240-1028 (677729), страница 2
Текст из файла (страница 2)
• Haemophilus influenzas — 10,0-12,0%
• Mycoplasma pneumoniae — 2,0-18,0%
• Chlamydia pneumoniae — 6,0-11,0%
• Возбудитель не обнаружен — 30-50,0%
В противоположность этому, у лиц старше 65 лет и/или страдающих сопутствующими заболеваниями (хроническая обструктивная болезнь легких, сахарный диабет) распространенная пневмония имеет иную этиологическую структуру. Наряду со Streptococcus pneumoniae и Haemophilus influenzae особое место занимают аэробные грам-отрицательные микроорганизмы (Klebsiella spp., Enterobacter spp., Escherichia coli, Proteus spp., Serratia spp ) и Staphylococcus aureus; существенно реже развитие распространенных пневмоний у лиц старших возрастных групп связывается с инфекцией Moraxella catarrhalis и Legionella spp.
Этиология госпитальных (нозотомиальных) пневмоний* существенно отличается от этиологии распространенных пневмоний. Больные, ослабленные основным заболеванием, явившимся причиной госпитализации, оперативными вмешательствами и т.д. инфицируются так называемой нозокомиальной микрофлорой, малопагогенной для дыхательной системы здоровых лиц.При этом доминирующими в этиологии больничных (нозокомиальных) пневмоний являются грамотрицательные микроорганизмы и Staphylococcus aureus (данные национального исследования по изучению нозокомиальных инфекций, США):
А. Грамположительные кокки:
• Staphylococcus aureus — 12,9% Б. Грамотрицательные микроорганизмы:
• Pseudomonas spp. — 16,9%
• Klebsiella spp. — 11,6%
• Enterobacter spp. — 9,4%
• Escherichia coti — 6,4%
• Serratia spp. — 5,8%
• Proteus spp. — 4,2%
Для этиологии аспирационных пневмоний характерно участие неклостридиальных облигатных анаэробов (Bacteroides fragilis, Bacteroides melaninogenicus, Fusobacterium nucleatum, Peptococcus и др.) в чистом виде или в сочетании с преимущественно грам-отрицательной палочковой флорой, упоминавшейся выше. Эти микроорганизмы вызывают, как правило, тяжелую и рано возникающую деструкцию пораженной легочной ткани (абсцесс, гангренозный абсцесс).
Наконец, для пневмоний у лиц с тяжелыми иммунологическими нарушениями характерно участие в этиологии пневмонического поражения цитомегаловирусной инфекции, Pneumocystis carinii, патогенных грибов, а также микобактерий туберкулеза, наряду с прочими микробными агентами, встречающимися при пневмониях других рубрик.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННО-УСТОЙЧИВЫХ ШТАММОВ ПНЕВМОТРОПНЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ
Чрезвычайно важным для планируемой рациональной антибиотикотерапии пневмоний является знание распространенности лекарственно-устойчивых возбудителей легочного воспаления. Очевидно, что длительное применение (в течение десятилетий) ряда антибактериальных препаратов привело к селекции резистентных пневмотропных микроорганизмов. При этом важно знать не только мировую или национальную тенденции в этом вопросе, но что, быть может, более актуально, частоту обнаружения лекарственно-
Тоспитальная (нозокомиальная) пневмония диагностируется ,если в течение первых 48 часов пребывания больного в стационаре не имелось клинических и рентгенологических признаков легочного воспаления устойчивых изолятов микроорганизмов в конкретном лечебном учреждении. Наиболее показательна в этом плане информация, касающаяся изолятов пневмококка:
• пенициллин-резистентные штаммы Streptococcus pneumoniae - 30% ( США)
• пенициллин-резистентные штаммы Streptococcus pneumoniae — 15,6% (ГВКГ им. Бурденко)
• эритромицин-резистентные штаммы Streptococcus pneumoniae — от 1 % (Великобритания, Нидерланды ) до 29% (Франция)
•эритромицин-резистентные штаммы Streptococcus pneumoniae—34,7% (ГВКГ им. Бурденко)
СТРАТЕГИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ АНТИБИОТИКОТЕРАПИИ ПНЕВМОНИЙ
Этиотропная терапия пневмонии должна начинаться немедленно после установления диагноза на основании эмпирических представлений о наиболее вероятном возбудителе, поскольку бактериологическое исследование мокроты требует затраты драгоценного времени (не менее двух суток) и, как уже говорилось выше, практически у половины больных даже при использовании современных методик дает неопределенные или ошибочные результаты. Дозирование антибиотиков, используемых в лечении пневмоний, представлено в табл. 7
До последнего времени при лечении распространенных (внебольничных) пневмоний наибольшей популярностью пользовались пенициллины — бензилпенициллин и ампициллин. Несколько позже распространение получил аугментин (амоксициллин + клавулановая кислота, которая обеспечивает защиту антибиотика от энзиматической деградации бета-лактамазой).
Однако, в настоящее время пенициллины утрачивают статус препарата выбора в инициальной терапии распространенных пневмоний, особенно у лиц моложе 65 лет и отсутствии сопутствующих хронических неспецифических заболеваний легких.
Во-первых, в этиологии современных пневмоний данной рубрики наряду с пневмококком и гемофильной палочкой доминирующие позиции занимают облигатные внутриклеточные микроорганизмы—Mycoplasma pneumoniae и Chlamydia pneumoniae; последние же, как известно, оказываются неуязвимыми к бактериоцидному действию бета-лактамных антибиотиков, в т.ч. и пенициллинов.
Во-вторых, сегодня повсеместно отмечается рост числа пеницилпин-резистентных штаммов Streptococcus pneumoniae, число которых достигает 30%.
И, наконец, серьезным сдерживающим обстоятельством привычной практики широкого использования пенициллинов является быстро формируемая у немалой части больных гиперчувствительность к препаратам этого класса.
В сложившейся ситуации все большее внимание привлекают к себе макролиды, поскольку они высоко эффективны не только в отношении пневмококка, но и в отношении таких актуальных пневмотропных возбудителей как Mycoplasma pneumoniae, Chlarnydia pneumoniae, Legionel!a spp. Здесь следует сделать .однако, одно принципиальное замечание. Эталонный антибиотик группы макролидов - эритромицин, - в силу его низкой стабильности в кислой среде и,как следствие этого, низкой биодоступности, а также достаточно широкой распространенности эритромицин-резистентных штаммов пневмококка утрачивает свое прежнее клиническое значение.
Таблица 6.
МАКРОЛИДЫ
16-членное лактонное кольцо
природные
соединения
спирамицин (РОВАМИЦИН)
джозамицин
14-членное лактонное кольцо
природные попусинтетические соединения производные
эритромицин диритромицин
рокситромицин
кларитромицин
15-членное лактонное кольцоазалиды
азитромицин
Ему на смену приходят другие представители класса макролидов — ровамицин, рокситромицин, азитромицин и др. Сегодня эти препараты справедливо рассматриваются в качестве препаратов выбора в лечении распространенной пневмонии, особенно легкого и средне-тяжелого течения. Впрочем, учитывая тот факт, что ряд макролидов могут быть использованы и в пероральной, и в парентеральной лекарственной формах (в частности, ровамицин), оправданной выглядит практика назначения этих препаратов и при тяжелом течении легочного воспаления (например, первоначально в течение 2-3 дней ровамицин назначается в форме внутривенных капельных вливаний, а затем, при благоприятной динамике патологического процесса, больной продолжает прием препарата внутрь). Важно подчеркнуть, что ровамицин и ему родственные препараты (т.н. 16-членные макролиды) в 60-70% случаев преодолевают резистентность пневмококка к эритромицину. Еще одним несомненным преимуществом ровамицина является тот факт, что он не взаимодействует с теофиллинами, что исключает риск передозировки последних при их одновременном использовании у больных с хроническими обструктивными заболеваниями легких. Общеизвестно также, что 16-членные макролиды являются антибиотиками с наиболее низким уровнем побочных эффектов.
Ввиду своеобразия этиологического спектра распространенных пневмоний у лиц старше 65 лет и на фоне сопутствующих хронических обструктивных заболеваний легких (см. выше) в качестве инициальной антибиотикотерапии предпочтительно использовать полусинтетические пенициллины; в случае неэффективности 3-4-дневной терапии пенициллинами оправдано назначение цефалоспоринов.
Здесь важно напомнить, что цефалоспорины 1 и отчасти II поколения действуют как на грамположительные, так и на грамотрицательные возбудители, а цефалоспорины III поколения эффективны в отношении более широкого спектра, главным образом, грамотрицательной микрофлоры. Из препаратов 1 поколения применяют цефазолин (кефзол), цефалотин (кефлин) и др. К препаратам (1 поколения относятся цефуроксим (кетоцеф), цефокситин (бонцефин) и др. Ill поколение цефалоспоринов представлено цефотаксимом ( клафораном), цефоперазоном (цефобидом), цефтриаксоном (лонгацефом).
Как уже говорилось выше, госпитальную пневмонию чаще всего вызывают грамотрицательные микроорганизмы и, реже, стафилококки. Поэтому в качестве инициальной антибиотикотерапии предпочтение в данной клинической ситуации отдается аминогликозидам (гентамицин, тобрамицин, амикацин и др), либо цефалоспоринам III поколения; высокоэффективным представляется сочетание аминогликозидов с бета-лактамазорезистентными пенициллинами (оксациллин , аугментин) или цефалоспоринами.
Аспирационные пневмонии почти всегда связаны с анаэробной и/или грамотрицательной микрофлорой, что оправдывает назначение аминогликозидов или цефалоспоринов III поколения в сочетании с метронидазолом-семисукцинатом (внутривенно капельно по 500 мг 2-3 раза в сутки).
У больных с иммунодефицитными состояниями выбор антибактериальной терапии зависит от природы возбудителя. Наиболее распространенной схемой является сочетанное назначение аминогликозидов и современных цефалоспоринов. Подобной тактики придерживаются и у больных с нейтропенией. Вопросы рациональной этиотропной терапии легочного воспаления у больных СПИДом , наиболее часто связываемого с пневмоцистной, герпетической или грибковой инфекциями, выходят за рамки данного методического пособия.
Длительность эффективной антибактериальной терапии больного с пневмонией обычно составляет 7-10 суток. При отсутствии эффекта от первоначально назначенного лечения, что встречается в 7-15% случаев, следует осуществить замену антибиотиков в соответствии с результатами первичного или повторного микробиологического исследования или же использовать т.н. антибиотики второго выбора (альтернативные препараты). К их числу наряду с современными поколениями цефалоспоринов, монобактамами и имипенемом, очевидно, следует отнести и фторхинолоны. Последнее объясняется все возрастающей резистентностью возбудителей пневмоний к фторхинолонам, что сдерживает назначение препаратов этого ряда в рамках инициальной антибиотикотерапии пневмоний.
Фторхинолоны (пефлоксацин, офлоксацин, ципрофлоксацин) активны в отношении большинства грамотрицательных микроорганизмов, включая Pseudomonas aeruginosa, и многих грамположительных кокков, в т.ч. и Staphylococcus aureus. Препараты этого класса обладают разной активностью в отношении стрептококков, энтерококков, и неактивны в отношении анаэробов. Фторхинолоны справедливо рассматриваются в качестве удачной альтернативы макролидам при хламидиозной, микоплазменной и легионеллезной инфекциях.
Новый класс монобактамных антибиотиков представлен азтреонамом (азактамом). Препарат активен прежде всего в отношении грамотрицательных аэробных возбудителей (сальмонеллы, шигеллы, протей, кишечная палочка, клебсиелла и др.); к очевидным преимуществам препарата относится его устойчивость в отношении бета-лактамаз.
Имипенем — антибиотик из группы карбапенемов, назначаемый исключительно в сочетании с циластатином (ингибитором метаболизма имипенема). Препарат высокоактивен в отношении многих бактерий, в т.ч. анаэробов, большинства грамположительных кокков (за исключением Enterococcus faecium и устойчивых к метициллину штаммов стафилококков) и грамотрицательных палочек.
Очевидно, что в большинстве случаев затяжное или прогрессирующее течение пневмонии обусловлено неэффективностью инициальной антибактериальной терапии. Однако, ни в коем случае не следует отождествлять эти два события, поскольку помимо неадекватного антимикробного лечения существует еще целый ряд причин, как локальных, так и системных, придающих легочному воспалению характер длительно и упорно текущего процесса (таблица 8).
(цилица /. ДОЗИРОВАНИЕ АНТИБИОТИКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЛЕЧЕНИИ ПНЕВМОНИЙ
| Пенициллины | |||
| Бензилпенициллин | 500 000 - 1 000 000 ЕД | каждые 6 - 8 часов | (в/в) |
| 500 000 - 1 000 000 ЕД | каждые 4 часа | (в/м) | |
| Ампициллин | 0,5-1,0-2,0 г | каждые 6 - 8 часов | (в/м) |
| 0,5 г | каждые 6 часов | (в/в) | |
| Амоксициллин | 0,5-1,Or | каждые 8 часов | (п/о) |
| 0,5-1,Or | каждые 8 - 12 часов | (в/м, в/в) | |
| Амоксициллин + | 0,375 - 0,625 г | каждые 8 часов | (п/о) |
| клавулановая кислота | 1,2 г | каждые 6 - 8 часов | (в/в) |
| (Амоксиклав, Аугментин) | |||
| Пиперациллин (Пиприл) | 100 - 300 мг/кг | каждые 6 - 12 часов | (в/в, в/м) |
| Оксациллин | 0,5 г | каждые 4 - 6 часов | (п/о, в/м, в/в) |
| Цефалоспорины | |||
| Цефалотин* (Кефлин) | 0,5 - 2,0 г | каждые 4 - 6 часов | (в/м, в/в) |
| Цефазолин* (Кефзол) | 0,5 - 2,0 r | каждые 8 часов | (в/м, в/в) |
| Цефокситин (Бонцефин, Мефоксин) | 1.0-2.0 г | каждые 8 часов | (в/м в/в) |
| Цефуроксим " | 0,75 -1,5 г | каждые 6 - 8 часов | ( В/М, В/В) |
| (Зинацеф, Кетоцеф) | |||
| Цефотаксим*'" | 1,0-2,0 Г | каждые 12 часов | (В/М, В/В) |
| (Клафоран) | максимально до 12 г/сутки | каждые 6 - 8 часов | (В/М, в/в) |
| Цефтриаксон *" | 1,0-2,0-4,0 г | каждые 24 часа | (в/м, в/в) |
| (Лонгацеф, Роцефин) | |||
| Аминогликозиды | |||
| Генетамицин | 80 мг | каждые 12 часов | (в/м, в/ в) |
| Амикацин | 10-15 мг/кг | каждые 12 часов | (в/м, в/в) |
| Тобрамицин (Бруламицин) | 3 - 5 мг/кг | каждые 8 часов | (в/м, в/в) |
| Макролиды | |||
| Эритромицин | 0,5 г | каждые 6 - 8 часов | (п/о) |
| 0,5 - 1,0 г | каждые 6 - 8 часов | (в/в) | |
| Ровамицин | 3,0 млн.МЕ | каждые 8-12 часов | (п/о) |
| •1,5 - 3,0 млн. ME | каждые 8 - 12часов | (в/в) | |
| фторхинолоны | |||
| Пефлоксацин (Лефлацин) | 400 мг | каждые 12 часов | (п/о, в/в) |
| Ципрофлоксацин | 500 мг | каждые 12 часов | (п/о) |
| (Ципробай) | 200 - 400 мг | каждые 12 часов | (в/в) |
| Офлоксацин | 200 мг | каждые 12 часов | (п/о) |
| (Заноцин, таривид) |
















