59728 (673307), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Только в Сардинском королевстве (Пьемонте) после 1849 г. сохранилось конституционное устройство государства и некоторые гражданеййё свободы. Король Виктор Эммануил II, бпасаясь повторения рё^^юционных потрясений, предпочел продолжить сотрудничество с либералами. Он предоставлял убежище беженцам-патриотам из других итальянских государств и сохранил трехцветное национальное знамя.
С 1852 Г; вплоть до своей смерти в 1861 г. премьер-министром Пьемонта был видный представитель либеральных кругов граф Комилло Кавур, При поддержке либерального большинства в парламенте ему удалось нейтрализовать давление на короля реакционных сил и укрепить конституционный порядок в стране. Кавур лучше других деятелей современной ему Италии понимал значение экономики для укрепления государства. В 50-е годы в Пьемонте развернулось строительство железных дорог, ирригационных каналов, портов. Были созданы благоприятные условия дня развития текстильной промышленности, металлургии, сельского хозяйства и торгового флота. Кавур заключил с Англией и Францией выгодные торговые соглашения, что еще больше ускорило промышленный переворот в стране.
7. Два пут в борьбе за объединение. Кавур и Мадэини.
С конца 50-х годов XIX ст. в Италии вновь активизируется движение за национальную независимость и объединение страны. В это время в нем еще яснее определились два течения - революционно-демократическое и умеренно-либеральное. Революционные демократы, опиравшиеся на ремесленников, крестьян, интеллигенцию, как и прежде, отстаивали революционный путь объединения страны в единую демократическую республику. Видными представителями этого лагеря были Мадзини и Гарибальди.
Умеренное течение, представлявшее интересы либерального дворянства и буржуазии Италии, ори-вотировалось на объединение страны под властью конституционной монархии. Главная надежда при этом возлагалась на либеральный Пьемонт. Лидер течения, граф Ка-вур, был рассчетливым и гибким политиком, он строил свои планы исходя из «реальных возможностей». Как и все либералы, Кавур отвергал путь революционного объединения страны «снизу», при котором решающую роль в борьбе играл бы народ. Главную задачу он видел в изгнании австрийцев из Ломбардии и Венеции, включении их вместе с Пармой, Моденой и Тосканой в состав Сардинского королевства. Таким образом, объединение страны должно было осуществляться постепенно и под эгидой Савойской династии.
8. Франко-итало-австрийская война 1859 г.
Готовясь к войне против Австрии, Кавур стремился заручиться поддержкой великих европейских держав. Летом 1858 г. он заключил секретное соглашение с Наполеоном III, по которому Франция обязывалась выступить на стороне Пьемонта и оказать ему помощь в объединении Северной Италии. В награду за это Пьемонт должен был передать Франции принадлежавшие ему Ниццу и Савойю.
Сардинская армия была приведена в состояние боевой готовности. Отношения между Пьемонтом и Австрией резко ухудшились. В апреле 1859 г. Австрия в ультимативной форме потребовала разоружения Пьемонта и тем самым дала ему повод для начала военных действий. Правительству Пьемонта вновь удалось заручиться поддержкой добровольцев со всей Италии. Возглавил части волонтеров Гарибальди. В конце мая франко-сардинские войска под личным командованием Наполеона III разбили австрийскую армию под Маджентой и овладели Ломбардией. Продвигаясь далее по долине р. По, союзные войска 24 июня наголову разгромили австрийцев в кровопролитном сражении при Сольферино. Дорога на Венецию была открыта.
Страну охватил патриотический подъем, победа над австрийцами казалась уже полностью обеспеченной. Но в этих условиях французский император Наполеон III нанес делу объединения Италии тяжелый удар. В августе 1859 г., после личной встречи с императором Францем-Иосифом, он неожиданно для итальянцев и за их спиной заключил с австрийцами перемирие, а затем в местечке Виллофранки подписал мирный договор. Согласно договору, Австрия была вынужде-
I уступить Пьемонту Ломбардию, но сохранила за собой Венецианскую четь. Предав таким образом интересы союзника, Наполеон III не
ул получить с Пьемонта обещанные Ниццу и Савойю. Тем временем в Италии распространялось освободительное не. Патриотические силы добились удаления австрийских гар-нов из Тосканы, Пармы и Модены. Избранные там Национальные брания высказались за присоединение областей к Пьемонту. Восста-|Романья - часть Папской области, вновь развернулись антибурбонские ления в Неаполитанском королевстве и особенно на Сицилии.
Подъем освободительного движения. Походы Гарибальди. В 1860г. Сицилия была вновь охвачена огнем крестьянских
и. Воспользовавшись этим, демократические организации на ж : Италии начали подготовку военной экспедиции для оказания „йощи повстанцам. Шла вербовкаи обучение волонтеров, из эмигра-М спешно вернулся Мадзини. По инициативе Гарибальди для закуп-
Ьружия был создан фонд добровольных пожертвований. врВ мае 1860 г., собрав небольшую армию добровольцев, всего 1200 стек (они были одеты в красные рубашки - отсюда название «ты-
краснору-дечников»), льда тайна двух ко-блях отплыл Генуи на Си-
Высадившись на остров он был встречен как освободитель от тирании Бурбонов Со всех под знамя Гарибальди сходились добровольцы и спустя два дня к его отряду присоединились I крестьян. Повстанцам противостояло 25 тысяч королевских к. Однако, благодаря энтузиазму бойцов и умелому маневрированию, Гарибальди удалось выиграть важную битву при Кшштафими. I первом же натиске неаполитанцев гарибальдийская «тысяча» бро-ась в штыки и, несмотря на свою превосходящую численность, вник был наголову разбит. Вслед за этим гарибальдийцы овладе-[ центральным городом Сицилии - Палермо, и вскоре весь остров I очищен от королевских войск. Прибыв в Палермо, Гарибальди объявил себя диктатором Сицилии от имени сардинского короля Виктора Эммануила.
После освобождения Сицилии летом 1860 г. гарибальдийские войска высадились в Калабрии и, не встречая сопротивления деморализованной королевской армии, двинулись к Неаполю. 7 сентября Гарибальди торжественно вступил в столицу Королевства обеих Сицилии, а затем разгромил остатки правительственных войск в сражении на р. Волыпурно.
Успех похода Гарибальди, который за короткий срок сумел изгнать из Неаполя Бурбонов, во многом объяснялся поддержкой его отряда крестьянством Южной Италии. Воспользовавшись диктаторскими полномочиями, Гарибальди отменил многие привилегии дворянства и духовенства, конфисковал имущество монастырей, уничтожил ненавистный крестьянам налог на помол зерна, а главное - обещал всем примкнувшим к восстанию землю после победы. Мадзини и другие революционеры советовали Гарибальди сохранить диктаторские права и силой освободить Папскую область, а затем и Венецию.
Но растущая популярность народного генерала стала серьезно беспокоить правящие круги Пьемонта. Регулярные войска Виктора Эммануила вошли в Неаполитанское королевство с севера, преградив тем самым повстанческой армии путь в Папскую область.
Во время плебисцита, проведенного по настоянию Гарибальди, большинство жителей Неаполитанского королевства высказалось за присоединение к Пьемонту. В феврале 1861 г. состоялось открытие итальянского парламента, а спустя месяц в Турине Пьемонт с присоединенными к нему областями был провозглашен Итальянским королевством. Вместо бывшего Пье-Король монта, население которого составляло 6 милли онов, король Виктор Эммануил II управлял теперь королевством с 22 миллионами подданных. Таким образом, в результате событий 1859-1860 гг. почти вся Италия превратилась в единую конституционную монархию. Не республиканцы Мадзини и Гарибальди, а либералы - сторонники Кавура возглавили единое национальное государство.
За пределами нового национального государства оставались только Венеция и Папская область.
9. Завершение объединения Италии.
Объединение Италии еще не было завершено. В Венецианской области продолжали хозяйничать австрийцы, а в Риме сохранялась светская власть папы, которую охраняли французские войска, посланные Наполеоном III.
В 1862 г. Гарибальди на свой страх и риск предпринял попытку ос-эодить Рим, но был остановлен королевскими войсками. Раненый полководец попал в плен и по королевскому указу был сослан на небольшой остров Капреру.
В 1866 г. Италия, заключив союз с Пруссией, приняла участие в не против Австрии. Хотя итальянские войска и потерпели поражение, Австрия была разбита прусскбй армией. После этого Венецианская область была включена в состав Итальянского королевства. Спу-ргя год вторая попытка гарибальдийцев Захватить Рим вновь закончился неудачей: около Ментаны они натолкнулись на вооруженные ноли скорострельными винтовками «шаспо» французские войска. I тяжелые потери, Гарибальди был вынужден отступить.
Последняя преграда на пути к окончательному объединению Италии была устранена лишь в 1870 г. во время франко-прусской войны. Воспользовавшись тяжелым положением Франции после капитуляции Наполеона III под Седаном, итальянские войска беспрепятственно заняли Рим. «Вечный город» был объявлен столицей Итальянского королевства. Объединение страны завершилось.
Англия – «мастерская мира»
10. Достижение Англией в 50-60-е годы промышленного и торгового первенства.
Победа свободной торговли. В 50-60-х гг. XIX в. первенство Англии в мировой промышленности и торговле достигло своей вершины. Преимущества, связанные с более быстрым и ранним завершением промышленного переворота, а также использование ресурсов колоний, обеспечили британским предпринимателям монопольное положение на мировом рынке. В конце 60-х годов Англия добывала угля в 5 раз больше, чем Германия, и в 4 раза больше, чем США. В 1860 г. она сама потребляла на своих фабриках столько хлопка, сколько все страны мира вместе взятые. Мощность паровых двигателей в английской промышленности достигла к 1870 г. 4,5 млн. лошадиных сил, что в 1,5 раза превышало показатели Германии и в 2 раза - Франции. К середине XIX в. в Англии была сосредоточена половина мирового производства чугуна, угля и хлопчатобумажных тканей. Страна стала крупнейшим экспортером машин и оборудования, своеобразной «мастерской мира». Важную роль в ускорении промышленного развития Англии сыграла отмена протекционизма и переход к свободной, беспошлинной торговле. Это произошло после отмены в 1846 г. «хлебных законов» и последних пошлин на ввозимые товары. Не боясь конкуренции на своем рынке, английские предприниматели использовали свободную торговлю (фршпред) как средство экономической экспансии. Новейшее оборудование позволяло им производить более дешевые товары, конкурировать с которыми не могла ни одна страна. В 60-х годах XIX в. Англия добилась подписания ряда очень выгодных торговых соглашений с Францией, Италией, Австрией и германскими государствами, наводнив рынки этих стран дешевой промышленной продукцией.
Быстрому прогрессу промышленности и торговли Англии способствовало развитие транспортной сети. В 50-60-е годы железнодорожный транспорт стал основным в сухопутных перевозках, а пароходы вытесняли парусные суда. Англия строила торговые корабли для многих стран, ее судами пользовались европейские государства для перевозки товаров в самые отдаленные части света.
Огромные богатства черпала Англия из заморских колоний. Одновременно английские предприниматели получали значительные прибыли от своих иностранных капиталовложений. Крупнейшие банки страны предоставляли займы другим странам, вкладывали деньги в строительство фабрик, заводов и железных дорог за границей. Англия превратилась в «мирового банкира». Фунт стерлингов стал главным средством международных расчетов, а Лондонская биржа и Английский банк - мировыми центрами торговых и финансовых сделок.
С конца XVIII в. до 1870 г. национальный доход Великобритании увеличился в 10 раз и достиг 2 млрд, фунтов стерлингов. Но этот рост богатства и могущества страны, по словам видного политического деятеля У .Гладстона, ограничивался исключительно имущими классами.
Противники отмены «хлебных законов» из среды земельной аристократии пророчили упадок английскому сельскому хозяйству, если в стране будет внедрена свободная торговля. Но этого не произошло. Огромный спрос на продукты питания, связанный с ростом городского населения, и наличие в стране свободных капиталов давали возможность лендлордам и фермерам-предпринимателям увеличивать посевные площади, применять в земледелии новые технические усовершенствования и химические удобрения. В результате урожайность в Англии была гораздо выше, чем в соседней Франции, но английское сельское хозяйство все же не могло удовлетворить растущие потребности промышленности в сырье, а городского населения - в продуктах питания. Сырьем и продовольствием Англию во все возрастающей степени снабжали ее колонии и другие страны.
11. Утверждение принципов либерализма.
50-60-е годы XIX в. стали не только годами расцвета британского экономического могущества, но и периодом окончательного утверждения в Англии парламентской монархии. Палата общин, открывшая в 1832 г. двери для промышленников и торговцев, к середине XIX в. оттеснила на второй план палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. С 1852 г. в Англии окончательно утвердился принцип «ответственного правительства», которое оставалось у власти до той поры, пока оно пользовалось доверием и поддержкой большинства палаты общин. Английская монархия сохранила определенные рычаги влияния на политическую жизнь страны. Королева назначала премьер-министров, хотя и вынуждена была делать выбор среди лидеров парламентского большинства. Правительство обязано было информировать ее о любых более-менее серьезных изменениях во внутренней и внешней политике. Королева сохраняла также право отставки правительства и даже роспуска парламента, хотя и не пользовалась им.
С 1837 г. по 1901 г. трон Великобритании занимала королева Виктория, ставшая символом истории страны в пору наивысшего подъема ее могущества. Вступив на трон неопытной девушкой, Виктория быстро усвоила парламентские традиции и конституционные обычаи. Постепенно стали проявляться такие, черты ее характера, как упорство и властность. Она высоко ставила королевские права и никому не позволяла посягать на них. Так, она отправила в отставку министра иностранных дел, лидера вигов лорда Пальмерстона только за то, что он поспешил признать бонапартистский переворот 2 декабря 1851 г. во Франции, не проинформировав об этом, как надлежало, королеву. Виктория не конфликтовала с парламентом и не посягала на его полномочия. Но все премьер-министры Англии начинали письма-к ней словами «Смиренно исполняя свой долг» и читали свои доклады стоя.















