61075 (674102), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В конце декабря 1909 года Ульянов и Крупская переехали в Париж, где вождь большевиков познакомился с Инессой Арманд. Крупская не могла не знать, что 40-летним мужем овладели сильные чувства. По свидетельству другой пламенной революционерки Александры Коллонтай, Крупская была в курсе их отношений, знала, что Ленин был очень привязан к Инессе, и не раз выражала желание уйти, однако он удержал ее.
Известно, что Ленин был очень сильным шахматистом, любившим и ценившим шахматы. Осенью 1889 года Андрей Хардин – один из сильнейших на то время российских шахматистов – пригласил В. Ульянова, находящегося, в общем-то, в неопределенном положении (исключенного из университета, не имевшего работы и каких-либо других занятий), в Самару и устроил в свою адвокатскую контору, играя с ним в свободное время в шахматы.
Ленин (как, впрочем, и все советские вожди) очень любил охоту. Вот как это происходило, согласно воспоминаниям Крупской: «Поздней осенью, когда по Енисею шла шуга (мелкий лед), ездили на остров за зайцами. Зайцы уже побелеют. С острова деться некуда: бегают, как овцы, кругом. Целую лодку настреляют, бывало, наши охотники».
Ленин отличался поразительной работоспособностью. К примеру, за 124 дня т. н. «смольнинского периода» Ленин написал свыше 110 статей, проектов декретов и резолюций, произнес свыше 70 докладов и речей, написал около 120 писем, телеграмм и записок, участвовал в редактировании более чем 40 государственных и партийных документов. Рабочий день председателя СНК длился 15–18 часов. За указанный период Ленин председательствовал на 77 заседаниях СНК, руководил 26 заседаниями и совещаниями ЦК, участвовал в 17 заседаниях ВЦИК и его президиума, в подготовке и проведении 6 различных Всероссийских съездов трудящихся.
Будучи председателем Совнаркома РСФСР, он с ноября 1917 года по декабрь 1920 года провел 375 заседаний Советского правительства из 406. С декабря 1918 года по февраль 1920 года из 101 заседания Совета рабоче-крестьянской обороны не председательствовал лишь на двух. В 1919 году В.И. Ленин руководил работой 14 пленумов ЦК и 40 заседаний Политбюро, на которых обсуждались военные вопросы. С ноября 1917 года по ноябрь 1920 года написал свыше 600 писем и телеграмм по различным вопросам обороны Советского государства, свыше 200 раз выступал на митингах.
Вскоре после победы Октября Ленин поставил перед учеными задачу разработать план реорганизации промышленности и экономического возрождения России. За 1918–1920 годы было создано около 50 научно-исследовательских институтов, в числе которых – такие известные, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Государственный физико-технический институт, Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера.
2. Соратники В.И. Ленина
Ближайшие соратники Ленина после революции вошли в состав Совета Народных Комиссаров, который был учрежден 27 октября 1917 года на II Всероссийском съезде Советов. Вот кто входил в его состав:
Председатель Совета Народных Комиссаров – Владимир Ульянов (Ленин)
Нарком по внутренним делам – А.И. Рыков
Нарком земледелия – В.П. Милютин
Нарком труда – А.Г. Шляпников
Наркомат по военным и морским делам – комитет, в составе: В.А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК – Авсеенко), Н.В. Крыленко и П.Е. Дыбенко
Нарком по делам торговли и промышленности – В.П. Ногин
Нарком народного просвещения – А.В. Луначарский
Нарком финансов – И.И. Скворцов (Степанов)
Нарком по иностранным делам – Л.Д. Бронштейн (Троцкий)
Нарком юстиции – Г.И. Оппоков (Ломов)
Нарком по делам продовольствия – И.А. Теодорович
Нарком почт и телеграфов – Н.П. Авилов (Глебов)
Нарком по делам национальностей – И.В. Джугашвили (Сталин)
Подчеркнем, что, безусловно, это – далеко не полный перечень тех, кто был соратником «вождя мирового пролетариата».
Впервые публичное обвинение большевиков в связях с немцами появилось 5 (18) июля, когда в газете «Живое слово» была опубликована статья бывшего депутата 2-й Государственной Думы от большевиков Алексинского и бывшего народовольца, 20 лет проведшего в Шлиссельбургской крепости, Панкратова под заглавием: «Ленин, Ганецкий и Ко – шпионы!». Фактически информация исходила от министра юстиции П.Н. Переверзева.
22 июля в газетах под заглавием «Обвинение Ленина, Зиновьева и других в государственной измене» появилось сообщение прокурора Петроградской судебной палаты, в котором говорилось: «Владимир Ульянов (Ленин), Овсей-Герш Аронов Апфельбаум (Зиновьев), Александра Михайловна Коллонтай, Мечислав Юльевич Козловский, Евгения Маврикиевна Суменсон, Гельфанд (Парвус), Яков Фюрстенбер (Куба Ганецкий), мичман Ильин (Раскольников), прапорщики Семашко и Рошаль обвиняются в том, что в 1917 году, являясь русскими гражданами, по предварительному между собой уговору в целях способствования находящимся в войне с Россией государствам во враждебных против них действиях вошли с агентами названных государств в соглашение содействовать дезорганизации русской армии и тыла для ослабления боевой способности армии, для чего на полученные от этих государств денежные средства организовали пропаганду среди населения и войск с призывом к немедленному отказу от военных против неприятеля действий, а также в тех же целях в период времени с 3 по 5 июля организовали в Петрограде вооруженное восстание против существующей в государстве верховной власти, сопровождавшееся целым рядом убийств и насилий и попытками к аресту некоторых членов правительства».
Согласно сообщению, сношения названных лиц с Германией осуществлялись «через Стокгольм, который является крупным центром германского шпионажа и агитации в пользу сепаратного мира России с Германией. В апреле этого года из Стокгольма была сделана попытка издавать вне Петрограда газету с целью агитации против Англии и Франции. У германских агентов в Копенгагене и Стокгольме в первые дни революции появились крупные деньги, и началась широкая вербовка агентов для России среди наших дезертиров и некоторых эмигрантов. При этом переводились крупные суммы (800 тыс., 250 тыс. и др.) в Россию из Стокгольма через один из банков, который получал на это ордера из Германии».
1 апреля 1917 года Министерство иностранных дел в Берлине обратилось в Министерство финансов с просьбой об ассигновании («дальнейших») 5 млн марок для расходов «на политические цели» в России. 3 июля статс-секретарь Циммерман телеграфировал германскому послу в Берне, что дезорганизация русской армии увеличивается и что «мирная пропаганда Ленина становится все сильнее, и его газета «Правда» печатается уже в 300 тыс. экземпляров». Появление сведений о связях Ленина с немцами встревожило последних, и германский посол в Копенгагене Брокдорф-Ранцау требует «категорически опровергнуть» эти сведения. В ответ он получает телеграмму: «Подозрение, что Ленин является немецким агентом, категорически опровергнуто по нашей инициативе в Швейцарии и в Швеции. Таким образом, впечатление, произведенное этим сообщением, уничтожено».
29 сентября 1917 года статс-секретарь Кюльман пишет в главную квартиру об успехах немецкой политической работы в России: «Наша работа дала осязаемые результаты. Без нашей непрерывной поддержки большевистское движение никогда не достигло бы такого размера и влияния, которое оно имеет теперь. Все говорит за то, что это движение будет продолжать расти»...
3. А.И. Рыков - соратник В.И.Ленина
Алексей Рыков вступил в РСДРП во время учебы в саратовской гимназии в 1898 г. и вскоре оказался одним из сторонников фракции большевиков. В связи с арестом был исключен из Казанского университета, вел революционную работу. Участник революции 1905-1907 гг. На III и IV съездах партии избирался членом ЦК РСДРП (1905-1907), на V съезде -кандидатом в члены ЦК (1907-1912). После разрыва с большевиками по вопросу партийного единства, Рыков не был переизбран в большевистский ЦК, состав которого был утвержден на Пражской конференции, проходившей под руководством В.И.Ленина (1912). Сосланный в Сибирь, Рыков вернулся в Москву, где с мая 1917 г. стал членом Президиума Моссовета. С октября 1917 г. также являлся членом Президиума Петросовета. VI съезд партии восстановил Рыкова в должности члена ЦК РСДРП(б) (август - ноябрь 1917). Рыков принимал участие в подготовке октябрьского восстания в Петрограде и занял пост народного комиссара по внутренним делам (27 октября [9 ноября] - 4 [17] ноября 1917) в первом советском правительстве, но подал в отставку вместе с Л.Б.Каменевым в знак протеста против отказа большевиков сформировать коалиционное правительство. Каменев, Рыков, Милютин, Зиновьев и Ногин также заявили о своем выходе из ЦК партии (4 [17] ноября 1917).
Несмотря на разногласия с партийным руководством, Рыков принял пост председателя Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) РСФСР (3 апреля 1918 - 28 мая 1921). Одновременно являлся членом Реввоенсовета РСФСР (8 июля - сентябрь 1918) и Чрезвычайным уполномоченным Совета Труда и Обороны (СТО) по снабжению Красной Армии и Флота (июль 1919 -август 1921). IX съезд РКП(б) вновь избрал Рыкова членом ЦК (1920-1934), Пленум которого также включил его в состав членов Оргбюро (5 апреля 1920 - 23 мая 1924). В 1921 г. Рыков становится заместителем председателя Совета Труда и Обороны РСФСР (26 мая 1921 - 2 февраля 1924) и заместителем председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР (29 декабря 1921 -2 февраля 1924). Апрельский Пленум ЦК 1922 г., состоявшийся после XI съезда партии, ввел Рыкова в состав Политбюро (член: 3 апреля 1922 - 21 декабря 1930). После образования Союза ССР вторая сессия ЦИК СССР первого созыва утвердила Рыкова заместителем председателя СНК СССР (6 июля 1923 - 2 февраля 1924) и председателем ВСНХ СССР (6 июля 1923 - 2 февраля 1924). С 1923 г. Рыков занимал прочную позицию в партийном и советском руководстве и фактически возглавил СНК в отсутствие парализованного Ленина, после смерти которого Рыков был утвержден сессией ЦИК Председателем СНК СССР (2 февраля 1924). ВНИК РСФСР также поддержал практику совмещения постов и утвердил Рыкова Председателем СНК РСФСР (2 февраля 1924).
Рыков поддерживал начатый Лениным курс «новой экономической политики» (НЭП) и нашел поддержку И.В.Сталина, который также выступал за развитие сельскохозяйственного сектора, который сможет дать средства к проведению индустриализации. В 1926-1928 гг. Рыков помог Сталину разгромить его политических противников - Троцкого, Зиновьева и Каменева. В 1926 г. Рыков принял у Каменева пост председателя СТО СССР (19 января 1926 - 19 декабря 1930). Однако, после непродолжительного союза, Сталин обратился против Рыкова и его сторонников, Н.И.Бухарина и М.П.Томского, объединившихся в блок «правой оппозиции». В 1929 г. Рыков потерял пост главы российского правительства (18 мая 1929) и был вынужден публично отказаться от своих взглядов на ноябрьском Пленуме ЦК. В 1930 г. окончательное поражение Рыкова было закреплено его вынужденной отставкой с поста Председателя СНК СССР (19 декабря 1930) и освобождением от членства в Политбюро ЦК (21 декабря 1930). Вскоре Рыков был назначен народным комиссаром почт и телеграфа (с 17 января 1932 - связи) СССР (30 марта 1931 - 26 сентября 1936). XVII съезд ВКП(б) перевел Рыкова в состав кандидатов в члены ЦК (1934-1937). В 1936 г. в ходе судебного процесса Зиновьева-Каменева против Рыкова были выдвинуты обвинения в организации антисоветского заговора. 27 февраля 1937 г. Рыков был арестован и исключен из партии. После показательного судебного процесса военной коллегией Верховного Суда СССР приговорен к смертной казни (13 марта 1938). Казнен двумя днями позже вместе с Бухариным, Черновым, Розенгольцем и другими обвиняемыми.
4. В.П. Милютин-соратник В.И. Ильича
Есть в Льговском районе деревня Милютино. Название се связано с именем советского партийного и государственного деятеля, соратника Владимира Ильича Ленина, народного комиссара земледелия в первом Советском правительстве Владимира Павловича Милютина.
Владимир Павлович Милютин родился 5 ноября 1884 года в селе Кудинцево Льговского уезда в учительской семье.
Родители его были людьми прогрессивных взглядов и шли в первых рядах революционной интеллигенции.
Летом 1905 года в секретном донесении курскому губернатору Льговский уездный исправник Кебер сообщал, что наряду с другими земские учителя Милютины занимаются «распространением преступной пропаганды». За революционные убеждения Юлия Николаевна в 1905 году была лишена права заниматься педагогической деятельностью.
Детство свое Владимир Павлович провел в деревне, видел всю тяжесть крестьянского труда, подневольную жизнь крестьян. Когда он подрос, родители отдали его учиться в Курское реальное училище, которое он окончил в 1903 году. Здесь он и начал свою революционную деятельность. Об этом свидетельствует фотокопия автобиографии В.П. Милютина, полученная в свое время из Центрального партийного архива института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. «Это были первые нелегальные кружки начала 900-х годов, - пишет Владимир Милютин. - В Курске, где я окончил реальное училище, они были во всех среднеучебных заведениях. Их преследовали, но не могли искоренить. Уже в то время они оказывали различного рода помощь настоящим партийным организациям, главным образом, конечно, техническую».















