59354 (673103), страница 2
Текст из файла (страница 2)
К 17 часам русские войска подошли к деревне Гричени. К этому времени к Кагулу подошли и турецкие войска Халиль-бея. Занятая турками позиция с севера прикрывалась Трояновым валом, с запада ограждалась р. Кагул и озером Кагул. Позиция была открыта с востока и юга. Особенностью местности было то, что параллельно р. Кагул шли четыре гребня высот расходящихся веером от места расположения турецкого лагеря. Турецкий лагерь был расположен в лощине между р. Кагул и вторым гребнем. С фронта он был укреплен четырьмя ярусами окопов и рвами. Располагая огромными силами, Халиль-бей решил атаковать Румянцева 21 июля. Но Румянцев упредил великого визиря и атаковал его войска раньше. Изучив местность, он принял следующий план: скрытно перейти в ночь с 20 на 21 июля Троянов вал и нанести концентрический удар по левому флангу и центру турецкой Позиции. Для атаки было принято боевое построение в 5 каре.
Каждая дивизия составила свое каре, в середине которого располагалась артиллерия. Передовой корпус Боура составил авангард правого крыла, а корпус Репнина – авангард левого крыла. Основные силы были сосредоточены на левом фланге, в связи с чем сюда были натравлены гласные силы артиллерии (97 полевых орудий). Ночью войска Румянцева вышли из своего лагеря и в 5 часов утра стали переходить Троянов вал. Здесь они были встречены турецкой конницей, которая атаковала левофланговые каре - Репнина, Брюса и Олица. Однако огнем пехоты и артиллерии она была остановлена, а затем контратакована и отброшена за пределы поля боя. Вновь Румянцев перешел в наступление только в 8 часов утра. Каре Боура, Племянникова, Олица и конница Салтыкова, подойдя к турецкому лагерю, открыли сильный огонь и потеснили турецкий левый фланг. Русская артиллерия заставила замолчать турецкие пушки. Каре Брюса и Репнина совершали в это время обход правого фланга турок. В тот момент, когда Племянников и Олиц собрались атаковать турецкий рентраншемент, из него вышли янычары «с саблями в руках, ударили на правый сего каре фас и в самый угол оного». Боевой порядок был нарушен. Расстроенные войска Племянникова стали мешать каре Олица. Установив это, Румянцев лично встал во главе войск, привел их в порядок, отбил янычар, а затем вновь построил каре Племянникова. Успеху содействовали огонь артиллерии и атака кавалерии. Приведя в порядок войска в центре, Румянцев повел их в атаку. Одновременно турецкий лагерь был атакован каре Боура, а слева каре Брюса и Репнина. Одновременный удар с трех сторон расстроил турецкий боевой порядок и они, потеряв убитыми более 20 тыс. человек, в беспорядке отступили. Русские войска захватили 140 орудий и 60 знамен. Значительные потери понесли турки во время отступления. Русские войска настигли бегущих турок у Исакчи и у Измаила и нанесли им новое поражение.
Русские войска вышли к Дунаю и в период с августа по ноябрь овладели Измаилом, Килией, Бендерами и Браиловом. На зимние квартиры Румянцев снова пришел к Яссам.
В сражении у Кагула Румянцев показал высокие образцы военного искусства. Победа была достигнута меньшими силами. Имея 25 тыс. человек, Румянцев разбил 150-тысячную турецкую армию. Русские войска, действуя в расчлененном боевом порядке, активно действовали. В сражении успешно действовали все роды войск. В этом сражении окончательно оформился и утвердился разработанный Румянцевым расчлененный боевой порядок. Здесь Румянцев дальше развивает принцип массирования артиллерии на направлении главного удара. Русская артиллерия мастерски маневрировала огнем и колесами на поле боя.
Таким образом, в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. военное искусство обогатилось опытом стратегического взаимодействия армии и флота, форсирования крупных водных преград, наступления в горах, борьбы за крепости. В ходе войны Румянцевым была создана Дунайская военная флотилия для выполнения боевых задач во взаимодействии с сухопутными войсками.
Вместо линейных широко использовались новые расчлененные боевые порядки – дивизионные и полковые каре, а также колонны в сочетании с рассыпным строем стрелков (егерей). Боевой опыт войск нашел отражение в наставлениях и инструкциях П.А. Румянцева. Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. проявились ростки полководческого таланта А.В. Суворова.
В ходе Русско-турецкой войны 1787–1791 гг. русское военное искусство обогатилось новым опытом стратегического и тактического взаимодействия армии и флота, получили развитие тактика колонн в сочетании с рассыпным строем, приемы осады и штурма крепостей.
-
Военные заслуги русского флотоводца Г.А. Спиридонова
Спиридов Григорий Андреевич [1713 г. – 8(19) апреля 1790 г., Москва], русский флотоводец, адмирал (1769 г.). На флоте с 1723 г. В 1728 г. после сдачи экзаменов по навигацким наукам произведен в гардемарины и направлен на Каспийский флот. В 1733 г. был произведён в мичманы. Служил на Каспийском, Азовском, Белом и Балтийском морях.
Участник русско-турецкой войны 1735–1739 гг. С 1741 г. командовал различными кораблями на Белом море. После совершения перехода отряда кораблей под его началом из Архангельска в Кронштадт в 1742–1743 гг. служил на Балтийском море. Во время Семилетней войны 1756–1763 гг. командовал линейными кораблями, совершил ряд плаваний. Отличился при осаде крепости Кольберг (Колобжег, 1761 г.) в чине капитана 1 ранга командовал 2-тысячным десантным отрядом, действия которого во многом способствовали капитуляции крепости. В 1763 г. командовал Ревельской эскадрой, обеспечивавшей морские сообщения русской армии в Пруссии.
С 1764 г. главный командир Ревельского, а с 1766 г. – Кронштадтского портов. С 1767 командующий Балтийским флотом. Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. возглавил первую из Балтийских эскадр, направленных в Средиземное море для оказания помощи грекам в борьбе против Турции. Вместе с А.Г. Орловым фактически руководил русским флотом в Чесменском бою 1770 г., в результате которого были уничтожены главные силы турецкого флота и завоёвано господство на Эгейском море. В 1771–1773 гг. командовал русским флотом, действовавшим районе Греческого архипелага. Спиридов отличался решительностью действий и личной храбростью, имел большой опыт флотоводца и внёс крупный вклад в развитие русского военно-морского искусства периода парусного флота. С 1774 г. по состоянию здоровья вышел в отставку.
Успехи на Балканах в Русско-турецкой войне (1768–1774 гг.) в значительной мере были обусловлены действиями русского флота в Архипелаге, куда было направлено две эскадры (Спиридова и Эльфинстона). Действия русского флота отвлекли внимание турецкого правительства, которое направило к южным берегам Греции весь свой флот и значительные сухопутные войска.
Эскадра Спиридова в составе девяти крупных и шести малых кораблей и эскадра Эльфинстона в составе пяти кораблей и трех транспортов прибыли в Средиземное море. Летом 1770 г. туда же была направлена третья эскадра Арфа в составе 16 кораблей различных классов с десантными войсками. Этими эскадрами руководил А.Г. Орлов. План Орлова состоял в том, чтобы овладеть рядом греческих островов и крепостей, поднять восстание греков против турецкого ига, образовать в Морее греческое правительство и создать местную регулярную армию. Особо важное значение приобрел Наварин как база для флота. Без наличия базы действия флота были немыслимы.
Расчеты Орлова оправдались лишь отчасти. С приходов русских кораблей греки действительно восстали, но создать из них регулярную армию в короткое время оказалось невозможным. Овладев Наварином, русский флот получил необходимую базу, но ей все время угрожали турки с суши и, главным образом, с моря. Располагая сильным флотом, турки непрерывно высаживали десанты, 'предназначенные для подавления греческого восстания. Они зверски расправлялись с восставшими. Восстание пошло на убыль. Развивать успешные действия на суше можно было, лишь уничтожив турецкий флот. Понимая это, Спиридов предложил дать туркам морское сражение, однако Орлов опасался идти на риск и согласился только после прибытия к Морее эскадры Эльфинстона. Обе эскадры насчитывали девять линейных кораблей, три фрегата, один бомбардирский корабль и ряд судов других классов. Турки имели 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и другие мелкие суда.
Эльфинстон 16 мая встретил турецкий флот у острова Специя и, хотя имел значительно меньшие силы, однако, рассчитывая на храбрость русских моряков, напал на него. Хасан-бей, приняв эскадру Эльфинстона за авангард всего русского флота, уклонился от боя. Это нападение Эльфинстона сильно преувеличило представление турок о русских силах, и Хасан-бей принял решение укрыться в Навплийском заливе под защитой крепости Наполи-ди-Романья.
В это время Спиридов принимал на борт десант, высаженный в Колокинфском заливе. Турки, воспользовавшись отсутствием главных сил русского флота, захватили Наварин. Орлов, имея один линейный корабль и мелкие суда, очистил крепость.
24 июня соединенная русская эскадра атаковала турецкий флот в Хиосском проливе. Спиридов начал атаку с хода, вопреки правилам линейной тактики. Главный удар Спиридов нанес на турецкий флагманский корабль. Адмиральский корабль «Евстрафий» взял на абордаж турецкий корабль «Реал-Мустафа» и зажег его. Горящая грот-мачта турецкого корабля упала на «Евстрафий» и подожгла его. Спиридов перенес свой флаг на корабль «Три святителя». В это время произошел взрыв «Евстафия» и «Реал-Мустафы». Этот взрыв и огонь русских кораблей вынудили турецкий флот отойти в Чесменскую бухту. Это была ошибка Хасан-бея, которой воспользовался Спиридов.
На другой день на совете у Орлова было принято решении атаковать турецкий флот в Чесменской бухте. Для атаки был выделен отряд из четырех линейных кораблей, двух фрегатов и четырех брандеров. В ночь на 26 июня русские корабли, подойдя к Чесменской бухте, открыли сильный огонь по турецким судам. Один из кораблей загорелся. Огонь с него стал распространяться и на другие близко стоящие, подветренные суда. Турецкие корабли стали терять боевой строй. На рассвете в атаку пошли четыре брандера, из которых два выполнили свое дело. Одновременно начали активно действовать и русские линейные корабли. К середине дня весь турецкий флот был уничтожен. Сгорело 15 линейных кораблей, 4 фрегата и более 30 мелких судов; погибло 11 тыс. турок. Были захвачены один корабль и 5 галер. Победа была полная. В честь ее была выбита медаль, на которой изображался горящий турецкий флот с подписью «Был».
В Чесменском сражении Спиридов еще раз доказал, что русская морская теория превосходит западноевропейскую теорию. В русском флоте развивались лучшие традиции петровского времени. Русский флот, пройдя большую стратегическую школу, был одним из лучших флотов мира.
После Чесменского разгрома Турция не могла уже помешать созданию Азовского флота и не могла оказывать помощь своей армии на Балканах с моря. По предложению Спиридова русский флот продолжал блокаду Дарданелл и в дальнейшем.
Литература
-
Павлов С.В. История Отечества. М., 2006.
-
Панков Г.В. История Отечества. М., 2005.
-
Михалков К.В. Военная история. СПб., 2007.
-
Богданов С.К. Военная история России. М., 2007.















