3395-1 (683045), страница 3
Текст из файла (страница 3)
«Медный бунт» начался в Москве, а проходил и был подавлен на глазах у Алексея Михайловича в селе Коломенском, загородной царской резиденции. Это восстание москвичей было следствием денежной реформы середины XVII века, когда правительство решило наряду с серебряной вводить в обращение и медную монету с одинаковым достоинством. В итоге предполагалось серебряную копейку заменить медной. Казна брала с населения налоги серебром, а выплачивала жалование и покупала товары медными деньгами. Стремясь покрыть расходы (а тогда страна испытывала экономические и военные трудности), правительство увеличивало выпуск медных денег, что привело к их обесцениванию и дороговизне. Ко всему еще, в обращение стали поступать европейские талеры с «надчеканкой» (вес 27—28 г), которые стали насильственно приравниваться к реальному русскому рублю (100 копеек по весу были почти в полтора раза тяжелее). Количество серебряных копеек у населения быстро сокращалось, а медных при возрастающей дороговизне и изобилии уже не хватало даже на минимум.
Волнения в Москве начались рано утром. На Сретенских воротах Белого города были приклеены «воровские» листы, в которых во всех винах (измена царю и неудача медной реформы) обвинялись наиболее видные и близкие царю люди: бояре Илья Данилович и Иван Андреевич Милославские, окольничьи Богдан Матвеевич Хитрово, Федор Михайлович Ртищев, дьяк Дементий Башмаков, гость Василий Шорин и другие. С Лубянки возбужденная толпа двинулась к Кремлю, и вскоре на Красной площади гудела уже вся Москва. Узнав, что царь находится в Коломенском, народ устремился туда.
Как раз 25 июля в Коломенском собралось все семейство Алексея Михайловича, приехала родня, были приглашены и ближние бояре. В этот день собирались праздновать именины сестры царя – Анны Михайловны.
Однако, рано утром, когда царь был в церкви, сообщили о приближении к дворцу многочисленной толпы москвичей. Охрана не смогла сдержать народ, и тот, войдя в главные ворота, заполонил двор перед крыльцом, на которое вышел растерянный царь. Произошедшее противоречило всем нормам поведения того времени. Перед царствующей особой все должны были падать ниц, а тут «мужичье» подавало царю лично в руки «подметные письма» с указанием всех вин и измен бояр, кричало и требовало их выдачи. С царем народ беседовал запросто, с ним «били по рукам», разгоряченные спорщики хватали за одежду. Царь обещал все уладить и начать следствие. Москвичи поверили и повернули назад в Москву. В столице, между тем, восстание только разворачивалось. Правительство растерялось и полностью утратило контроль над населением. В городе громили дворы ненавистных бояр-изменников, торговые лавки купечества. Первые толпы еще только шли из Коломенского, а из Москвы им навстречу двигались уже новые с еще более вескими доказательствами боярской измены. Соединившись, мятежники повернули назад, в Коломенское. Такого поворота событий царь не ожидал. Вновь перед ним шумело море людей. Однако царское окружение уже вполне разобралось в обстановке. Из Москвы к этому времени были вызваны верные правительству стрелецкие полки (часть стрельцов полка Шепелева принимала участие в восстании). Пока народ требовал у царя выдачи изменников, два стрелецких полка уже входили в задние ворота дворца. Узнав о прибытии военной силы, Алексей Михайлович без всякого колебания приказал стрельцам гнать и рубить бунтовщиков. Вооруженные стрельцы напали на безоружных людей. Главная расправа произошла у парадных ворот дворца, около церкви Вознесения. Избивая народ, стрельцы теснили всех к Москве-реке, в которой многие утонули. Подходившие из Москвы стрельцы продолжали рубить и ловить восставших по дорогам. Более сотни человек были сразу повешены в Коломенском. Современник сообщал, что убитых, утонувших, казненных было более тысячи человек.
Подавление Медного бунта подняло на невиданною до того времени высоту московских стрельцов. Им значительно увеличили жалование, утвердили всевозможные льготы в области ремесла и торговли. В столице начался расцвет стрелецких слобод. Стрельцы были освобождены от принудительных работ, получили право подавать жалобы чуть ли не самому царю. Московские стрельцы стали реже использоваться в военных походах, а если и выступали на театр военных действий, то только с царем. Утверждения за ними названия «надворной пехоты» в 1682 г. лишь только подтвердило устоявшееся до этого правило. Весь гарнизон московских стрельцов, а он достиг в середине XVII века численности почти в 22 тысяч человек, при Алексее Михайловиче фактически превратился в царскую гвардию.
Последний период правления царя Алексея Михайловича в Москве протекал в относительном благополучии. Брожение в умах, правда немалые, вызвали нововведения патриарха Никона. В основном они касались церковной службы, ритуалов и издания служебных книг. Кружок «ревнителей благочиния», наполненный некогда сторонниками и единомышленниками патриарха, уже в скором времени был разгромлен. Сам же Никон, державшийся ранее традиционного направления в области церковной реформы, переориентировался на греческие образцы, что в итоге и привело к расколу.
Поддержав первоначально Никона в его начинаниях, царь уже вскорости столкнулся с его теократическими устремлениями. Столкновение царя с патриархом привело к падению последнего. Церковные соборы, проходившие в Москве, единогласно осудили Никона. Он был удален из Москвы, и как выяснилось, надолго. Больше Алексей Михайлович и Никон не встречались. Падение некогда всесильного патриарха вызвало в московском обществе немало толков и слухов. Говорили, что будто бы по его советам царь втянулся в тяжелую войну со шведами, одновременно воюя с Польшей. Молва приписывала ему открытие греческих и латинских училищ, удаление из церквей некоторых очень почитаемых икон, введение каких-то турецких обрядов. Ходили слухи о том, что удалению Никона способствовали жена и тесть царя.
Восстание война под предводительством Степана Разина непосредственно Москву не затронула. Очаг его полыхал далеко в Поволжье. Из Москвы туда направлялись войска, посылались указы. Но Степана Разина Москва все же увидела. После подавления восстания еще недавно грозного атамана доставили в столицу. Его, закованного в кандалы, на телеге привезли в Москву. Царь приказал «вора Стеньку Разина» провезти по Тверской улице. Посмотреть на необычный эскорт собрались почти все жители столицы. За разинской телегой шел, прикованный к ней, младший брат Степана Фрол. С ними же был и еще один виновник смуты, – самозванный царевич Алексей, – взявший имя умершего к этому времени царского сына и наследника. После пыток в застенке Земского приказа Степан Разин был казнен на «Пожаре». Разинская телега, как ни странно, сохранилась и стала, своего рода, негласной достопримечательностью города. Ее даже использовали и в дальнейшим. В 1679 году был схвачен Прохор Кропотов, бывший стольник, ставший разбойником. Судное дело свидетельствует, что разбойником он был редкостным. Вины его даже по тем временам были немалые: грабежи сел и царской казны (таможенной и налоговой), убийства людей, выжигание деревень, насилование боярынь и девиц. Его также везли в Москве по Тверской и на той же самой телеги, что и Разина. Там же его и пытали (в Земском приказе) и казнили на Красной площади у того же места.
В феврале 1682 г. , овдовевший незадолго до этого, царь Федор Алексеевич женился во-второй раз. Его второй избранницей стала Марфа Матвеевна Апраксина. Первая супруга царя, Агафья Семеновна, скончалась при родах. Второй брак царя призван был окончательно решить проблему наследования трона. Но уже в апреле этого года Федор Алексеевич скончался, и вопрос с наследником так и не разрешился.
Так, как и почти сто лет тому назад, накануне «Смуты», правящие круги стояли на пороге царского избрания. Выбор был невелик. Милославские хотели старшего Ивана, Нарышкины - младшего Петра. При активной поддержки патриарха Иоакима в цари избрали десятилетнего, правда, не по годам развитого Петра. Правительницей при малолетнем царе стала царица Наталья Кирилловна Нарышкина.
В то время, когда дворец питался недовольством Милославских, в московских стрелецких слободах зрел еще один очаг напряженности.
«Сиротским» положением московских стрельцов после Алексея Михайловича воспользовались полковники. Веря в свою безнаказанность и бесконтрольность властей, они сделались полными хозяевами положения. Стрельцов стали использовать на различных принудительных городских и хозяйственных работах, более того полковники принуждали стрельцов и к работам в своих личных хозяйствах. Все стрелецкие льготы и привилегии были негласно перечеркнуты. Стрельцы подавали жалобы. Наконец-то, одна из них стала предметом разбирательства правительства. Стрельцам пошли на встречу: виновных полковников подвергли суровому наказанию. Однако сами стрельцы в этом почувствовали слабость, а не силу власти. Пошли слухи, что в стрелецких слободах стали требовать продолжения следствия и дальнейшего поиска виновных. Этим-то и воспользовалась «партия» Милославских, негласно которую в это время возглавила честолюбивая царевна Софья.
Умело направляя стрельцов, при помощи своих сторонников она организовала антинарышкинский заговор. Главное дело (устранение Нарышкиных), по замыслу царевны, как раз и предстояло сделать недовольным стрельцам.
Главные события произошли 15 мая в Кремле на Красном крыльце, куда явились стрелецкие полки в полном вооружении. Еще накануне в слободах был распространен слух об убийстве Нарышкиными царевича Ивана. Тогда же был составлен и подброшен стрельцам список «виновных в государственной измене». Он состоял практически целиком из сторонников Нарышкиных. Ни увещания бояр и патриарха, ни присутствие живого царевича Ивана и самого царя Петра, не смогли остановить ярость стрельцов. Неосторожное вмешательство в спор Михаила Юрьевича Долгорукого привело к кровопролитию. В один момент на глазах у Ивана и Петра были сброшены с Красного крыльца и изрублены на куски А.С.Матвеев, Г.Г.Ромодановский, М.Ю.Долгорукий, дьяк Л.Иванов, Ф.П.Салтыков и др. Затем были убиты А. и И. Нарышкины, А.С.Дохтуров, Ю.А.Долгорукий, И.М. Языков. Погибших волокли на Красную площадь к Лобному месту и там подвергали поруганию. Через несколько дней стрельцы потребовали, чтобы на Москве правили два царя – Иван и Петр. Милославские, а точнее Софья, пришли к власти. Но с этим перед новым правительством стал вопрос: что делать со стрельцами? После такой «победы» стрельцы окончательно разнуздались. Фактически они и их новый начальник князь А.И.Хованский стали хозяевами столицы.
Царевне Софьи ничего не оставалось делать, как вместе с царями выехать из Москвы и у стен Троицкого монастыря собирать дворянское ополчение. С опорой на него и собиралась Софья утихомирить восставших. Стрельцы поначалу думали сопротивляться, но после казни Хованского, казненного вместе с сыном Андреем по приказу царевны Софьи, узнав о численном превосходстве дворян решили покориться. Софья вернулась в Москву полновластной хозяйкой. Началось семилетние ее правление – один из первых опытов женского правления в России.
Для государевой «прохлады»
Загородный отдых вошел в обычай москвичей еще в XIV веке. Но действительного своего расцвета он достигает уже во времена Алексея Михайловича. Сам царь был в этом образцом и примером. В годы его правления Москва буквально опоясалась царскими загородными резиденциями. Несведущие считали, что загородные дворцы для охоты царь посещает редко. Между тем именно охота была его подлинной страстью. Особенно царь любил потешить себя соколиной охотой. Охотился он в любое время и в любую погоду. Алексей Михайлович проявлял интерес и заботу к каждой птице в своем хозяйстве. Каждую он знал по кличке и нередко наказывал сокольников за нерадение. За каждого больного или умершего сокола царь спрашивал лично, а нередко и собственноручно пускал в ход палку. Алексею Михайловичу приписывается и особый литературный труд – «Урядник Сокольничьи пути» – наставление по управлению соколиным хозяйством. Само же хозяйство находилось в ведении Тайного приказа или Приказа тайных дел, который несмотря на свое грозное название, занимался и многими нетайными делами.
Царская страсть к соколиной охоте, по всей видимости, и открыла новые страницы в истории ряда подмосковных государевых сел.
Село Измайлово было родовым владением Романовых. Еще во второй половине XVI века оно принадлежало дальнему предку Алексея Михайловича – боярину Н.Р.Юрьеву, брату жены Ивана Грозного. В 1654 г. Измайлово досталось уже самому Алексею Михайловичу. Соколиная «потеха», которая часто манила царя в окрестности Измайлова, вскоре была заменена планомерным строительством царской загородной усадьбы. Строительство шло долго. Полностью Измайлово было обустроено уже во времена царевны Софьи. Здесь находилось все, что нужно было для царского отдыха: Большой Государев двор, знаменитый сад с извивающимися дорожками, окруженный оградой с четырьмя «высочайшими» воротами. Недалеко от села в лесу для царской «потехи» был устроен зверинец.
Соколиная охота способствовала развитию и двух других царских сел: Покровского и Преображенского. В первом был устроен Соколиный двор, возведен дворец, «изящно построенный из дерева», помещения которого были украшены обоями и бархатом. Большое соколиное хозяйство находилось и в Преображенском. Как отмечали современники, окрестности этого села были живописны и величавы.
Царь выезжал в загородные села обычно в конце весны, в мае. Сперва, по молодости, для охотничьих забав, а с годами, обзаведясь семейством, уже для отдыха. В последний период из всех загородных сел Алексей Михайлович, кажется, отдавал предпочтение Коломенскому. Здесь при Алексеи Михайловиче были выстроены такие памятники, которые украшают Коломенское и по ныне: Казанская церковь, Часовая башня с проездными воротами, Водовзводная башня, приказные палаты. Все это некогда составляло единый комплекс коломенского дворца. Построенный в то же время дворец уже современники называли «восьмым чудом света». Писали также, что «Коломенское, весьма искусно построенное из деревянных балок, со многими комнатами; некоторые из последних, как, например, аудиенцзала, украшены богатой живописью» (Б. Койэтт). Бросались в глаза резные украшения, позолота. Царь часто бывал в Коломенском. Возникла даже легенда, что именно здесь, точнее в Коломенском дворце, родился Петр I.















