92667 (680848), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Гестационный диабет (лимитированный беременностью, или тип III) наблюдается в 2—3 % случаев всех беременностей и связан с риском мертворождения, макросомии плода, родовой травмы, преэклампсии и многих неонатальных метаболических нарушений. Предшествующий сахарный диабет (типы I и II) встречается еще у 0,4 % беременных. У этих пациенток имеется риск возникновения вышеназванных осложнений и самопроизвольного выкидыша, врожденных аномалий и нарушения роста плода, а также инфицирования мочевых путей. Эстрогены, прогестероны и человеческий плацентарный лактоген (ЧПЛ) являются антагонистами действия инсулина. Плацентарная инсулиназа также может способствовать этому процессу, ускоряя распад инсулина. Тошнота беременных и предрасположенность пациенток с гипергликемией к развитию инфекции затрудняют лечение диабета во время беременности. Беременные женщины даже при отсутствии диабета склонны к развитию метаболического ацидоза в большей степени, чем небеременные. Вероятнее всего, это обусловлено недостатком углеводов и липолитическим действием ЧПЛ. Диабетический кетоацидоз, возникающий у беременных, часто бывает тяжелым. Он может также стать причиной быстрой гибели плода. Врач ОНП, проводящий лечение женщин детородного возраста с гипергликемией, должен знать, что большинство осложнений беременности можно уменьшить при энергичной и длительной терапии с помощью многочисленных ежедневных инъекций инсулина и многократного определения (пациенткой) глюкозы каждый день с вполне достижимой целью нормализации уровня сахара в крови. Заблаговременная нормализация содержания сахара в крови может снизить риск врожденных аномалий с 23 до 3 % у пациенток с диабетом типов I и II. Все пациентки с диабетом должны получать эффективную терапию, направленную на нормализацию сахара в крови в период, предшествующий зачатию, а каждую беременную пациентку с гипергликемией следует энергично лечить, консультировать и направлять в стационар для длительного проведения интенсивной терапии. Пероральные гипогликемические препараты при беремености противопоказаны.
У здоровых женщин плазменная концентрация глюкозы во время беременности несколько снижается из-за метаболических потребностей развивающегося плода. Плацента, как известно, синтезирует и выделяет вещество, подобное гормону роста, ЧПЛ, который поддерживает липолиз и повышает плазменный уровень свободных жирных кислот, обеспечивая тем самым организм матери альтернативными энергетическими субстратами. При недостаточном поступлении энергетических веществ с пищей или при возрастании метаболических потребностей (как при значительной физической активности или системной инфекции) возможно возникновение явной симптоматической гипогликемии.
7. Тромбоэмболия
Риск тромбоэмболии у беременных женщин возрастает в 5—6 раз; его пик отмечается в ранний послеродовой период. Это происходит вследствие роста уровня свертывающих факторов крови, повышения растяжимости вен и сдавления полой вены увеличенной маткой.
При диагностических исследованиях во время беременности не следует использовать йодированные агенты ввиду их накопления в щитовидной железе плода. Следует рассмотреть возможные варианты применения альбумина, меченного технецием; к тому же оценка тазовой радиационной дозиметрии может помочь в выборе диагностического метода. Легочная ангиография является альтернативным методом исследования. Импенданская плетизмография является неинвазивным методом; она целесообразна при выявлении тромбоза проксимальных вен и имеет прогностическое значение в случае получения нормальных результатов. Исследование проводится при положении пациентки, лежа на боку во избежание артефактов от сдавления сосудов увеличенной маткой.
Лечение тромбоза глубоких вен и эмболии сосудов состоит в назначении гепарина (см. выше) и проводится на протяжении всего периода риска.
8. Вирусная или протозойная инфекция при беременности
Первичное инфицирование цитомегаловирусом, вирусом краснухи, генитального герпеса, ветряной оспы или токсоплазмой может быть тератогенным. Беременные пациентки с предполагаемым диагнозом какой-либо из вышеназванных инфекций подвергаются энергичным диагностическим исследованиям (посев и выделение культур, определение титров вирусоспецифических иммуноглобулинов в острый период заболевания и при выздоровлении). Если идентифицирована первичная инфекция, вызванная любым из перечисленных агентов (особенно в I триместре беременности), следует получить консультацию генетика. Наличие генитального герпеса в родовом канале во время родоразрешения приводит к инфицированию 50 % новорожденных; при этом отмечаются 50 % летальность и высокая частота неврологических расстройств у выживших инфицированных детей. В тех случаях, когда во время родов или вскоре после разрыва плодных оболочек наличие активной инфекции в родовом канале доказано или весьма вероятно, показано кесарево сечение.
Одной из ведущих причин синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа) у маленьких детей является врожденное трансплацентарное инфицирование. Женщины, зараженные вирусом СПИДа, должны избегать беременности. Беременные, имеющие риск такого заражения, должны быть обследованы в самые ранние сроки беременности и направлены на консультацию.
9. Заболевание печени при беременности
Наличие желтухи у беременной не всегда связано с беременностью (гепатит, холедохолитиаз и др.). Связанные с беременностью причинные факторы заболевания печени включают преэклампсию с вовлечением печени, острую жировую дистрофию печени и холестатическую желтуху беременных. Преэклампсия, осложненная поражением печени, обычно отражает патологические процессы, которые подвергаются обратному развитию только после родов; поэтому срочное родоразрешение в таких случаях часто бывает необходимым. Острая жировая дистрофия печени беременных, которая часто наблюдается как желтуха, кома или нарушение психики и связана с высокой летальностью матери и плода, является грозным осложнением. Ее причинный фактор неизвестен, хотя он также может быть связан с преэклампсией. Лечение состоит в родоразрешении и поддерживающей терапии. Холестатическая желтуха беременных - наиболее частая и менее серьезная патология, хотя по неизвестным причинам она сопряжена с риском преждевременных родов и возникновения нарушений у плода. Имеется генетическая предрасположенность: зарегистрированы случаи семейного заболевания; чаще заболевание наблюдается у скандинавов и чилийцев. Отмечается тенденция к повторному заболеванию при последующих беременностях и при использовании гормональной контрацепции. Желтуха обычно сопровождается кожным зудом. Уровень связанного билирубина возрастает, но редко превышает 5 мг/дл. Повышается уровень и трансаминазы, однако он бывает ниже, чем при гепатите. Характерно значительное увеличение содержания желчных кислот в сыворотке крови. Холестираминовая камедь (10—12 г вдень) снимает зуд и не опасна для плода; показано соответствующее наблюдение за сохранением беременности.
10. Холецистит
Беременность, по-видимому, повышает риск развития холелитиаза и холецистита. За I триместр беременности объем желчного пузыря увеличивается вдвое: что в сочетании с его неполным опорожнением после приема пищи предрасполагает к образованию холестериновых желчных камней. Острые приступы желчно-каменной болезни во время беремености купируют такими же методами, как и у небеременных, за исключением нижеперечисленного.
Во время беременности следует избегать радиоизотопного сканирования желчного пузыря; для подтверждения клинического подозрения на холелитиаз используется ультрасонография.
Холецистэктомию лучше всего отложить и произвести лишь после родоразрешения. Если это невозможно, то оптимальным сроком для операции является II триместр, так как риск самопроизвольного выкидыша или родов незрелым плодом во время оперативного вмешательства уменьшается и матка еще недостаточно большая, чтобы создавать помехи в операционном поле. Выполнение неотложной холецистэктомии следует рассматривать независимо от срока беременности при тяжелом обострении, наличии гнойной интоксикации и при без успешности энергичного консервативного лечения. Отсрочка хирургического вмешательства в подобных случаях лишь подвергает женщину и плод серьезной опасности.
11. Аппендицит при беременности
Аппендицит встречается примерно в 1 случае на 850 беременностей. Хотя это не самое частое заболевание у беременных, его исход может быть весьма неблагоприятным. При беременности чаще, чем обычно, обнаруживается перфорация аппендикса, тяжелее протекает перитонит, запаздывает диагностика и исторически выше летальность. В 1908 году Babler сказал: "Смертность вследствие аппендицита при беременности — это смертность от промедления". Трудности диагностики и смертность плода возрастают с увеличением срока беременности. Cunningham отметил промедление с постановкой диагноза в III триместре у 75 % пациенток, во II — у 18 % и в I — ни у кого (0 %). Симптомы аппендицита при беременности в большей степени неспецифичны: боль может быть диффузной, анорексия и лихорадка часто отсутствуют, а тошнота и рвота вариабельны. Проведенные Ваbler исследования с использованием бария у 70 женщин с различными сроками беременности продемонстрировали анатомические изменения, происходящие по мере прогрессирования беременности: аппендикс мигрирует к правому подреберью и поворачивается против часовой стрелки, при этом его дистальный конец направлен к диафрагме. Такое анатомическое изменение объясняет часто различные проявления при беременности, когда боль и болезненность становятся более диффузными или локализуются в правом верхнем квадранте живота. Лабораторные исследования оказываются столь же неинформативными. Часто количество лейкоцитов не превышает обычные для беременности значения 12 000 — 15 000. Повышение температуры может быть незначительным или вовсе отсутствует. Диагностика должна проводиться с высокой степенью подозрительности. Лечение хирургическое с послеоперационным наблюдением для предупреждения преждевременных родов.
Острый аппендицит в поздние сроки беременности чаще всего ошибочно диагностируется как острый пиелонефрит. В дифференциальной диагностике этих двух заболеваний может помочь изложенное ниже.
-
Отсутствие желудочно-кишечных расстройств не снижает
вероятности острого аппендицита при беременности. -
Пиурия без бактериурии у беременных прямо предполагает диагноз острого аппендицита.
-
Пиелонефрит обычно вызывает повышение температуры (более 38 °С), что часто сопровождается ознобом, тогда как аппендицит редко обусловливает такую симптоматику в отсутствие перфорации.
12. Злоупотребление препаратами
Отделение неотложной помощи часто является местом обнаружения или лечения злоупотребления наркотиками, алкоголем, кокаином или другими препаратами. Подобное злоупотребление во время беременности сопряжено с серьезным риском для плода; своевременное выявление и направление таких пациенток в соответствующие учреждения могут снизить этот риск.
Злоупотребление наркотиками повышает риск задержки роста плода, а также мертворождения, преждевременных родов, синдрома отмены у новорожденного и его гибели или длительных нарушений в развитии нервной системы.
Идеальным лечением является терапия метадоном. Чрезмерное употребление алкоголя является ведущей причиной задержки умственного развития новорожденных в США; кроме того, задерживается рост ребенка, и возникают различные неврологические осложнения. Вредное воздействие кокаина при беременности в настоящее время детально изучается, но уже доказано повышение риска отслойки плаценты и гибели плода. Специфические вмешательства осуществляются в специализированных центрах, однако их успех зависит от своевременного выявления патологического пристрастия у пациенток и направления их в эти центры.
13. Послеродовая лихорадка
Лихорадка после родов наблюдается достаточно часто. В процессе родов возможны травма и девитализация структур таза и мочевых путей, что создает благоприятные условия для развития инфекции. У каждой пациентки после родов необходимо проводить тщательное влагалищное исследование. Частота хирургической инфекции после кесарева сечения составляет от 10 до 45 % в различных популяциях. Инфицирование при эпизиотомии наблюдается нечасто, однако заболевание может быть тяжелым (например, некротизируюший фасциит). У каждой пациентки с повышенной температурой после родов следует предположить инфекцию мочевых путей.
Эндопериметрит характеризуется размягченностью и болезненностью матки и периметрия, которые возникают через 1—3 дня после родов и чаще всего наблюдаются после кесарева сечения. Диагноз основывается на данных объективного исследования и исключении лихорадки другой этиологии. Часто обнаруживаются дурно пахнущие лохии.
Рекомендуются госпитализация и внутривенная терапия антибиотиками широкого спектра действия, эффективными против анаэробных возбудителей.
Лихорадка, продолжающаяся, несмотря на интенсивную терапию антибиотиками, без признаков инфекции где-либо в другом месте может указывать на тромбофлебит вен таза — редкого последствия тазовой инфекции. Он может проявиться эмболией легких. Если эндопериметрит не поддается лечению в течение нескольких дней, следует рассмотреть возможность гепаринизации.
14. Резус-иммунопрофилактика















