1838 (684695), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Только таким образом можно адекватно оценить будущую «стоимость» поручительства на момент погашения кредита.
Сокращение доходов населения, в том числе заемщиков банков, напрямую влияет на способность клиентов возвращать кредиты и может привести к росту просроченной ссудной задолженности. В связи с этим изменены условия предоставления отдельных кредитных продуктов. Однако речь идет не об ужесточении условий кредитования, а больше об их оптимизации, так как упомянутые меры могут помочь заемщикам избежать принятия на себя чрезмерной долговой нагрузки. Таким образом, шаги по изменению условий кредитования в ВТБ 24 носят предупредительный характер и осуществляются для предотвращения проблем заемщиков, а также для сохранения качества кредитного портфеля.
3.2 Рекомендации по повышению эффективности использования кредитного потенциала в ЗАО ВТБ-24
В последние несколько лет российский банковский рынок переживал период бурного роста. В условиях ажиотажного спроса на кредитные продукты со стороны бизнеса и населения банки наступательно увеличивали объемы сделок, стремясь как можно стремительнее нарастить долю рынка. Но текущие объективные экономические процессы в России и в мире потребуют от банков изменить приоритеты. Теперь на первое место выходит качество кредитных портфелей, а также результативность банковского бизнеса в целом.
Влияние кризиса на игроков российского банковского рынка, как и на их зарубежных коллег, оказалось огромным. Недостаток ликвидности лишил российские кредитные институты доступа к недорогим и длинным финансовым ресурсам западных банков, были ограничены и возможности национальных игроков фондирования на внутреннем рынке.
Но самой серьезной проблемой, с которой столкнулись банки в результате кризиса, стал рост объемов «плохих» долгов. Его спровоцировал экономический спад, в результате многие заемщики начали испытывать финансовые трудности и потеряли возможность обслуживать взятые ранее кредиты. По данным ЦБ РФ, в сентябре 2008 года общий объем просроченных кредитов составлял порядка 1,5% общего кредитного портфеля участников российского банковского рынка, а к сентябрю 2009 года этот показатель достиг 4,8%.[74]
Для того чтобы покрывать будущие обязательства, банки были вынуждены наращивать отчисления в резервы. Эти средства отчислялись из прибыли, что сказывалось на результатах работы кредитных институтов. Впрочем, эта ситуация скоро изменится. По мнению первого зампреда ЦБ России Алексея Улюкаева, банки начнут восстанавливать потерянную прибыль в 2010 году.[81]
Сами банкиры настроены еще более оптимистично. По словам президента – председателя правления ВТБ Андрея Костина, переломным для банка оказался III квартал 2009 года. «Ситуация стала улучшаться вместе с ростом экономики. Это позволило банку выйти из убыточной полосы в полосу прибыльную. Мы считаем, что такие позитивные результаты могут сохраниться до конца этого года», – заявил он на встрече с российским президентом Дмитрием Медведевым в октябре.[74]
Настолько радужные прогнозы всецело обоснованны. Банки всего только необходимо оперативно отреагировать на трансформацию текущих условий, кардинально пересмотрев принципы своей работы как с корпоративными, так и с розничными клиентами.
В целом эти изменения можно свести к нескольким основным пунктам. Во-первых, банкам необходимо уделять гораздо больше внимания качеству кредитных портфелей, стараясь минимизировать свои риски. Во-вторых, кредитным институтам скорректировать продуктовые линейки по всем направлениям своей деятельности. Наконец, в текущих экономических условиях большинству кредитных институтов начать активно работать над оптимизацией бизнес-процессов и повышением эффективности своей деятельности.
Кроме того, необходимо отметить работу с проблемной задолженностью, которую необходимо провести банкам. Крупнейшие финансовые институты страны уже создают собственные структуры по управлению «плохими» долгами. Так, работой с проблемными активами Сбербанка занимается «Сбербанк Капитал», Внешэкономбанка – «ВЭБ Инвест», группы ВТБ (ЗАО ВТБ 24 в том числе) – «ВТБ Долговой центр».
Столкнувшись с резким ростом просрочки, а также удорожанием фондирования, банкам нужно стать более консервативными и снизить долю рисковых операций. Большинство крупнейших игроков поставили своей целью не достижение определенного объема по кредитным портфелям, а гарантию возврата выданных средств. Поэтому одним из ключевых изменений должно стать ужесточение требований к заемщикам.
Еще в прошлом году кредитные условия пересмотрели практически все крупные банки: Сбербанк, ВТБ, Альфа Банк, Газпромбанк, МДМ Банк и другие. Подробности банки не раскрывали, однако известно, что в первую очередь изменились процентные ставки, увеличившись на несколько пунктов. По данным ЦБ, средневзвешенная ставка по кредитам предприятиям в середине 2007 года составляла чуть выше 9% годовых. На пике кризиса стоимость кредитов на рынке достигала 20-25% годовых, а в октябре 2009 года ставка составляла порядка 14-16% годовых. Подорожали и многие другие продукты и услуги, например, выросли комиссии за обслуживание депозитов.[84]
Еще одно важное изменение непременно должно коснуться сроков кредитования. Банку ВТБ 24 теперь нужно выдавать краткосрочные кредиты (на срок до года, максимум – до трех лет), практически полностью отказавшись от долгосрочного инвестиционного кредитования.
Банки, продолжающие активно работать на рынке кредитования, стали более тщательно оценивать платежеспособность клиентов. Те, кто ранее использовал скоринговые модели оценки заемщика (например, при кредитовании компаний малого и среднего бизнеса), отказались от этой практики, начав работать с каждым заемщиком индивидуально.[81]
Для того чтобы отсечь потенциально ненадежных заемщиков (по данным ЦБ, хуже всего ситуация с задолженностью по кредитам обстоит у компаний, работающих в следующих отраслях: торговля, добыча энергоресурсов, автопром, авиатранспорт, а также строительная), ВТБ 24 принципиально важно внимательно анализировать предыдущий опыт работы каждой компании, а также оценивать перспективы ее дальнейшей деятельности. Для нестабильных клиентов в результате вводятся заградительные меры, например, существенно повышаются ставки или ужесточаются условия кредитования. Многие банки уже начали неохотно кредитовать представителей «проблемных» отраслей, сконцентрировавшись на работе с предприятиями, получающими поддержку государства.
Также необходимо значительно ужесточить требования и к залоговому имуществу, например, увеличить дисконты при оценке залогов. Кроме того, кредитные институты нужно ограничить удельный вес товарного оборота в общей залоговой массе в качестве основного обеспечения по кредиту.
Активнее банку ВТБ 24 нужно работать не только с новыми, но и с уже выданными кредитами. Если у должника наличествуют финансовые проблемы у банка, в сущности, есть всего два пути: 1)обратиться в суд, чтобы признать компанию банкротом, 2)либо попытаться договориться о реструктуризации кредита.
В первом случае банк сможет рассчитывать лишь на обесценившиеся в кризис активы заемщика. Поэтому чаще кредитные институты выбирают второй путь и идут на компромисс, например, меняют условия кредитного договора, предоставляют рассрочку и даже перекредитовывают должников. По данным ЦБ, на 1 сентября 2009 года российские банки реструктурировали около 26% от совокупного кредитного портфеля.[79]
Еще одним путем решения существующих проблем в ВТБ 24 будет изменение продуктовой линейки банка: из-за недостатка ликвидности кредитные институты сконцентрировались в основном на коротких продуктах, позволяющих получить высокий доход. В целом же, как отмечают банкиры, спрос на основные банковские услуги, такие как услуги инкассации, овердрафты, эквайринг, практически не сократился. В то же время на рынке корпоративного кредитования, напротив, произошло значительное сжатие: предприятия, столкнувшиеся с падением спроса и высокой долговой нагрузкой, а также удорожанием кредитов и ужесточением условий кредитования в целом, не спешат наращивать объемы новых займов.
Наконец, банку необходимо активно работать над повышением эффективности своей деятельности: внедрять альтернативные каналы продаж (например, электронные каналы), сокращать издержки.
С наступлением кризиса большинство банков отложили на будущее и планы по расширению региональных сетей, уделяя при этом больше внимания качеству работы уже существующих филиалов и закрывая неэффективные подразделения. Так, с 1 октября 2008 года по 1 октября 2009 года число банковских филиалов, по данным ЦБ России, сократилось на 7,1%. Для сравнения: число самих кредитных институтов в стране за этот период уменьшилось всего на 4,8%.[74]
Своевременное изменение стратегий – это важный, но не единственный фактор, который позволит ВТБ 24 пережить кризисный период с минимальными потерями. Огромную роль сыграет также государственная поддержка, направленная, в том числе, и на восстановление кредитования реального сектора экономики, – ведь именно новые кредиты должны помочь расти не только отдельно взятым коммерческим банкам, но и экономике в целом.
Антикризисные меры Центробанка в целом уже дали положительный результат, отмечает первый зампред ЦБ России Алексей Улюкаев. «С моей точки зрения, к маю 2009 года мы прошли низшую точку кризиса. Двигаясь параллельно с мировой финансовой системой, мы вступили в фазу восстановления», – говорит он. В некоторых случаях политика регулятора по поддержке банковского сектора была даже слишком либеральной. «На мой взгляд, можно было более жестко подойти к сокращению числа банков на российском рынке», – считает старший вице-президент ВТБ Екатерина Петелина.[84]
По данным ЦБ, в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2009 года число банков в России сократилось всего на 52. Это менее чем 5% рынка. «Мы все понимаем, что банков слишком много, что на кредитные организации, не входящие в топ-50 банков, приходится только 19,4% активов системы. К тому же эти банки очень непрозрачные. Если бы банковская система их лишилась, она бы только выиграла – и с точки зрения эффективности, и с точки зрения прозрачности и регулирования», – отмечает Екатерина Петелина.[84]
В целом одной из самых эффективных мер, по мнению банкира, стала господдержка. «ВТБ, например, получил субординированный кредит в 200 млрд рублей, а также 180 млрд рублей в капитал первого уровня. Это огромный ресурс, позволивший нам не только не допустить снижение капитала банка в условиях ухудшения качества кредитного портфеля и формирования значительных резервов, но и развивать кредитование. Увеличение капитала также стало важным сигналом для инвесторов о том, что основной акционер готов поддержать банк в условиях экономической рецессии», – говорит Екатерина Петелина.[84]
Крайне важными оказались и шаги, предпринятые властями для сохранения доверия граждан к банковской системе. Так, осенью 2008 года был принят закон о санации (другими словами, оздоровлении) российских банков, пострадавших от кризиса.
В соответствии с этим документом проблемные банки планировалось «лечить», и ключевыми способами такого «оздоровления» стали рекапитализация за счет средств государства, а также передача обязательств и активов пострадавшего банка в другой, финансово устойчивый банк. Всего к сентябрю 2009 года на санации находилось 18 банков. Деньги, потраченные на санацию «Глобэкса», «КИТ финанса» и других банков, помогли избежать массового оттока депозитов населения из банков, как это было, например, на Украине. Более того, депозиты населения за 9 месяцев 2009 года даже увеличились на 13,5%, и это очень хороший показатель для кризисного времени. Это означает, что население банкам верит.[79]
Еще одной эффективной мерой стало благополучное преодоление кризиса ликвидности путем введения Центробанком разнообразных механизмов финансирования: РЕПО, беззалогового кредитования и других. Эти механизмы удалось запустить не сразу. В частности, система беззалогового кредитования на первых порах работала очень медленно, но вслед за тем требования ЦБ были смягчены. В итоге эти меры позволили банковскому сектору найти решение проблемы с ликвидностью максимально быстро.
Колоссальный стимул для восстановления кредитования дала мера по снижению ставки рефинансирования. В конце ноября ЦБ РФ в девятый раз за год принял решение снизить значение ставки, и в итоге она достигла исторического минимума в 9% годовых. Основополагающими предпосылками для очередного снижения послужили замедление инфляции, наблюдаемый в последнее время существенный приток капитала и необходимость восстановления банковского кредитования. Ведь чем ниже ставка рефинансирования, тем банкам выгоднее кредитовать предприятия.
Между тем ожидания ЦБ в отношении инфляции позитивны. Рост цен в 2009 году может составить меньше прогнозируемого Минэкономразвития уровня в 11,6-12%. Инфляция по итогам года может быть меньше 11%, а в 2010 году – ниже запланированных правительством 9-10%. Следовательно, для дальнейшего снижения ставок по кредитам, а значит, и роста корпоративного и розничного кредитования есть все предпосылки.[82]
До конца года объем кредитования реального сектора экономики и физических лиц российскими банками увеличится на несколько процентных пунктов, а в 2010 году рост составит 12-15%. Оптимистично настроены и аналитики ВТБ Капитал. По их мнению, рост кредитования экономики продолжится в II квартале 2010 года, а в следующем году объемы кредитования увеличатся на 16,5% с последующим ускорением в среднем до 18% в год по итогам 2009-2012 годов.[82]
Ключевым результатом предпринятых мер стало существенное улучшение ситуации на российском банковском рынке, а также активизация кредитования банками компаний реального сектора.
По мнению представителей ЦБ, осенью 2009 года ситуация в российском банковском секторе стабилизировалась. По его подсчетам, число проблемных банков в России (то есть банков, которые могут потерять финансовую устойчивость и обанкротиться) на тот момент составляло менее 30, в то время как в пик кризиса таких организаций было более 50. Отметил представитель ЦБ и положительные тенденции в ряде направлений банковского бизнеса. Так, российский облигационный рынок, по его оценкам, в последние несколько месяцев прирастает в месяц на 5-6%. А объем кредитов, выданных банками предприятиям, к 1 сентября достиг 12,8 трлн руб., что на 2,4% выше соответствующего показателя на начало года.[77]
Правда, восстанавливаться кредитование реального сектора начало, по сути, лишь в августе. До этого небольшой прирост объемов кредитов показывали лишь государственные банки (по данным ЦБ, за первые пять месяцев 2009 года госбанки в среднем наращивали кредитный портфель на 1,3% в месяц). Но остальные банки в этот период кредитование сокращали, поэтому в целом кредитное сжатие сохранялось: по данным ЦБ России, в июле кредитные портфели российских банков в корпоративном кредитовании сократились на 0,2%, в июне – на 1,1%, в мае – на 1,9%.[84]
Этот тренд изменился в августе, когда экономика начала демонстрировать признаки восстановления: прирост корпоративных кредитов составил 0,7%, или 100 млрд руб. Впрочем, основная доля этого кредитования снова пришлась на государственные банки. Например, в августе ВТБ выдал кредитов на 210 млрд руб., Газпромбанк – на 164,5 млрд руб., а Россельхозбанк – на 61 млрд руб.[79]
Однако пока темпы роста кредитования реального сектора все еще на порядок отстают от докризисных. «Главное, что сдерживает рост кредитного портфеля, – это высокие риски и неопределенности. Банки предпочитают держать свои активы в наиболее ликвидных инструментах, а не вкладывать их в длинные кредиты. Поэтому, конечно же, необходимы новые шаги по стимулированию кредитной активности банков. Мы видим, что определенное движение происходит, но все-таки слишком медленно», – заявил В.Путин на совещании по экономическим вопросам. При этом он отметил, что средняя ставка по рублевым кредитам предприятиям снизилась до 15,1% годовых в августе с 17,4% в январе, но это «все равно слишком много».[74]