличения площади спален в расчете на одно койко-место почти до санитарных норм. Средняя вместимость дома-интерната общего типа за 13 лет уменьшилось с 293 до 138 мест (более чем в 2 раза), средняя площадь комнат для проживания увеличилась до 6, 91 кв.м. приведенные показатели отражают тенденцию разукрупнения существующих стационарных учреждений социального обслуживания, повышения комфортности проживания в них. Во многом отмеченная динамика обусловлена расширением сети домов-интернатов малой вместимости [25; 708].
По мнению исследователей, в настоящее время, когда провозглашен курс на учет индивидуальных особенностей и потребностей человека, необходимо менять внутреннюю структуру домов-интернатов. Профессионализация этого вида социального обслуживания должна начаться с привлечения специалистов по социальной работе, введения в штаты других необходимых специалистов, повышения статуса социальной работы в целом, создания современной материально-технической базы [13; c.148].
Таким образом, актуальными являются задачи оптимального удовлетворения потребностей людей пожилого возраста: создание домов- интернатов малой вместимости (до 100 мест), организация домов-интернатов в каждом муниципальном образовании. Обеспечение функционирования стационарных учреждений как пансионатов социального обслуживания, создание в них домашних условий проживания и психологического комфорта, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений социального обслуживания, рациональное размещение домов-интернатов с учетом социальных интересов людей пожилого возраста, их психологических потребностей и привязанностей к определенной среде обитания.
1.3 Социальная адаптация пожилых людей
Анализ ряда литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о многообразии взглядов в определении понятия «социальная адаптация». Адаптация понимается как динамическое состояние системы, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды с одной стороны, а с другой, - свойство любого живого организма, обеспечивающее ее устойчивость в меняющихся условиях.
Цель социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов. Развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса [4; с. 284].
Ключевым в определении содержания понятия «социальная адаптация» является непосредственно суть адаптационного процесса, т.е. проблема выживания человека через гармоничное приспособление к изменившимся условиям среды. В социологическом справочнике дается следующее определение понятия «социальная адаптация»: «Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды» [18; 13].
Близкие подходы к определению сущности процесса социальной адаптации наблюдаются в психологии. Например, в психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко социальная адаптация рассматривается, с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой, как результат того процесса [18; 20].
Рассматривая понятие «социальная адаптация», не следует отделять психологический аспект от социального, т.к. адаптация является комплексным феноменом.
Социальная адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность в состояние социальной адаптированности. К достижению такого состояния приводит адаптивное поведение, характеризующееся успешным принятием решений, проявлением инициативы, ясным определением собственного будущего. Или активного приспособления человека к условиям социальной среды. Особенно актуальна проблема социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к условиям проживания в доме-интернате.
Стадии адаптации:
1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);
2) стадия терпимости (я не хочу, но надо);















