94566 (682157), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В настоящем разделе мы говорили в основном о гипоталамо-нейрогипофизарной системе. Из гормонов аденогипофиза был упомянут АКТГ в связи с тем, что, по нашим данным, он обладает диуретическим и натрий-уретическим действием. Этот эффект, а также способность АКТГ усиливать клубочковую фильтрацию и почечный кровоток отмечали многие авторы, в том числе клиницисты (Зарецкий М. М., Бахтина Т. И., 1971, и др.). Указанные свойства АКТГ, несомненно, зависят от стимуляции им коры надпочечников и опосредуются главным образом через глкжокортикоиды, действие которых на функцию почек не отличается от действия АКТГ и будет подробно рассмотрено в следующем разделе. Мы считаем, что так называемым диуретическим гормоном, который так и не удалось выделить из аденогипофиза, и является АКТГ.
Действие других «тропных» гормонов (тиреотропного, гонадотропных) также неотделимо от ренальных эффектов соответствующих гормонов, которые будут рассмотрены далее.
3. Влияние пролактина
Остановимся вкратце на данных литературы относительно влияния на мочеотделение пролактина — первого из гормонов аденогипофиза, выделенного в чистом виде. Некоторые авторы отмечают антидиуретическое действие пролактина, напоминающего действие АДГ. Предполагается, что пролактин принимает участие в процессах осморегуляции у некоторых классов позвоночных, в частности у амфибий, а также у рыб. Благодаря изменению секреции гормона рыбы, меняющие среду обитания, адаптируются к условиям различного содержания солей в воде, увеличивая или уменьшая потери натрия через кожу, жабры и, вероятно, почки. Только пролактин, но не другие гормоны гипофиза, включая АДГ, окситоцин, АКТГ, соматотропный и тиреотропный гормоны, оказался способным сохранять жизнь гипофизэктомированных рыб в пресной воде. Способность пролактина усиливать реабсорбцию воды и натрия отмечена также у млекопитающих, например, у крыс, в том числе с несахарным диабетом и у людей. Указанные авторы связывают механизм действия пролактина с угнетением реабсорбции натрия в проксимальном отделе канальцев. Однако новейшие исследования на крысах с наследственным гипоталамическим несахарным диабетом и на нормальных животных в условиях гидропении указывают на то, что пролактин, подобно АДГ, оказывает прямое влияние на собирательные трубки, где он стимулирует образование цАМФ. Является ли действие пролактина у млекопитающих фармакологическим эффектом или этот гормон участвует в регуляции водно-солевого обмена, остается неясным. Согласно одним авторам, водная нагрузка у людей приводит к снижению уровня пролактина в плазме, другие исследователи не подтвердили этого и считают, что пролактин не играет физиологической роли в осморегуляции у человека.
4. Влияние соматотропного гормона
Остается упомянуть о выраженном влиянии на почки соматотропного гормона (СТГ). Оно заключается в том, что гормон повышает почечный кровоток, клубочковую фильтрацию, а также диурез у животных. Сниженные после гипофизэктомии фильтрация, плазмоток, секреция парааминогиппурата восстанавливались после введения в течение нескольких дней СТГ. В то же время выяснилось его тормозящее влияние на экскрецию натрия и калийурез, в том числе на фоне салуретического действия ренина. Диурез у крыс после водной нагрузки (в том числе адренал- или гипофизэк-томированных) после инъекций гормона также снижался. У людей СТГ (применялся видоспецифический препарат) проявлял тот же эффект в отношении натрийуреза, что и у животных, т. е. снижал выделение соли. Фильтрация и почечный кровоток при этом повышались. В последнее время появились сообщения о том, что хорошо очищенные препараты СТГ не влияют на диурез и выделение натрия у животных и людей. Эти данные получены при введении крысам бычьего СТГ, а людям — человеческого гормона. Установлена способность гормона усиливать транспортные процессы в проксимальном отделе нефрона, в частности секрецию органических веществ и реабсорбцию фосфатов. В отношении реабсорбции фосфатов СТГ действует противоположно паратгормону. Показано также, что введение людям СТГ не изменяло клубочковую фильтрацию, но усиливало реабсорбцию белка, что приводило к уменьшению протеинурии на 25%.
Литература
-
Фармакология почек и ее физиологические основы Е.Б. Берхин. – М.: Медицина,1979.
-
Физиология почек А. Вандер Санкт-Петербург, 2000.















