59120 (672973), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Доход киевского князя складывался из военной добычи, дани с покоренных земель, судебные штрафы, пошлины с торговых перевозок и внутренней дани со своих земель. В других землях население продолжало платить дань своей родовой знати, олицетворявшей и представлявшей в данной земле киевского князя. Дань собиралась в натуральном виде, реже – деньгами. Сбор дани производился или объездом подвластной территории самим князем (полюдье), как это видно из истории князя Игоря, а также описано у Константина Богрянородного, так и устройством специальных пунктов для сбора дани (погостов и становищ), на которые дань свозилась уже силами самого населения и принималась княжескими представителями.
Согласно "Повести временных лет" две трети дани шло на общегосударственные нужды, а треть – лично князю и его дружине и представителям. Княжеские представители в покоренных землях брались из княжеской дружины. При княгине Ольге стали практиковать перевод части местной знати для постоянного проживания в Киев, что привело к срастанию дружины и местной родовой знати. Дружина в конечном итоге разделилась на старшую, из которой стали браться кадры в местные представители, и молодую – личную дружину князя. "Власть отделяется от общества, снижается роль вече, как остатка общеплеменного собрания. Функции суда и управления переходят к князю и его дружине".
Военные походы княжеской дружины во главе со своими князьями имели большое значение: они расширяли международные связи Руси, укрепляли ее могущество и внешнеполитический авторитет, усиливали проникновение других культур в культуру Руси.
В VII–X веках, в период формирования древнерусского государства, восточные славяне были язычниками. "Под термином "язычество" принято обозначать религиозные представления, возникшие во времена палеолита и эволюционировавшие вместе с развитием общества. Для язычества свойственно обожествление стихийных сил природы и общества, постепенно вылившееся в персонифицированных богов".
Религиозные обряды совершались в специально выделенных местах – капищах. Возле капищ жили жрецы – волхвы. Однако институт жречества не оформился в единую систему. Каждое племя славян, создавших древнерусское государство, а таковых по сообщению преподобного Нестора Летописца было 14, покланялось своим родовым богам. И хотя мифология была едина для всех славянских племен, но в каждом племени особо почитались свои боги.
Капища были трех видов: домашние – в которых стояли вылепленные из глины домашние божества – чурки (от славянского чур или щур – предок); общественные – в поселении или рядом с поселением, где стояли вырезанные из дерева (реже из камня, к примеру Акулинское изваяние и Збручский идол) идолы; тайные – устраиваемые в потайных, заповедных местах.
В системе славянских божеств хотя и прослеживается кровное родство, но четкая иерархия не возникла (для сравнения в греческой мифологии прослеживается и кровное родство богов и четкая иерархичность).
Помимо верховных, общих для всех славянских племен божеств, у славян сохранялась вера в тотемных богов животного мира (медведь, бык, петух, и т.д.), а также в низших духов природы (лешии, кикиморы, русалки, и т.д.).
Уже в VI веке Прокопий Кесарийский, описывая религию антов, отмечает, что "они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды". Этому свидетельству невозможно полностью доверять и распространять его на всех славян. Как известно из летописного сказания Нестора и как это подтверждено современными археологическими исследованиями славяне к моменту возникновения Древнерусского государства не представляли единой общности. Древнерусское государство было, как об этом говорилось уже выше, скорее конгломератом земель, а процессы сплачивания, в конечном итоге приведшие к возникновению унитарного государства, наберут свою силу много позже. Вполне вероятно, что Прокопий описал религиозные верования одного из многочисленных славянских племен и поэтому представляется не правомочным распространять его свидетельства на все племена, вошедшие к X веку в состав Древнерусского государства. Эту же мысль подтверждает и договор Олега с греками от 911 года, в котором говорится, что русичи клялись Перуном и Волосом. С одной стороны здесь можно увидеть проявление многобожия, с другой стороны можно разглядеть формирование иерархии богов (Перун на первом месте, а Волос на втором), а с третьей стороны можно предположить что это племенные боги участников похода. Перун, как это будет показано позже, будет богом покровителем княжеской дружины. Перун "был по преимуществу бог княжеский и боярский. Князь с дружиной, а также часть княжеского окружения, именуемая "гостями" (купцы), клялись еще и Волосом, который назван богом "скотьим", от слова "скоть" – деньги, то есть богом богатства и торговли".
2. Христианизация Руси
Сын Святополка Владимир с мечом в руках отстоял свое право быть Великим князем Киевским. Он воевал со своим братом Ярополком, которого еще Святослав посадил княжить в Киеве. В этой войне Владимир опирался на силы своей дружины, наемное войско норманнов и местную феодальную знать. Таком образом войну Владимира с Ярополком вполне можно считать очередным столкновением центробежным и центростремительных сил в Древнерусском государстве. И как это не странно, Владимир, князь Новгородский, встал на сторону именно центробежных сил. Иными словами, минимум, чего добивался в этой войне Владимир – это независимости от своего Киевского брата.
Однако, победив войне, Владимир перерождается и переходит на сторону центростремительных сил. Именно князь Владимир воймет срочную необходимость внутреннего упрочнения государства
Придя к власти при помощи и поддержки нарождающегося класса феодалов, князь Владимир постарался укрепить его и защитить его интересы. Он продолжил внешнюю политику своих предшественников, направленную на расширение территории государства и увеличение международной значимости Руси. Во внутренней политике Владимир изменил систему управления частями государства: почти везде, кроме земли вятичей, ему удалось посадить вместо местных князей своих сыновей. Но и местная родовая знать продолжала срастаться с великоконяжеской дружиной из который черпались кадры доверенных управителей.
Начавшееся формирование класса феодалов и связанные с этим изменения в социально – экономических сферах жизни общества изменяло и традиционное отношение к религии. На первое место все отчетливее выдвигается бог княжеской дружины – Перун. Но подобное выдвижение Перуна в некотором роде "ущемляло" права других местных божеств. В целях установления своеобразного равноправия и для консолидации общественных сил Владимир предпринимает попытку создания пантеона славянских божеств. В таком пантеоне главенствующее место занимал идол Перуна, выполненный из дерева, золота и серебра, который был как бы "первым среди равных". Подобная же реформа была проведена и в других городах. В частности в Новгороде посадник Добрыня поставил идол Перуна на берегу Волхва.
Однако эта религиозная реформа не сумела в полной мере консолидировать общество. Причин ее неудачи видится несколько: во-первых, главенствующее место в пантеоне занял культ Перуна, бога княжеской дружины, в то время как другие не менее известные божества, олицетворявшие другие общественные силы были некоторым образом отодвинуты на второй план; во-вторых, к концу десятого века среди населения было уже достаточно христиан, которые ни под каким видом не могли согласиться с подобной религиозной реформой. Собственно повторилась в общих чертах религиозная ситуация Древнего Рима, когда христианам было предложено поставить в римском пантеоне изображение (статую) Христа и почитать ее наравне со всеми богами Рима.
То, что христиан в Киеве уже было достаточно много и что это была уже значительная общественная сила – об этом свидетельствует несколько фактов. Прежде всего сравнение текстов договоров с Византией от 911 и 944 годов. В первом тексте о христианах не упомянуто, в то время как в текст второго договора, который должен был уточнить и дополнить статьи первого Олегова договора введено специальное упоминание о христианах: язычники должны были клясться в соблюдении договора своими богами (воны – Перуном, а купечество – Велесом), христиане должны были клясться по христианскому обряду.
Кроме того, в правление княгини Ольги близ Киева возводится христианская церковь пророка Ильи. Также деревянный храм возводится в Новгороде, а сама Ольга принимает крещение в Византии.
И наконец, после того, как Владимир закончил возведение единого общерусского капища, он попытался совершить человеческое жертвоприношение. Выбор жребия (читай: судьба, воля богов) пали на сына дружинника Федора Ивана, которые были христианами. Федор не пожелал отдавать своего сына в жертву языческим богам (читай бесам), закрылся в своем доме и Владимиру пришлось дом дружинника штурмовать. Штурм дома воззвал народные волнения в Киеве. Это свидетельствует о том, что христианство на Руси было уже достаточно сильно, так что дружинник может не повиноваться своему вождю – князю, и то, что христиан было в Киеве уже достаточно много, так что могли начаться волнения. Не исключено, что к этим народным волнениям могли присоединиться и недовольные реформой киевляне – язычники. Здесь важно то, что Владимир увидел всю несостоятельность своей религиозной политики.
Необходимость принятия христианства осознавала уже и княгиня Ольга. По сравнению с язычеством христианство лучше отражало новую расстановку общественных сил, которая произошла после образования Древнерусского государства. Как это уже отмечалось выше, к середине X века Руст стала одним из важнейших союзников Византии в восточной Европе. На такую роль претендовала еще и Болгария, но она скоро вышла из подчинения Византии и стала пытаться проводить самостоятельную политику. В 955 году крещение принимает киевская княгиня Ольга. Восприемником Ольги становится сам император Константин Багрянородный. Спрашивается: зачем Ольга это сделала?
Г.Г. Литаврин видит в акте крещения Ольги попытку поднять международный престиж Руси до имперского уровня, а само Крещение увенчать браком Святослава с дочерью Константина. Однако такому браку не суждено было состояться: Святослав христианство так и не принял, да и по церковным канонам брак состояться не мог: ведь в крещении Ольга стала дочерью Константина, следовательно Святослав стал двоюродным братом дочерей Константина.
Однако важно отметить тот факт, что в Киеве уже были, пусть еще не значительные, но уже достаточно влиятельные силы, которые видели свое будущее и будущее страны в рамках христианства. Это правилось в том, что уже Святослав, а потом Ярополк и Владимир ведут достаточно плотные переговоры с императорами Священной Римской империи германской нации Оттоном и Оттоном II. Начало таким контактам положила еще княгиня Ольга. "Чем же было вызвано посольство Ольги к Оттону?, – задается вопросом В. Мавродин, – нет никакого сомнения, что мудрая Ольга, пожалуй, лучше, чем кто-либо другой понимала, что перед Русью встал вопрос о тем, как и с кем в союзе войти в круг могущественных христианских держав Европы. Это можно было сделать, только вступив в союз с кем-либо из императоров: или с императором Священной Римской империи, или с императором Восточно-римской империи… Приобщиться к цивилизации, войти в круг европейских государств означало, прежде всего, приобщиться к христианской церкви…". Конечно Византия была обеспокоена таким нежелательным сближением Руси и Германии и прилагала все усилия что бы втянуть Владимира в орбиту своей политики. А что было выгодно самому Владимиру? Сближение как с Византией так и с Германией давало одинаково высокий имперский титул. Но Византия была более "законной" империей, чем Германия. Поэтому в конечном итоге Владимир начинает медленное сближение с Византией. Но это сближение происходит достаточно странно на первый взгляд. Владимир несколько раз воюет с Византией за причерноморские земли. В конечном итоге Владимир добивается крещения и брака с дочерью византийского императора, а после этого официально крестит Русь. Все это позволила Владимиру одновременно повысить свой статус, включить Русь в Византийское содружество государств и сохранить свою независимость от Византии. Летописи не говорят ни о каких сильных народных выступлениях против введения новой религии, хотя и не скрывает, что такие выступления были. Главное, что в месте с Владимиром крещение принимает и его дружина. Все это свидетельствует, особенно в свете не столь уж и позднего убийства дружинника Федора и его сына Ивана, о том, что со времени, прошедшем с момента первой религиозной реформа Владимира и до Крещения Владимира религиозная ситуация в Киеве претерпела значительные изменения. Христианство все более соответствовало интересам нарождающегося класса феодалов.
Принятие христианства из Византии способствовало установлению между Русью и Византией более тесных культурных, политических и экономических связей. Русь обогатилась памятниками права, литературой, каменным строительством, иконописанием, пением, декоративно – прикладным искусством и многим другим. В общественном устройстве из Византии были заимствованы отдельные элементы феодальной культуры. В целом же через христианство Русь приобщилась к великому наследию античного мира.
Принятие христианства имело прогрессивный характер для развития Руси. Оно способствовало развитию феодальных отношений и подъему культуры сперва в правящем слое, а потом и в более глубоких слоях населения. В результате вмешательства Церкви в составление Русской Правды были смягчены, а в последствии и вовсе уничтожены такие понятия как кровная месть, состязание в поле. Замена кровной мести на штраф (виру), необходимость суда над преступником еще больше подняло авторитет княжеской власти и сделало потребность в ней еще более значимой.
Заключение
Какова же роль религии в образовании и становлении Российской государственности?
Понятно, что религия является одним из важнейших факторов в социальном регулировании. Она консолидирует вокруг себя общество, освящает и сакрализует государственную власть, развивает морально-нравственные императивы общества. "История показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо в конечном счете и праве и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия".
Язычество, зародившееся в недрах родоплеменного первобытного общества, было теснейшим образом связано с окружающей человека природной и социальной средой. Поэтому пантеон богов, сложившийся в язычестве, был тесным образом связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением общественных отношений и социальной структуры общества, произошедшее в поздней первобытности и с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособно идеологически объяснить и обосновать происходящие перемены, а также объединить общество перед новым вызовом социальной среды. В IX–X веках власть и общество приобретали раннефеодальный характер, тогда как духовные и нравственные отношения все еще выстраивались в соответствии с уходящими родоплеменными отношениями.
Глубже всего этот разрыв понял князь Владимир. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие между новыми социальными запросами общества и старыми религиозными формами в рамках старой религии путем ее своеобразной модернизации. Религиозная реформа 980 года имела задачу реорганизацию язычества с целью придания ему более широкого общественно – политического звучания. Утверждение в качестве общерусского культа "дружинного бога" Перуна как первого среди славянских богов должно было упрочить идеи самодержавия, целостности государства, национального единства и противостоять идеям узкоплеменного сепаратизма. Реформа не достигла своей цели, так как простое административное выдвижение, не связанное с глубинным народным сознанием, каких-то богов на первое место в языческом славянском пантеоне, последующее закрепление за ними приоритетных социальных функций, не могло повлечь за собой автоматического пересмотра системы ценностей и способа познания мира у всего общества в целом. Религиозное реформирование подобными методами не превращало язычество в социальный интегратор и регулятор общественных отношений, так как язычество, зародившееся в недрах первобытного сознания и способствовавшее более четкому разделению в сознании человека мира и общества на пары "свой – чужой", "друг – враг", и уже в силу своего происхождения изначально лишено того универсализма, который был присущ христианству.
Итак, почему же при князе Владимире произошел отказ от язычества и какова была роль в становлении Древнерусского государства?















