59073 (672944), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Однако, как и ранее, внутренние противоречия в Риме были ослаблены не законами, а успешной завоевательной политикой. Если после разорительного нашествия кельтов Бренна ослабленное Римское государство в течение нескольких десятилетий подвергалось нападениям осмелевших соседей, то со 2-й половины IV века до н. э. положение резко меняется. Первыми были разгромлены племена эквов и герников, а в ходе войны (355–351 годы до н. э.) римляне нанесли поражение Тарквинии, самому крупному городу этрусков.
После победы на севере римляне начали продвигаться на юг, где в горах Средней Италии столкнулись с народом самнитов. Яблоком раздора между ними стала Кампания, которую самниты захватили несколько столетий до этого. Самниты, распавшиеся на многочисленные независимые друг от друга племена, первоначально вели простую жизнь горцев. Только иногда они объединялись, чтобы совершить грабительский набег на соседей – греков и этрусков, чьи города были расположены на западном берегу Апеннинского полуострова. В 343 году до н. э. их нападение на этрусский город Капуя послужило началом 1‑й Самнитской войны. Жители Капуи обратились за помощью к Риму. Римляне медлили с решением, поскольку до этого дружили с самнитами, но когда этруски предложили в случае победы полное подчинение Кампании Риму, сенат принял решение вмешаться в войну. Когда спустя 2 года первая Самнитская война закончилась, римляне владели Капуей и всей Кампанией. Приобретение Капуи было чрезвычайно выгодно для римлян, которые заполучили город, слывший «садом Италии», и смогли господствовать над Лацием и землями вольсков.
Тем временем в 340 году до н. э. вспыхнуло восстание в Лации. Жители этой области хорошо помнили, что еще недавно Рим был обычным городом, равным со всеми остальными старыми городами Латинского союза. Теперь же римляне стали подавлять своих союзников и лишать их самостоятельности. Союзные города направили в Рим посольство, которое предложило заключить договор, по которому в Лациум вернулось бы равноправие городов. Однако в Риме отказались разговаривать об этом, и тогда началось восстание, которое поддержали вольски и Капуя. В 338 году до н. э. восставшие сложили оружие, после чего общий Латинский союзный договор был уничтожен. Римляне заключили отдельные договоры с каждым городом. Таким образом Рим стал одним из сильнейших государств в Центральной Италии.
Пока римские войска сражались в Лации, самниты не предпринимали никаких враждебных действий, так как были заняты войной на юге Италии. Но когда в 327 году до н. э. они по приглашению одной из соперничающих партий вошли в Неаполь, другая партия обратилась за помощью к Риму. Так началась 2‑я Самнитская война, которая в скором времени охватила всю Италию. В 326 году до н. э. римляне захватили Неаполь, выбив оттуда самнитский гарнизон, после чего в течение нескольких лет полностью вытеснили самнитов из Кампании. В 321 году до н. э. римская армия вторглась в горы Самния. В Кавдинском ущелье у города Кавдия римляне попали в засаду – самниты заперли в узком горном проходе 4 легиона и заставили их сдаться. Но война на этом не закончилась. В Риме была проведена военная реформа: сражавшиеся ранее общей фалангой в одном строю легионы делятся на манипулы, состоящие из двух центурий (сотен), которые отныне действовали отдельно. Это значительно увеличило боеспособность и маневренность легиона. Перестроив армию в 314 году до н. э., римляне вновь напали на самнитов и разгромили их войско в битве у Таррацины, после чего начали продвигаться в Самний. Война приняла громадные размеры. Римские военачальники вели ее по небывало смелому плану, охватывая Самний одновременно с двух сторон – с северо-запада и юго-востока. Однако в 310 году до н. э. в тылу у Рима восстали этруски и вольски, которые оттянули на себя часть войска. В двух битвах при Вадимонском озере и Перузии армия этрусков была разбита, после чего города Тарквинии и Вольсинии сдались. После этого римляне с новыми силами ударили по самнитам. В 305 году до н. э. пал город Бовиан, столица Самния, расположенный в неприступных горах. Год спустя самниты капитулировали. Самниты были разгромлены, но не покорены. Когда в 298 году до н. э. римляне стали прокладывать в завоеванных областях военные дороги и строить крепости, началась 3‑я Самнитская война. Храбрые горцы вторглись в Луканию, которая сразу же попросила помощи у Рима. В Луканию были направлены войска под командованием консула Сципиона, что и послужило началом военных действий. Самниты заключили союз с этрусками и вновь вторгшимися в Италию галлами, но их объединенное войско было полностью разбито Фабием Рул-ланом в битве при Сентине в 295 году до н. э. После этого кельты и этруски ушли на север, и судьба Центральной Италии была решена. В 293 году до н. э. самниты проиграли сражение у Аквилонии, а в 290 году до н. э. вынуждены были сдаться. Спустя пять лет началась новая война, на этот раз на севере Италии. Галльские племена сенонов и бойев в союзе с этрусками в течение двух лет оказывали сопротивление Риму, но были покорены. Теперь только племена кельтов в долине реки По и греческие города на юге Италии сохранили свою независимость.
В 282 году до н. э. в гавань греческой колонии Тарент зашла римская эскадра. До этого отношения между Римом и эллинским миром были дружественными; римлян привлекала утонченность и образованность греков. Но на этот раз дело неожиданно приняло кровавый оборот. Жители Тарента, подогреваемые ораторами, без объяснения причин своей враждебности напали на римские корабли, сожгли их и перебили экипажи. Рим не желал войны с греками и, желая уладить дело полюбовно, направил в Тарент послов. Однако тарентцы отказались дать согласие, и римляне двинули на них войска. В ответ тарентцы захватили союзный Риму город Фурий. Римляне еще раз предложили Таренту мир, потребовав оставить захваченный город и отпустить пленных легионеров. Но вместо этого тарентцы призвали на помощь известного авантюриста эпирского царя Пирра, который весной 280 года до н. э. высадился в Италии с 25‑тысячным войском, в состав которого входило 20 слонов. Так Рим впервые столкнулся с эллинистической армией, которая считалась самой передовой военной силой того времени.
Римляне разделили свои силы на две части: одну армию они направили на север в Этрурию, а главные силы под командованием консула Публия Валерия Левина двинулись на Тарент. У местечка Гераклеи в кровопролитном сражении Пирр разгромил 50‑тысячное римское войско, умело используя боевых слонов. В этой битве Рим потерял 15 тыс. человек, но потери Пирра были более велики. У него погибла почти половина войска, а сам он был ранен.
Пирр направился к Риму и встал у ворот города, предложив приемлемые условия мира. Но римляне ответили Пирру, что никакой мир не возможен, пока он не покинет пределов Италии. Получив такой ответ, Пирр не стал штурмовать город, а увел свое войско на юг Италии. В 279 году до н. э. на земле самнитов он вновь сошелся с римлянами в битве при Аускуле. Сражение продолжалось два дня. Пирр одержал победу, но потерял большую часть своей армии. Стоя – на поле боя, заваленном трупами своих солдат, он произнес:
«Еще одна такая победа и мне не с кем будет вернуться в Эпир». Отсюда пошло выражение: «пиррова победа», то есть победа, полученная ценой огромных потерь. Такой исход сражения заставил царя на время отказаться от войны в Италии, и он перенес боевые действия на Сицилию.
Тем временем Рим заключил с Карфагеном союз против Пирра, который являлся их общим врагом. После войны Карфаген намеревался получить Сицилию, а Риму должна была достаться вся Южная Италия. Когда в 278 году до н. э. Пирр прибыл на Сицилию, карфагеняне уже осадили Сиракузы. Первоначально ему сопутствовал успех, но к 275 году до н. э. войско Пирра потерпело несколько серьезных поражений, и царь Эпира решил вернуться в Италию.
Пирр направил свою армию на землю самнитов, но на полпути из Тарента был остановлен римской армией у города Беневента. Римлянами командовал плебейский консул Маний Курий Дентат, герой самнитских войск. В битве при Беневенте римляне смогли справиться со слонами противника и наголову разбили Пирра. После этого Пирр покинул Италию, оставив в Таренте 3-тысячный гарнизон под началом Милона. Едва вернувшись на родину, Пирр вмешался в войну на Пелопоннесе и погиб в бою на улицах Аргоса. В 272 году до н. э., узнав о смерти своего царя, Милон сдал тарентскую цитадель римскому консулу Папирию Курсору. Укрепления города были срыты, а флот Тарента перешел к римлянам. Завоевание Южной Италии завершилось. Теперь Рим господствовал почти на всем Апеннинском полуострове.















