59969 (673458), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В период с 1930 по 1934 г. в Италии установилась корпоративная система, охватившая все население. Соответственно основным отраслям экономики были созданы 22 корпорации, объединявшие в своих рядах предпринимателей, профсоюзы и всех трудящихся. Введение корпоративной системы стало специфической формой усиления государственного контроля над всей экономической жизнью Италии.
Муссолини добивался автаркии – самообеспечения и экономической независимости. С этой целью проводилась отраслевая и техническая реорганизация экономики, вводился строгий контроль над производством и финансами, регулирование потребления, милитаризация. Принудительное картелирование усилило крупные монополистические группы в базовых отраслях экономики. Путем прямого многостороннего вмешательства в экономику итальянское фашистско-корпоративное государство сумело обеспечить ускорение темпов развития страны. Внешняя политика итальянского фашизма характеризовалась борьбой за национальное «расширение» и агрессивность, особенно усилившейся в 30-е годы. Среди конкретных акций можно выделить захват Эфиопии (1935), интервенцию в Испании (1936-1939), выход из Лиги наций и подписание Антикоминтерновского пакта (1937), оккупацию Албании (1939), подписание «Стального пакта» о военном и политическом союзе с фашистской Германией.
Объявив 10 июня 1940 г. войну Франции, Италия вступила во вторую мировую войну. Поскольку через две недели было подписано франко-итальянское перемирие, Италия развязала военные действия в Африке. С территории Итальянского Сомали началось вторжение в Британское Сомали, Кению и Судан, а с территории Ливии – в Египет. Однако контрнаступление англичан в декабре 1940 г. выбило итальянцев из Египта, а весной 1941 г. очистило от итальянцев Восточную Африку. В октября 1940 г. Италия напала на Грецию. Еще одно итало-германское наступление в Северной Африке осенью 1942 г. закончилось также поражением от англо-американских войск в мае 1943 г. Неудачным оказалось для Италии и участие в войне против СССР.
К концу 1942 г. – началу 1943 г. Италия оказалась перед лицом серьезных не только внешних, но и внутренних трудностей. Промышленность ощущала острую нехватку сырья и электроэнергии, финансы страны были напряжены до предела ведением неудачных боевых операций. Обнаруживалось явное несоответствие между далеко идущими захватническими целями итальянского фашизма и ограниченными средствами для их осуществления. Скрытое недовольство итальянцев нарастало и в марте 1943 г. вылилось в массовые забастовки, шедшие под знаком не только экономических, но и политических лозунгов. Поражения на русском Восточном фронте и в Северной Африке усугубились в июле 1943 г., когда на Сицилии высадились союзные англо-американские войска. Италия оказалась вынужденной защищать свою национальную территорию.
В сложившейся обстановке крупная итальянская буржуазия верхушка фашистской партии смогли договориться с короле Виктором-Эммануилом об отстранении Муссолини от власти, он был арестован. Это произошло 25 июля, а 8 сентября 1943 г. Италия объявила о своей капитуляций и перемирии с англо-американскими союзниками. В ответ на это германские войска начали оккупацию Италии. Муссолини был освобожден с помощью немецкого десанта и доставлен в Германию. Гитлер, обеспокоенный кризисом фашистского блока, назначил Муссолини главой правительства в оккупированной немцами части Италии. Против германских оккупационных властей и подчинявшихся Муссолини воинских частей в течение осени 1943 – весны 1945 г. развернули борьбу англо-американские войска и итальянское движение Сопротивления. Этот сложный военно-политический узел удалось развязать весной 1945 г., когда 25 апреля силы итальянского Сопротивления начали восстание против немецких оккупантов и Муссолини. Героические отряды Сопротивления, в которых участвовали коммунисты и социалисты, демохристиане и либералы, радикалы и беспартийные, освободили несколько провинций Северной Италии. Партизанам удалось захватить и казнить Муссолини и его приближенных. В свою очередь, англо-американские войска освобождали итальянскую территорию, продвигаясь с юга, и 2 мая 1945 г. германские войска в Италии капитулировали. Вторая мировая война для Италии закончилась, а вместе с ней завершился период фашистской диктатуры.
3. Послевоенный кризис в Германии.
В первые послевоенные годы Германия оказалась в состоянии полного экономического хаоса. Истощенная войной экономика нуждалась в глубокой структурной перестройке и широком инвестировании, источников для которого внутри страны не было. Гиперинфляция подорвала основы национальной финансовой системы, уничтожила личные сбережения граждан. Довоенная система экономических связей была дезорганизована, в стране начинались эпидемии, голод. После нескольких десятилетий национального подъема, побед, надежд немцы испытали горечь поражения, унижение позорного мирного договора, беспомощность перед лицом новых проблем. Это вызвало острый социально-психологический кризис, не менее разрушительный по последствиям, чем экономический.
Ситуация усугублялась обострением противоречий внутри новой правящей элиты Германии. В 1919 г. к власти пришли партии так называемой «Веймарской коалиции» – СДПГ, Центр и НДП. Правительство коалиции, возглавляемое Шейдеманом, ориентировалось на интересы крупной монополистической буржуазии, связанной с новейшими отраслями индустрии и обеспечивающими их банками. Правящей «Веймарской коалиции» противостояла широкая группировка консервативных, националистических партий и организаций, выступавших против выполнения Версальского говора. Их деятельность инспирировали крупные промышленники западногерманской тяжелой индустрии, наиболее попадавшей от программ демилитаризации, – Стиннес, Тиссен, «Круг Людендорфа». Эти политические силы использовали широкое недовольство в стране Версальским миром, реваншистские настроения, агрессивность монархически настроенных групп населения, брожение в армии и среди демобилизованных ветеранов войны. В условиях нарастающего экономического кризиса правые решились на открытое вооруженное выступление.
В марте 1920 г. командующий первой армейской группой фон Лютвиц организовал беспрепятственный вход в Берлин добровольческих корпусов. Спустя несколько дней было объявлено о создании правительства В. Каппа и ликвидации Веймарской конституции. Однако на защиту республики поднялись сотни тысяч рабочих на севере Германии. Путч вызвал неоднозначную реакцию и в армии. Новый главнокомандующий фон Сект дистанцировался от действий путчистов. Не поддержали активно Каппа и правоцентристские партии, готовящиеся к предстоявшим первым Сборам в рейхстаг – нижнюю палату парламентов. Путч провалился. Капп сложил с себя полномочия и отказался от политической деятельности. Законное правительство было восстановлено. Оно запретило все добровольческие формирования. Исключение составила лишь Бавария. Сепаратисты из земельного правительства фон Каппа вопреки указанию федеральных властей не только не ликвидировали противопоказанные формирования, но и разместили в лесах под видом лесорубов и спортсменов легионеров со всей Германии. Это превратило Баварию в эпицентр формирования раннего фашистского движения.
Дестабилизация внутриполитической ситуации и жесткий диктат со стороны Англии и Франции привели к образованию в ноябре 1922 г. кабинета В. Куно, ставленника западногерманских деловых кругов, близкого друга Гуго Стиннеса. Правительство провозгласило «политику катастроф» – отказ от выплаты репараций и выполнения международных соглашений. Это вызвало в январе 1923 г. рурский кризис – оккупацию Рура франко-бельгийскими войсками. Но опыт капповского путча показал, что для ликвидации республиканского строя консервативным политическим кругам необходимо обеспечить массовую поддержку.
Еще с конца 1918 г. «Германский орден» начал работу по организации среди фелькишских группировок и в рабочей среде национал-социалистического движения, призванного противостоять влиянию идей «еврейского социализма» марксистов. По поручению Г. Стиннеса в 1920 году к этой деятельности присоединился «Союз политического обновления» Эдуарда Штадлера, объединивший сторонников идей солидаризма, отколовшихся от партии Центр. Штадлер пропагандировал идею «национальной диктатуры социальной революции», насильственной ликвидации демократического строя. Благодаря щедрому финансированию солидаристам удалось добиться идейной и организационной консолидации разрозненных националистических группировок, усиления их влияния в рабочей и мелкобуржуазной среде. Одной из таких организаций, попавших в полое зрения Штадлера, была Немецкая рабочая партия (ДАП), образованная в январе 1919 г., представляла собой немногочисленную малозначительную даже по масштабам Мюнхена группу. Однако после того как в 1920 г. ее стало патронировать оккультное «Общество Туле» – мюнхенский филиал «Германскoro ордена», партия быстро преобразилась. Под влияем представителей «Туле» были заложены основы идеологической доктрины партии, где идеи национального социализма соседствовали с мистическими, оккультными символами. ДАП была переименована в Национал-социалистическую рабочую партию Германии (НСДАП). Эмблема «Туле» – свастика, являющаяся древним мистическим символом вечного движения солнца, стала официальной эмблемой партии, обозначающей соединение арийских мистических традиций с героикой древнегерманских Нибелунгов. На основе рунических знаков была разработана система других партийных символов, введены штандарт партии, флаг имперских цветов, особые ритуалы (в том числе салют поднятой вверх рукой, массовые факельные шествия). Все это создавало совершенно необычный имидж партии, привлекало даже искушенных в политике людей. Покровители НСДАП помогли партии приобрести собственную газету – «Фелькишер беобахтер». С 1921 г. под руководством капитана Эрнста Рема, отвечавшего за связь баварского правительства с добровольческими корпусами, начали создаваться штурмовые отряды СА – военизированные формирования НСДАП. Для нового имиджа партии была подобрана и кандидатура подходящего лидера. Им стал Адольф Гитлер.
Адольф Гитлер (1889-1945) родился в небольшом австрийском городке Браунау в семье таможенного служащего. На формирование его личности оказали влияние многие негативные факторы: напряженная, подавляющая атмосфера в семье, конфликт с отцом, годы, проведенные в нищете и одиночестве после смерти матери. Внутренняя духовная жизнь молодого Гитлера определялась постоянным конфликтом между огромным самомнением, честолюбивыми надеждами и полной разочарований реальностью.
Ненависть и презрение к окружающему миру, вера в некий потаенный, глубинный смысл бытия, доступный лишь избранным, подсознательное стремление компенсировать неуверенность в себе жестким, властным, пренебрежительным отношением к людям стали определять поступки и взгляды Гитлера. Его судьба была одной из сотен тысяч судеб неприкаянных, разочаровавшихся, не нашедших себя в быстро меняющемся, жестоком мире.
Восторженно восприняв, подобно многим современникам мировую войну, обретя в окопах чувство собственной значимости, Гитлер отнесся к поражению Германии как к личному унижению и трагедии. В этих чувствах он был не одинок. Случайно попав на собрания ДАП (будучи штатным агитатором своего полка, он получил задание собрать информацию об участии в этой организации ветеранов), Гитлер обрел единомышленников. Причем первоначально он отнюдь не являлся значимым лицом в партии. Что заставило высоких покровителей ДАП обратить внимание на бывшего ефрейтора? Безусловно, это фанатичная вера Гитлера в свою миссию, склонность к мистической экзальтации и соответствующая способность к особого рода ораторскому искусству, жесткое властолюбие и страстное желание любой ценой сделать Германию величайшей страной мира. В 1920 г. начинается путь Гитлера к высотам политической власти. Он быстро занимает лидирующее место в партии. С 1921 г. он становится фюрером НСДАП – диктатором с неограниченными полномочиями.
4. «Пивной путч»
Рурский кризис 1923 г. стал сигналом к активным действиям как для левых, так и для правых экстремистских групп.
8 ноября НСДАП предприняла попытку переворота в Баварии. Взяв в заложники посетителей пивного зала (отсюда название путча – «пивной»), Гитлер выдвинул требование роспуска правительства и провозглашения «национальной революции». Однако шествие нацистов по улицам Мюнхена на следующий день было разогнано полицией. Лидеры партии оказались на скамье подсудимых и были осуждены на незначительные сроки заключения. Сам судебный процесс был превращен Гитлером в пропагандистский спектакль. Несмотря на неудачный итог, именно «пивной путч» превратил НСДАП во влиятельную политическую силу. С этого момента начинается подлинная история германского фашизма.
Подавление лево и праворадикальных выступлений в 1923 г. стало прологом политической стабилизации в Германии. В течение нескольких лет Германия не знала не только серьезных политических кризисов, но и рабочих забастовок. Тем не менее видимость национального единения скрывала симптомы грядущего кризиса. Ускоренная модернизация, неравномерное развитие социально-экономической сферы, сохранение неравноправного положения Германии на международной арене накапливали взрывоопасный социальный материал.















