64244 (674350), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Более полутора десятков лет прошло с тех пор, как был открыт первый в Стране городов град Синташта. Впрочем, о том, что это целая "страна", догадались много позднее, когда открыли Аркаим и начали дешифровывать аэроснимки. С тех пор каждый год дарит новые открытия - или на раскопках, или в камеральном затишье при изучении материалов раскопок. Открыт новый град Коноплянка, открыта огромная чудская копь "Воровская яма"... Исключительно богатый материал дали раскопки этого места на Аландах.
«Столица» Аркаим
В сборнике "Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия" собрана достаточно богатая информация - и о самом памятнике, каким он открылся археологам, поднявшим многовековые пласты почвы, и о собранных во время раскопок предметах материальной культуры, и об окрестных древних городищах (их много в Аркаимской долине - протоиранской "Стране городов"), и о физико-географических условиях заповедной зоны, и о своеобразии тамошней растительности (тоже, между прочим, предмет, достойный удивления), и даже об истории и быте живших в округе казаков. Однако чем внимательнее вчитываешься в тексты собранных здесь статей, тем больше ощущаешь как бы дыхание еще не раскрытых тайн, тем больше понимаешь, что не только скудостью сведений, просочившихся сквозь толщи тысячелетий, объясняется некий ореол мистики, который окружает древнее городище в южноуральской степи.
Собственно, археологи уже сегодня имеют достаточно полное представление о том, каким было поселение в долине Аркаим в пору своего расцвета, и результаты действительно впечатляют.
Прежде всего нужно подчеркнуть, что это крупное сооружение было не конгломератом разрозненных объектов, а цельной конструкцией.
Но главным достоянием Аркаима является сама конструкция, исследования которой показали в ней очень сложную и точную геометрию всех строений. Фундамента как такого в нашем понимании там нет. Вся конструкция держалась на столбовых опорах и срубах. Котлован для помещений и формирования бровок - как основа для будущих стен. Стеновые фундаменты сопряжены с рядами опорных столбов. Сама постройка развивалась в высоту, имела сплошные стены и потолок, галереи и мостовые надстройки второго этажа. Конструкция цельная, общей площадью около 20 тыс. кв. м. Центры городов были расположены друг от друга на расстоянии 40-70 км. Сельскохозяйственные угодья одного города занимали площадь радиусом около 25-30 км от поселения.
План поселения: два вписанных одно в другое мощнейших кольца оборонительных стен. Внешняя стена обнесена рвом глубиной 1,5-2,5 м. Две кольцевые улицы жилищ. припавших изнутри к стене, а в центре строения - площадка в форме немного сплюснутого круга диаметром 25-27 м. Точка сборки всех сооружений находится именно в центре на площади в цитадели. Сюда к этой точке были обращены все осевые линии зданий, улицы и выжды из жилищ. Эта же площадь, по мнению археологов, являлась главной и на ней проводились все богослужения, т. е. она была своеобразным храмом под открытым небом. Как мы знаем, древнейшие религиозные обряды наших предков не знали храмов. Они появились после того, как арии разделились.
Площадь ориентирована на северо-восток. Вся площадка окружена узкой канавкой. Археологи пишут, что в Аркаиме поражает не богатство материальной культуры, а ее духовность. Даже цвета облицовочных материалов были эстетически значимы.
Внешняя стена диаметром 150 м, толщиной 4-5 м, состояла из бревенчатых кистей, забитых грунтом с добавлением извести, с наружной стороны стена облицована сырцовыми блоками (необожженный кирпич) со дна рва и строго вертикально до верхнего среза (5-6 м).
Внутренняя стена, также вертикальная, была, вероятно, диаметром 85 м. Кольца жилищ разделены радиальными стенами. Стены были общими для каждых двух соседних помещений. Возле внешней стены -35 жилищ, возле внутренней - 25.
Археологи отмечают достаточно сложную и продуманную планировку жилищ и кольцевых улиц шириною 5,5-6 м. Дома улиц были отгорожены от деревянной мостовой забором. Все вместе очень хитроумная ловушка дня уничтожения непрошеных гостей.
По середине улицы (под мостовой) проходил ровик глубиной 1,2-1,5 м, при ширине 1,5 м. Примерно через каждые 30 м на дне ровика прослеживаются глубокие ямы (составная часть хорошо продуманной ливневой канализации), которые пробивали глину и доходили до природного слоя гравия. Не вся дождевая вода сбрасывалась с кровли домов в этот ровик, часть воды уходила в специальные отстойники.
Поселок имел четыре входа. Конструкции входов также сложны и хитроумны. Они ориентированы на восток-северо-восток, восток-юго-восток, север-северо-восток, юг-юго-запад. Конструкция северо-западного входа очень сложна (он был ложным).
Обводная стена и ров делали прогиб, обращенный внутрь поселка, около 7-8 м, и на участке, где был наибольший излом, ров не прерывался, а становился гораздо шире и глубже. С другой стороны (со стороны поселка) сохранился мощный фундамент башни. Археологи предполагают, что это нацвраг ная башня.
Подлинный, а не ложный вход оказался с торца западного отрезка оборонительной стены, где стена и ров резко поворачивали на юго-восток. Вход был шириной 2,5-3 м. Юго-восточный вход совпадал совходом в коридор. Это был хитрый туннель в виде лабиринта, проложенного внутри стены, пройдя который, можно попасть на открытую площадку у основания предвратной башни. Эта площадка только с одной стороны была открыта и направлена к проходу, который вел на круговую улицу. Если вдруг противник попадал на эту площадку, а жители всегда на ночь (в случае опасности) убирали деревянные настилы мостовой, враг, естественно, добравшись до улицы, попадал не на площадь, а в ловчую яму А вот сами жители благодаря такой конструкции были в очень выгодном положении, так как в углу одного из западных жилищ была хорошо замаскированная щель, через которую жители попадали в тыл к врагам. Такие щели были в каждом секторе в двух угловых жилищах.
Жилища- крупные трапецевидные, от 16 до 22 м и площадью от 100 до 180 кв. м со стенами из двух параллельных радов столбов, обшиты плахами и расположены друг от друга почти на метр
Стоит отметить, что Аркаим был построен полностью из дерева и кирпича, спрессованного из соломы, грунта и навоза. Огромные пятиметровые стены состояли из деревянных срубов, заполнявшихся кладкой грунтового кирпича. Причем при раскопках было видно, что кирпичи, которым облицовывали внешние стены имели разный цвет.
Археологи пришли к единому мнению, решив, что Аркаим строился не одним коллективом мастеров, а каждый отрезок стены, примыкающей к дому, а также ливневой канализации и участка круговой улицы строился семьей, которая должна была жить в этом жилище. Стена одного дома являлась стеной другого, т.е. таким образом определяла предыдущую и последующую единицы постройки, как спицы в колесе. Все это объединялось в сектора, которые были связаны между собой и центральной площадью и каждый из секторов имел свою независимую систему обороны.
Каждое жилище примыкало одним торцом к внешней или внутренней стене, и выходило на главную кольцевую улицу или центральную площадь. В импровизированной прихожей был специальный сток для воды, который уходил в канаву под главной улицей. Древние арии были обеспечены канализацией!
Мало того, в каждом жилище был колодец, печь и небольшое куполообразное хранилище. Из колодца, над уровнем воды ответвлялись две земляных трубы. Одна вела в печь, другая в куполообразное хранилище. Зачем? Все гениальное просто. Все мы знаем, что из колодца, если в него заглянуть, всегда “тянет” прохладным воздухом. Так вот в арийской печке этот прохладный воздух, проходя по земляной трубе, создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить бронзу без использования мехов! Такая печь была в каждом жилище, и древним кузнецам оставалось только оттачивать мастерство, соревнуясь в своем искусстве! Другая земляная труба, ведущая в хранилище, обеспечивала в нем пониженную температуру, по сравнению с окружающим воздухом. Своего рода холодильник! Молоко, например, здесь хранилось дольше.
На поселении археологическими раскопами исследовано 29 жилищ: 17 во внешнем и 12 во внутреннем круге. Геофизическими методами установлено, что всего во внешнем круге было 35 жилищ, во внутреннем - 25 (19 - больших и 6 небольших, встроенных между основными жилищами в процессе роста населения).
Аркаим и снаружи был красив – идеально круглый город с выделяющимися привратными башнями, горящими огнями и красиво оформленным “фасадом”. Наверняка это был какой-нибудь сакральный узор, несущий Смысл. Ибо все в Аркаиме проникнуто Смыслом.
Теперь - даже на основании столь скупого словесного эскиза - можно судить, сколь упорядоченная, разумно организованная жизнь большого сообщества людей протекала когда-то внутри этих стен.
Однако очевидная сложность социальной организации людей, выстроивших для себя тысячелетия назад такое чудо инженерно-строительного искусства, - это далеко не все, что обнаруживает взгляд специалиста, созерцающего сегодня контуры древнего протогорода: сама геометрия постройки таит в себе загадки.
Почему - круг? Связано ли это с символическим характером мышления древних? Если да, то о чем говорит эта символика, кому и зачем адресовано заключенное в ней сообщение? Вот какие, в частности, ассоциации вызвал план Аркаима у его первоисследователей Г. Б. Здановича и И. М. Батаниной: "Такая планировка близка принципу Мандалы - одного из основных сакральных символов буддийской философии. Само слово "мандала" переводится как "круг", "диск", "круговой". В "Ригведе", где оно впервые встречается, слово имеет множество значений: "колесо", "кольцо", "страна", "пространство", "общество", "собрание"... Универсальна интерпретация Мандалы как модели Вселенной, "карты космоса", при этом Вселенная моделируется и изображается в плане с помощью круга, квадрата или их сочетания. Аркаим и его жилища, где стена одного дома является стеной другого, вероятно, отражают "круг времени", в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую".
В "Стране городов" поражает не богатство материальной культуры - поражает ее удивительная духовность. Это особый мир, где духовностью насыщено все - от поселенческой и погребальной архитектуры до скульптурных изображений, выполненных из камня"...
Вот в этом ключе и развертывается исследование К. К. Быструшкина.
Рельеф материка обнаруживает яркую, точную и сложную геометрию. Нет никаких сомнений в том, что здесь мы имеем дело с результатами предварительного проектирования, который был вынесен строителями в натуру. Не может быть и речи о том, что Аркаим строился в несколько этапов, по мере необходимости, когда к уже готовой части пристраиваются новые кварталы. Нет, он строился разом, и ясно, что проектным работам предшествовали тщательные проектные изыскания в плане инженерной гидрогеологии и свойств грунтов. Бесспорно, заранее были подробно вычислены объемы земляных работ и необходимой для строительства древесины (тысячи стволов хвойных и лиственных деревьев!).
Могильник Аркаим
Могильник Аркаим расположен на левом берегу реки Большая Караганка, в 1-1,5 км к Северо-востоку от поселения Аркаим.
Исследовано 5 курганов.
Господствующее положение в могильнике занимают крупные, диаметром 17-19 м, могильные поля, объединяющие 12-20 ям.
Своеобразие погребальной архитектуры определяют глубокие - до 3,5 м - могильные ямы с обширными полыми погребальными камерами, уступами, несколькими деревянными перекрытиями. Сверху ямы были перекрыты индивидуальными грунтовыми насыпными конструкциями, либо ложно-сводчатыми куполами из глинобитных блоков. Захоронения в ямах одиночные, парные, групповые; трупоположение на боку, в слабо- или средне-скорченном положении.
Антропологический тип погребенных – протоевропеоидный.
Погребения сопровождаются богатым инвентарем, особенно в центральных ямах: бронзовые листовидные ножи, топоры-тесла, долота, шилья, гарпун, наконечник копья, др. изделия из бронзы, наконечники стрел из камня и кости, каменная булава, принадлежности конской упряжи, украшения и т.д.
В керамических комплексах доминируют остро-реберные горшки, украшенные геометрическим орнаментом.
Многочисленны остатки жертвенных животных (лошадь, крупны и мелкий рогатый скот, собака).
Исследованы также могильные поля, объединяющие по 7-8 могильных ям со сравнительно бедным погребальным инвентарем.
Пригоризонтная обсерватория
Слово "обсерватория", естественно, известно всем: так называетс научное учреждение, размещенное в здании особой конструкции и оборудованное специальными инструментами для систематических наблюдений - астрономических, метеорологических, магнитных и сейсмических.
Древний мир знал обсерватории особого рода - таких сейчас не строят. Их называют дневными астрономическими, или пригоризонтными, обсерваториями Солнца и полной Луны. Они не были оборудованы сложными приборами, которых тогда просто не существовало, однако на них тем не менее производились очень точные наблюдения; высока точность была отличительной чертой такого рода сооружений.
Как же они были устроены? Попытаюсь вкратце разъяснить "физику процесса".
Горизонт - единственное место на небе, где Солнце можно наблюдать незащищенным глазом. Более того, на Солнце у горизонта можно смотреть и в объектив теодолита без фильтра. В годы активного Солнца именно у горизонта хорошо видны пятна на Солнце, их можно считать, наблюдать за их движением по диску и видеть угол наклона оси вращающегося светила. И все это можно наблюдать даже невооруженным глазом.
Горизонт - особое место в поле зрения человека: обращенный к нему взгляд претерпевает искажение линейной перспективы. Наше восприятие как бы увеличивает все предметы, близкие к горизонту и находящиеся на горизонте; Луна и Солнце выглядят вблизи горизонта большими, чем в более высоких точках небесного свода, и причина тому - вовсе не оптические эффекты, обусловленные состоянием атмосферы (эффекты эти есть, но они проявляются совсем иначе - например, сплющиванием и дрожанием нижнего края светила), а причинами психо-физиологическими. Попросту говоря, особым устройством человеческого мозга. Еще Аристотель знал об этом. И эта истина прекрасно подтверждается инструментальными измерениями. Рисунок горизонта с натуры будет очень сильно отличатьс от фотографии: рисунок более рельефен, и на нем больше деталей. Это свойство человеческого восприятия диктует особые условия археоастрономических наблюдений: работать нужно не с фотографией или, скажем, видеозаписью, а обязательно "на натуре" - там же и так же, как работали древние коллеги.
Процедура восхода (и захода) дневного светила длится в наших широтах около 4,5 минуты и занимает на спокойном, ровном горизонте около одного градуса его дуги. Важные моменты наблюдения - появление первого луча, то есть самой верхней точки солнечного диска, и отрыв полностью взошедшего диска от горизонта. Не просто решить, какую из этих двух точек предпочитали древние астрономы. Теоретически не просто, а практически предпочтение нижнего края для того, кто этим пробовал заниматься, не вызывает сомнений. (Тем очевиднее предпочтительность этой точки, если дело касается наблюдений лунного диска.)
Если строго с одного и того же места наблюдать восходы и заходы Солнца, отмечаясь по нижнему краю диска (назовем самый момент отрыва диска от горизонта или касания его "событием"), то легко обнаруживается, что каждое утро и каждый вечер событие совершается в разных точках горизонта. В течение года точка события перемещается по горизонту сначала в одну, потом в обратную сторону, однако в пределах одного и того же сектора. Начав наблюдения весной, в марте, мы увидим, что Солнце восходит почти точно на востоке, но день ото дн точка события все более перемещаетс влево, то есть к северу, и довольно быстро: каждое утро почти на диаметр диска. Чтобы убедиться в этом, нужно поставить на горизонте вешки, отмечающие место события.
Движение точки события к северу будет происходить всю весну, но суточный ход постепенно уменьшится и к началу календарного лета, в июне, достигнет едва заметной величины в одну минуту дуги. В период, близкий к 22 июня, суточный ход события сократится до полминуты дуги, после чего движение точки событи пойдет в обратном направлении. Этот момент называется летним солнцестоянием; слово это и сейчас в ходу, а между тем пришло оно в обиходный язык из практики пригоризонтной астрономии.














