92747 (680897), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Ряд авторов обращают внимание на значение микронитей для действия АДГ. Эти органеллы в несколько раз тоньше микротрубочек и состоят из белка, напоминающего по биохимическим свойствам актин. В отличие от мйкротрубочек, находящихся вблизи апикальной мембраны, М'икронити связаны главным образом с латеральными плазматическими мембранами, антибиотик цитохлазин В разрушает эти ультраструктуры и, как показано в модельных опытах, ингибирует действие АДГ или экзогенного цАМФ на транспорт воды, а также уменьшает стимулирующее влияние АДГ на образование цАМФ. Известно, что действие АДГ связано с расширением межклеточных промежутков. Полагают, что туда через латеральную мембрану попадает реабсорбируемая клеткой вода. Если же клетка подвергается действию цитохлазина В, нарушающего связь микронитей с латеральной мембраной, межклеточные промежутки после введения АДГ не расширяются, а вместо этого в цитоплазме образуются Крупные вакуоли, наполненные водой, и появляются признаки набухания клетки. Возможно, микронити несут сократительную функцию, изменяя под влиянием АДГ ширину межклеточных щелей, а также повышают проницаемость латеральной мембраны. При их отсутствии АДГ повышает проницаемость только апикальной мембраны, но дальнейшее движение воды из клетки нарушается.
Ранее уже отмечалось, что АДГ усиливает транспорт не только воды, но и натрия. Этот эффект обнаружен главным образом в модельных опытах на стенке мочевого пузыря и коже лягушки и связан с переносом натрия через цитоплазму. Перенос сопровождается затратой энергии, на что указывают, в частности, ультраструктурные изменения митохондрий клеток мочевого пузыря, вызванные питуитрином (Машанский В. Ф., и др., 1966). Изучив биохимические изменения в митохондриях под влиянием АДГ, А. X. Бабаева (1972) также пришла к выводу об их непосредственном участии в транспорте натрия. Существует мнение, что АДГ, действуя на почки амфибий, повышает реабсорбцию натрия в восходящем колене петли Генле (Моrе1, 1963). Стимулирующее влияние АДГ на транспорт натрия зависит, вероятно, как от его влияния на проницаемость апикальной мембраны, так и от усиления активного транспорта в базальной мембране. Этот вопрос подвергается детальному исследованию до настоящего времени.
Известно, что для проявления антидиуретического действия важно присутствие в молекуле АДГ аргинина или лизина в положении 8. Замена их на лейцин в молекуле окситоцина резко изменяет его влияние на диурез. Что же касается натрийуретического действия обоих гормонов, то оно, по-видимому, связано с наличием тирозина в положении 2. Его можно заменить близкой аминокислотой фенилаланином, но при замене гитидином натрийуретическое действие исчезает.
Однако если перейти от амфибий к млекопитающим, то оказывается, что положение резко меняется: питуитрин, а также АДГ угнетают реабсорбцию натрия и усиливают его экскрецию с мочой (Гершкович 3. И., 1976). Правда, не все авторы могли подтвердить это действие, в частности, на людях. О'Соnnor (1962) считает, что гормоны нейрогипофиза не играют существенной физиологической роли в регуляции натрийуреза. Однако большинство исследователей при введении питуитрина или экзогенного АДГ наблюдали на фоне диуреза, развившегося после водной нагрузки, кроме угнетения мочеотделения, усиленный; натрийурез. Более того, позже выяснилось, что на фоне обычного мочеотделения, как правило, повышается как натрийурез, так и диурез.
По поводу механизма натрийуретического действия АДГ до сих пор нет определенного мнения. Оно не связано с гемодинамическими изменениями или с объемной регуляцией. Имеются данные в пользу того, что оно зависит, как и другие стороны действия АДГ, от повышенного образования в клетках цАМФ (Наточин Ю. В., 1965) и локализовано в дистальном сегменте нефрона (Блинова Л. В., Фофанова Г. Г., 1974). С другой стороны, ряд факторов, которые мы рассмотрим далее, говорит в пользу того, что полиурическое и натрийуретическое действие нейрогипофизарных гормонов не зависит от непосредственного влияния их на почки (Берхин Е; Б., 1973).
Кроме натрийуретического действия, в опытах на собаках и крысах показана способность АДГ повышать экскрецию кальция, а у людей — кальция и магния в условиях водной нагрузки.
Некоторые авторы наблюдали синергизм между вазопрессином и окситоцином, обнаружив способность последнего тормозить диурез у крыс и людей, или же не находили заметного действия на экскрецию электролитов и воды. Возможно, эти различия зависят от дозы окситоцина, так как малые и большие дозы могут оказывать противоположное действие.
ЛИТЕРАТУРА
-
Фармакология почек и ее физиологические основы Е.Б. Берхин. – М.: Медицина,1979.
-
Физиология почек А. Вандер Санкт-Петербург, 2000.















