60523 (673782), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Рост фабрично-заводской системы заметно увеличил потребность в инвестициях, что стимулировало развитие финансовой сферы. В ХVIII в. источником развития большинства промышленных предприятий было самофинансирование, заключавшееся в экономии на второстепенных расходах, использовании сбережений семьи. На заре промышленной революции многие предприниматели продолжали придерживаться этой традиции. Однако в условиях развернувшегося промышленного переворота промышленники уже нуждались в займах. Это стимулировало развитие финансово-кредитной системы, банковской сферы, а также создание акционерных обществ. Последние имели серьезное преимущество: большие возможности мобилизации частных капиталов и сбережений. Акционерные общества начали появляться уже в первой половине XIX в. и широкое распространение получили с 1860-х гг.
Промышленный переворот вызвал и рост торговли. Значительную роль еще играло развитие внутреннего рынка. Однако все большее значение получала внешняя торговля, при этом важным источником увеличения экспорта для развитых стран были рынки стран Востока и Юга. Мировой капиталистический рынок быстро расширялся, в него втягивались новые огромные территории на разных континентах. Сбыт английских хлопчатобумажных тканей в Индии, Африке и Латинской Америке в 1840-х гг. уже намного превышал их сбыт в Европе. Торговля в таких масштабах стала возможна благодаря расширению судостроения и строительству железных дорог.
Промышленная революция была теснейшим образом связана с развитием аграрной сферы, так как состояние последней определяло стартовые условия начала индустриального процесса. Более того, вплоть до середины XIX в. сельское хозяйство еще не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нем была занята еще значительная часть населения (исключением была Англия). При этом следует иметь в виду, что аграрная революция, предшествовавшая промышленному перевороту, совершалась на основе ручного труда. В аграрном секторе еще долгое время сохранялась техническая отсталость и мелкое производство. Вместе с тем и сельскохозяйственную сферу не обошел модернизационный процесс. Она ответила на вызов промышленной революции совершенствованием агрикультуры, т. е. переходом на более эффективные методы обработки почвы (ликвидация пара, введение многопольного севооборота), широким использование удобрений, внедрением системы селекции семян и пород скота. Применение севооборота заметно повысило эффективность земледелия и сельского хозяйства в целом, поскольку пахотная земля стала использоваться более интенсивно. Но главное — были расширены площади посевов под технические и кормовые культуры. В результате возросла производительность труда и урожайность сельскохозяйственных культур, была решена проблема кормов, получило развитие мясомолочное животноводство. А с середины XIX в. начали уже использоваться химические удобрения и применяться сельскохозяйственные машины.
Индустриализация уже в период промышленного переворота принесла с собой и такое новое явление как циклические кризисы перепроизводства, с 20-х гг. XIX в. систематически поражавшие капиталистическое хозяйство. В истории мировой экономики впервые подобный кризис, затронувший всю промышленность, торговлю и финансовую сферу, разразился в 1825 г. в Англии. Циклические экономические кризисы приводили к разрушению части производительных сил, однако они были в большей степени механизмом развития, а не разрушения, так как, в конечном счете, уравновешивали все сферы производства и сбалансировали весь хозяйственный комплекс.
3 Социальные последствия промышленного переворота
Промышленный переворот повлек за собой глубокие изменения и в социальной сфере. Прежде всего, окончательно утвердился экономический тип социальной стратификации: положение в обществе определялось уровнем дохода, материальным состоянием индивида. Стремление иметь деньги теперь во многом определяло образ жизни и стиль поведения людей в западном обществе. Поскольку материальное состояние людей может изменяться, формировавшееся индустриальное общество характеризовалось высокой степенью социальной мобильности.
В этой связи сложилась классовая по своему характеру социальная структура. Общество разделилось на классы — социальные группы, отличающиеся между собой по отношению к средствам производства, месту и роли в процессе производства, способу получения дохода. Ведущее значение в экономическом развитии приобретают основные промышленные классы: фабричная буржуазия и пролетариат. Торгово-промышленная деятельность становится наиболее прибыльной сферой.
В новых условиях социальная структура западного общества испытала серьезные трансформации. Верхний слой (элита) западного общества по-прежнему был представлен земельной аристократией и верхушкой финансовой буржуазии. Однако в этот круг постепенно входила и крупная торгово-промышленная буржуазия. При этом соотношение между аристократией и буржуазией в процессе промышленной революции менялось в пользу последней. Ведущей тенденцией в это время было усиление класса промышленной буржуазии, утверждение ее господствующего положения в обществе. Крупная торгово-промышленная буржуазия уже либо сливалась с земельными собственниками, либо вытесняла их из экономической и политической жизни. А с другой стороны, класс землевладельцев постепенно трансформировался в элемент социальной иерархии буржуазного общества, так как уже получал часть прибавочной стоимости в виде ренты (земельной, горной, лесной, водной). Вместе с тем аристократия в годы «промышленного капитализма» все еще сохраняла ведущие социально-политические позиции. Это обусловливалось тремя основными факторами: I) наличием дворянского землевладения, позволявшим аристократии удерживать прочные экономические, а, следовательно, и политические позиции в обществе;
2) относительной слабостью буржуазии, еще не обладавшей достаточными материальными ресурсами, опытом, умением, чтобы управлять самостоятельно без помощи аристократии;
3) ростом рабочего класса, прежде всего фабричного пролетариата, представлявшего серьезную оппозицию промышленной буржуазии. Последний фактор особенно склонял буржуазию на сторону аристократии как защитницы института частной собственности, стабильности и порядка в обществе. Исходя из этого промышленная буржуазия даже не помышляла в эти годы о единоличном господстве. Она нуждалась в покровительстве сильного государства и желала лишь соучастия во власти.
Новое явление в социальной структуре западного общества — формирование так называемого среднего класса. В это время он был представлен главным образом средней торгово-промышленной буржуазией, а также состоятельной частью интеллигенции и чиновничества. Наблюдался и быстрый рост городской мелкой буржуазии — мелкие торговцы, владельцы предприятий сферы услуг (различных мастерских, небольших ресторанов, гостиниц, парикмахерских).
На другом полюсе социальной структуры в эти годы находились трудящиеся классы, наемные работники. Среди них ведущие позиции занимал быстро формирующийся фабрично-заводской пролетариат. Последний, благодаря своей относительной однородности и высокой концентрированности, был наиболее организованной и сознательной силой. Остальная же масса рабочих, занятых на мелких предприятиях (мануфактурах, ремесленных мастерских), была весьма разноликой и разобщенной.
Особые процессы шли в деревне: крестьянство довольно быстро дифференцировалось. В нем выделялся слой сельской буржуазии, мелкой буржуазии (самостоятельных хозяев) и безземельных батраков (сельских наемных рабочих).
Заметно изменились организация и условия труда: повысилась его интенсивность, утвердился жесткий режим, подчинявший человека ритму машины. Внедрение несложных механизмов создало возможности широкого использования женского и детского труда (более дешевого). На протяжении всей промышленной революции наблюдалось снижение уровня жизни большинства населения, ухудшалось материальное положение народа. Низкая заработная плата пролетариев, отсутствие гарантий занятости, охраны труда вели к обнищанию трудящихся масс, порождали множество социальных проблем. Усилился процесс миграции — перемещения многих разорившихся и обедневших европейцев за океан.
Отмечая кардинальные перемены в странах Запада в эпоху промышленного переворота, следует иметь в виду, что в целом экономическое развитие в эти годы носило преимущественно еще экстенсивный характер. В среднем 60—65 % прироста ВВП было получено за счет количественных затрат производственных ресурсов. В этот период сравнительно высокими темпами увеличивалось производство лишь в новых отраслях. По-прежнему весьма внушительной оставалась роль традиционных отраслей (пищевой, шерстяной, льняной, шелковой, кожевенной и др.) и технологий. Даже в 1860-х гг., в преддверии нового технологического переворота, в странах Запада 69—77 % занятых в обрабатывающей промышленности трудились на предприятиях полуремесленного типа. Промышленный переворот характеризовался опережающим ростом легкой индустрии, в первую очередь текстильной. В целом он базировался на развитии трех отраслей: хлопчатобумажного текстиля, чугунолитейного производства и добыче каменного угля. Промышленная революция в первой половине XIX в. охватила лишь эпицентр мировой экономики. Мир же в целом оставался докапиталистическим и аграрным: в середине XIX в. единственной индустриальной державой была Англия.
Таким образом, в первой половине XIX в. страны Запада переживали глубокие перемены. В результате промышленной революции возникла крупная машинная индустрия, произошла коренная техническая реконструкция основных отраслей промышленности периода зрелого капитализма — текстильной и металлургической. Промышленный переворот дал толчок непрерывным техническим, экономическим и социальным переменам, нередко опережающим способность людей меняться самим. Он положил начало индустриализации — процессу широкой механизации всего экономического комплекса, создания системы крупного машинного производства. Сущностью индустриализации является не только повышение роли промышленности в отраслевой структуре экономики, но и внедрение передовой техники и технологии в разнообразные сферы общественной жизни, включая быт, науку, образование и пр.
Благодаря достижениям промышленной революции индустриальное общество в середине XIX в. вступило в зрелую стадию развития. К этому времени окончательно сломался ритм роста, который существовал при «старом порядке» (доиндустриальной эпохе). Как отмечет Ф. Бродель, основной тенденцией социально-экономического развития западного общества стал постоянный рост. Он выразился в одновременном подъеме численности населения, цен, ВНП, жизненного уровня. Этот рост стал постоянным и прерывался лишь на короткое время.
4 Завершение промышленной революции: экономический подъем 1850—60-х гг.
В 50—60-х гг. XIX в. в странах Запада происходил стремительный экономический подъем. Завершив промышленную революцию, Англия продолжала наращивать свой экономический потенциал. Ее промышленная и торговая гегемония достигла в 1860-х гг. своей вершины. К концу 60-х гг. XIX в. модернизация охватила почти все европейские страны. Промышленный переворот в той или иной мере затронул большую часть Европы. Он завершался в странах Западной Европы и США, здесь уже широко использовались машины собственного производства.
Завершающий этап промышленной революции характеризовался опережающими темпами роста тяжелой индустрии и значительным повышением роли науки. Это время отмечено важнейшими научными достижениями: открыт электромагнетизм, изобретен первый электромашинный генератор (динамо), освоены методы синтеза практически всех классов органических соединений.
С середины XIX в. ведущей отраслью развитых стран становится металлургия. Постоянно растущий спрос на металл дал толчок бурному развитию металлургической промышленности. В 50—60-х гг. XIX в. резко поднялось производство чугуна во всех западных странах. Основным же достижением металлургов в этот период было два важнейших изобретения. В середине 1850-х гг. английский предприниматель Г. Бессемер предложил новый метод (назван бессемеровским процессом) передела жидкого чугуна в железо или сталь без расхода топлива (в конвертере). Спустя 10 лет французский инженер Э. Мартен изобрел способ получения литой стали в специальной (мартеновской) регенеративной пламенной печи, в которой можно было переделывать на сталь не только чугун, но и железный лом. Таким образом, удалось ликвидировать «узкое место» металлургической отрасли, поскольку спрос на сталь быстро рос по мере развертывания индустриализации. В 1850-х гг. в Германии и США вошли в строй прокатные станы современного типа. В результате целого комплекса изобретений и новшеств в 1850—1860-х гг. была завершена техническая реконструкция металлургической отрасли.
Быстро развивалось химическое производство, превратившееся в самостоятельную промышленную отрасль. Значительно увеличился объем уже известной продукции (кислот, соды, пороха), кроме того, началось фабричное производство искусственных красителей (анилина) и искусственных удобрений.
В 50—60-х гг. XIX в. индустриализация затронула и аграрную сферу: в крупных хозяйствах началось массовое внедрение сельскохозяйственных машин, работавших в основном на конной тяге. По масштабам производства и применения сельскохозяйственной техники в это время лидировали США. В 50-х гг. здесь уже широко использовались сеялки, молотилки, сенокосилки, различного типа жатки, в 60-х гг. был изобретен паровой плуг. В это время в западных странах начали применять искусственные удобрения.
В отмеченное двадцатилетие огромные изменения происходили в сфере транспорта и коммуникаций. Невиданный размах получило железнодорожное строительство, прямо способствовавшее подъему крупной машинной индустрии. Пароходы все больше заменяли деревянные парусные суда. Подлинным переворотом в средствах коммуникации стало внедрение электрического проволочного телеграфа, обеспечивавшего быструю передачу информации. В 1851 г. Англия была соединена телеграфной линией с Францией, в 60-х гг. — с Индией и Северной Америкой (благодаря прокладке подводного кабеля через Атлантический океан). Телеграфная связь ускорила и облегчила торговые операции.















