26741-1 (683145), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Известный благотворитель мануфактур-советник Герасим Иванович Хлудов и его жена Пелагея Дмитриевна основали в 1888 г. Дом призрения и ремесленное училище имени Хлудовых в Сыромятниках, а при них поставили церковь Святого Герасима с престолом Преподобной Пелагеи. Почетный гражданин Николай Иванович Боев пожертвовал 750 тыс. руб. в Московскую Городскую Думу на открытие Дома призрения (Боевская богадельня) в Сокольниках в 1891 г., а в 1894 г. при нем была освящена церковь Николая Чудотворца с приделами Св. Петра и Св. Елисаветы – во имя небесных покровителей членов семьи Боевых.
Помимо купеческих среди московских храмоздателей-благотворителей встречаются и старые дворянские фамилии: Голицыны (церковь Михаила Архангела при Голицынской больнице), председательница Дамского Комитета помощи бедным Софья Щербатова, урожд. Апраксина (церковь святых мучениц Софии и Татианы при Софийской больнице), Анна Нарышкина (церковь Благовещения в Петровском парке с приделом святой праведной Анны в память умершей внучки), князь Владимир Андреевич Долгоруков (церковь Св. равноап. кн. Владимира в Замоскворечье) и др.
Предприниматель-миллионер Харитоненко дал средства на устройство хорошо известной москвичам колокольни с церковью Иконы "Взыскание погибших" при храме Св. Софии Премудрости Божией на Софийской набережной напротив Кремля в память об исцелении дочери от болезни ног (1862 – 68 гг.; арх.Н.И.Козловский).
Еще в древней Руси существовал обычай ставить так называемые "часовни-прощи" на месте расставания (прощания) с людьми или иконами. В 1890 г., в преддверии 500-летия преставления Св. Сергия Радонежского на средства купца В.А. Александрова архитектором А.А. Латковым была сооружена часовня-проща, на месте обветшавшей старой часовни Спасо-Андроникова монастыря в Москве, когда-то поставленной на месте прощания отбывавшего в Нижний Новгород Св. Сергия Радонежского с игуменом монастыря Андроником. Она сохранилась в перестроенном виде до сих пор.
Особо стоит выделить памятники, связанные с погребением – храмы-усыпальницы (хотя, очевидно, что большинство храмов были так или иначе связаны с погребением) и надгробные часовни. По характеру мемориального содержания эта категория смыкается с вышеупомянутой группой приходских и домовых храмов, поставленных жертвователями в помин души близких.
Такова великокняжеская усыпальница – Архангельский собор в Московском Кремле, в котором находятся 54 захоронения. Местом упокоения митрополитов и партриархов Московской Руси является Успенский собор Московского Кремля, главный собор России, мемориальное значение которого также состоит в напоминании о том, что когда-то закладка первого собора на этом месте изволением митрополита Петра знаменовала превращение Москвы в столицу русской земли.
Помимо объектов, связанных с массовыми военными захоронениями, выделяются индивидуальные, семейные, (т.н. фамильные) и коллективные храмы-усыпальницы и часовни. Они продолжают собою древнюю традицию упокоения под сводами или у стен храма. В Донском монастыре на рубеже XIX-XX веков появились известные и сегодня памятники архитектуры эклектики и модерна – церкви-усыпальницы семей Терещенко (церковь Иоанна Лествичника), Первушиных (церковь Иоанна Златоуста), часовня-мавзолей Левченко с мозаичной иконой Николая Чудотворца работы В.М.Васнецова. В московском древнем Чудовом монастыре 4-го июля 1905 г. в специально устроенном храме-усыпальнице во имя Св. Преподобного Сергия Радонежского были упокоены останки погибшего от руки террориста московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича. Храм строился по проекту архитектора Высочайшего Двора академика В.П. Загряжского и оформлялся художниками К. Степановым и П. Жуковским. Склеп для упокоения останков Великого князя был устроен непосредственно под тем местом, где в вышерасположенном храме Святителя Алексея находилась гробница с мощами этого замечательного святого, которого особо почитал покойный. В этот же период появляются два невиданных прежде храма, заранее запроектированные как коллективные усыпальницы на большое число усопших. В 1891 г. на новом кладбище Алексеевского монастыря по проекту архитектора А.А.Никифорова был закончен огромный храм Всех Святых, вмещавший до тысячи молящихся, в подклете которого была предусмотрена объемная коллективная усыпальница, выполненная в виде отдельных ниш вдоль коридоров, в которых помещались гробы. В основании открытого в 1914 г. (заложен в 1904 г.; арх. З.И.Иванов) храма во имя Св. преподобного Серафима Саровского и Св. благоверной Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря были устроены три яруса склепов, общим числом 450. По жуткой логике истории именно этот храм был перестроен архитекторами Д.П. Осиповым и Н.Я. Тамонькиным в первый московский крематорий в 1920-е годы, известный и сегодня каждому москвичу как Донской крематорий.
Устойчивое явление культурной жизни России составляла коммеморация, связанная с именами царей.
Храмы-памятники Александру II одновременно несут трагический оттенок напоминания об эпохе революционного террора и неумирающей идее осчастливить человечество ценой пролития крови. Наиболее ярким примером остается петербургский храм Воскресения "на Крови", построенный к 1883 г. (освящен в 1907 г.) непосредственно на месте смертельного ранения императора. Но и в нашем городе в 1881 – 1883 гг. в память мученической кончины императора на средства московскго купечества и одного из обществ хоругвеносцев был соооружен храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского (арх.А.Н.Козлов по проекту акад. арх. А.П.Попова) при Александровском убежище для увечных и престарелых воинов.
С событиями жизни императора Александра III в Москве было связано сооружение придела Александра Невского при церкви Спаса Преображения в Преображенском на средства частного лица в память посещения храма императором 23 мая 1883 г., а также придела Александра Невского и Марии Магдалины при церкви Преподобного Сергия на Ходынке, устроенный усердием Общества Хоругвеносцев Кремлевских соборов и монастырей в ознаменование 25-летия супружества Александра и Марии Федоровны (1893 г., арх. И.П.Хородинов).
Несколько престолов были заложены в первопрестольной в память о последнем российским императоре и его семье, когда никто еще не подозревал об ожидающей их трагической кончине. В память чудесного спасения жизни тогда еще наследника престола Цесаревича Николая Александровича (во время неудавшегося покушения в Японии 21 апреля 1891 г.) по инициативе В.И. Байкова устроили придел Св. Николая Чудотворца в церкви Св. Сергия на Ходынке, а в 1899 г. при церкви Василия Кесарийского – на средства прихожанина, купца В.М.Заводова, была заложена часовня Св. Николая Чудотворца "в память всерадостного бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Супруги Его Императрицы Александры Федоровны"xi[11], как было указано на заложенной в основание в присутствии императорской четы серебряной доске. Часовня была закончена в 1902 г. по Высочайше утвержденному проекту архитектора Ф.О.Шехтеля. В ознаменование дня рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича 29-го сентября 1911 г. в Ольгинском приюте в Москве на Преображенской улице усердием ктитора А.В.Захарьина и других частных лиц была освящена церковь Алексия Митрополита. В Петровско-Разумовском проезде в 1902 г. Сергиево-Пантелеймоновским военным братством Хоругвеносцев была построена церковь Св. Анастасии Узорешительницы в память дня рождения Великой Княжны Анастасии Николаевны.
В начале XX в. ставились престолы, посвященные небесным покровителям Государыни Императрицы Александры Федоровны, Великой Княгини Ксении Александровны, Великого Князя Сергия Александровича и супруги его Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Характер трагической смерти московского генерал-губернатора Сергея Александровича поставил посвященные его памяти объекты в ряд памятников жертвам терроризма. Это храм Ватопедской Иконы Божией Матери на Ходынском поле, упомянутый выше храм-усыпальница князя в Чудовом монастыре, и церковь Святых Сергия и Елисаветы в Сергиево-Елизаветинском убежище. Ужасная смерть Сергея Романова, разорванного бомбой террориста Ивана Каляева 4 февраля 1905 г., вывела эти памятники из разряда воплощавших ординарное славословие членов правящей фамилии, при всей неоднозначности отношения москвичей к личности покойного. Супруга Сергея Александровича, Великая Княгиня Елизавета Федоровна (причислена к лику святых как Новомученица Всероссийская в 1992 г.), как известно, при жизни пользовалась широким признанием москвичей за бескорыстное служение на ниве милосердия и благотворительности. Во имя ее небесной покровительницы, преподобной Елизаветы, в 1915 г. был устроен храм монахинями эвакуированного с запада Турковицкого женского монастыря, получившими в Москве приют благодаря стараниям Великой княгини (Старомонетный пер., 33).
А затем грянула эпоха советского государственного атеизма, бесконечные бюсты вождей стали основной формой новой мемориалиализации, и трудно было предугадать возрождение православной культуры уже в конце нынешнего века — века технических и социальных революций. Но время пришло.
Наряду с возведением памятников-преемников разрушенного в советское время (Храм Христа Спасителя, Казанский собор на Красной площади, Иверская часовня), что представляется своего рода покаянием, являются и примеры сооружения храмов-памятников как органичной современной культуре живой традиции. По масштабам она еще уступает прежней России, особенно если иметь в виду частную благотворительность, но, будем надеяться, это дело времени. Уже немало отрадных фактов мемориализации важнейших событий нашей истории, в том числе содержащих напоминание молиться о тех, которые отдали жизнь за нас. К 50-летию Победы был сооружен храм Св. Георгия Победоносца у Поклонной горы (напоминающий, кстати, и о главном полководце Второй Мировой Георгии Жукове, чьим небесным покровителем был Святой Георгий), совсем недавно, в двенадцатую годовщину Чернобыльской трагедии у мемориала погибшим ликвидаторам-чернобыльцам на Митинском кладбище в Москве Святейшим Патриархом Алексием II была заложена памятная часовня. Шестого мая 1998 г. торжественно заложили первый камень в основание храма-часовни Преображения Господня на территории возрождаемого мемориала Первой мировой войны Братского кладбища во Всехсвятском, в Москве. Сегодня в ней уже служат молебны. Православная традиция памятного храмоздания вновь пришла в наш город.
i
ii
iii
iv
v
vi
vii
viii
ix
x
xi















