58900 (672851), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Наиболее велика была вероятность принятия ею религии самых близких к ней крупных государств: Волжской Булгарии (мусульманства) и Византии (христианства).
Но киевские князья медлили с принятием христианства, так как принятие крещения «из рук византийцев» означало по тем временам переход новообращённого народа в вассальную зависимость от Византии.34
Окончательно к принятию христианства в православной конфессии великого князя подтолкнул «ромейский» император Василий Второй, попросивший о военной помощи и обещавший отдать Владимиру в жёны свою сестру Анну. Тем самым киевский князь породнился бы с царственными особами Константинополя, а Русь приобрела бы огромный авторитет в международных отношениях. Но брак мог бы состояться только после крещения Владимира. Владимир оказал помощь Византии - разбил хазар, но Василий Второй не спешил выполнять своё обещание. Только силой (захватом греческого города Корсуни в Тавриде) Владимир добился бракосочетания с царевной Анной. Там, в Корсуни, в 988 г. Владимир, согласно летописи, принял крещение; многие знатные русские воины, подражая своему князю, перешли в христианство.35 Князь получил третьестепенный придворный титул, который формально вводил его в иерархическую систему империи.
Значение принятия князем Владимиром в 988 или в 989 г. православия и его женитьбе на сестре византийского императора Анне можно представить яснее, если учесть, что в 987 г. добиться союза с византийской принцессой пытался французский король Гуго Капет. Но это ему не удалось, в отличие от Владимира.36
По возвращении победоносной рати в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.
2.3 Религиозная реформа 988 г. в Киевской Руси
По преданию, 1 августа 988 г. жители Киева были крещены в Днепре и в его притоке Почайне. Князь предупредил народ: «Если кто не придёт к реке креститься, богатый ли или бедный, тот будет мне противен».37 Услыхав это, люди шли с радостью, говоря: «Если б эта вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы её».38 На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр, куда собралось множество людей: все вошли в воду и стояли в ней – одни по шею, другие по грудь, малолетние у берега, возрастные же дальше, и держали на руках младенцев, а священники читали молитвы.
После крещения киевлян Владимир повелел сокрушить идолов прежних языческих богов, что и было исполнено. По той же летописи, накануне крещения в реку был сброшен Перун и «плакухася ему невернии люди».39
Киевляне, среди которых было немало христиан, восприняли переход в «греческую веру» если не с энтузиазмом, то без явного сопротивления (по свидетельству митрополита Иллариона, «аще кто и не любовию, то страхом повелевшаго крещахуся»).40 Владимир рассматривал христианство именно как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьёзных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшихся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Чем дальше от Киева, тем сложнее проходило утверждение христианства. Жестокая сеча была при Муроме. Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своём желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали в Новгородской и Ростовской землях.
Не хотел креститься и Новгород. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991г.), высмеивавшего языческие верования. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная дядей Владимира Добрыней и тысяцким великого князя Путятой. Крещение новгородцев происходило в 3 этапа:
-
крещение нескольких сот человек на Торговой стороне,
-
массовое крещение под давлением Добрыни и Путяты,
-
обращение в христианство упорствующих.
В 992 г. Новгород был усмирён после жестокой битвы и поджога его окраин, вызвавшего большой пожар. Как память о тех событиях сохранилась пословица: «Путята крестил Русь мечом, а Добрыня – огнём».41
Как полагают многие историки, одной из причин враждебного отношения к христианству в крупных городах, удалённых от Киева, была приверженность населения традиционным обрядам. Полагают, что именно в Ростове и Новгороде сложились существенные элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов – волхвов, кудесников).
В южных городах и в сельской местности языческие верования существовали скорее как неоформившиеся суеверия, чем как развитая религия. Не случайно попытка установления регулярных жертвоприношений в 980 –е гг. воспринималась киевлянами как нововведение; до этого систематическое поклонение идолам было плохо знакомо приднепровским славянам.
Другой причиной сопротивления христианству в Новгороде и Ростове было насторожённое отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чьё подчинение киевскому князю было основано на традиции и имело определённые границы. Нарушивший традицию Владимир, хотя и выросший в Новгороде, но затем поддавшийся чуждому греческому влиянию, был в глазах насильно обращаемых в христианство горожан Севера и Востока отступником, попиравшим исконные вольности.42
В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным; земледельцы и охотники, поклонявшиеся духам домашнего очага, лесов, полей, рек, чаще всего совмещали свои прежние представления о мире сверхъестественного с элементами христианского мировосприятия. Для многих селян Христос представлялся лишь ещё одним богом среди языческих. В народе распространилось двоеверие – сосуществование христианства и язычества в обрядности, слиянии языческих богов с христианскими святыми.
Черты Перуна – громовержца приобрёл пророк Илья, который, согласно библейскому преданию, вознёсся на небо на огненной колеснице.
Покровитель скота святой Власий стал преемником бога Велеса. Святая Параскева Пятница заменила Макошь – покровительницу женских работ.
Языческие святки слились с Рождеством Христовым, летние русалии – с рождеством Иоанна Предтечи, которого называли в народе Иваном Купалой. «Народное» православие было проще «книжного», в нём большое значение придавалось обрядам, мелочным запретам, суевериям.
Показательно, что многие распоряжения Владимира, призванные утвердить новую веру, были проникнуты языческим духом (так поверженные идолы становились объектами поругания: по приказу князя их били палками, волочили по грязи и вообще обращались с ними так, как язычники привыкли обходиться с кумирами побеждённого врага).43
Понятно, что при Владимире Крестителе число христианских священнослужителей на Руси было невелико, и князь – реформатор поневоле был вынужден ограничиться христианизацией городов. Одной из насущных задач Владимира стало просвещение подданных в христианском духе. Эту задачу выполняли священники – иностранцы, в основном выходцы из Болгарии. Важно отметить, что Болгарская (Охридская) митрополия обладала автокефалией (известной самостоятельностью, независимостью от константинопольского патриарха, в частности правом избирать главу Церкви). В Болгарии пользовались книгами на славянском (старославянском, церковнославянском) языке, близком к разговорному языку русских.44
При Владимире Святославиче «нача ставити по градам церкви и попы». Первая каменная церковь – Успения Богородицы, или Десятинная. Труднее было обеспечить церкви священнослужителями, снабдить книгами, иконами. Чтобы изменить языческое мировоззрение, повелел Владимир создавать школы – началось обучение детей из знатных семей – «нарочитой чади». Из них, возможно, предполагалось готовить священников.
Владимир стремился реализовать христианский идеал в современном ему восточнославянском обществе. Известно, что на первых порах князь отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников. Своеобразной формой социального обеспечения нуждающихся стала и организованная князем раздача пропитания неимущим, проведение регулярных трапез на княжеском дворе, куда мог прийти всякий голодный.
Конечно, взаимоотношения великого князя и его подданных, в особенности обитавших вне стольного города, не сводились к идиллии всепрощения и бескорыстия. Время Владимира нельзя считать периодом полной гармонии власти и общества; правление святого равноапостольного князя не было «золотым веком».
Историческое значение этого времени заключалось в ином: в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, в создании условий для полноправного сотрудничества племён Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.45
Глава 3. Итоги крещения Руси, его политическое и культурное значение
Крещение Руси – важнейший переломный момент в российской истории, в развитии русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни – от мировоззрения до быта и длившийся достаточно долго (до ХVI века).46
Появление понятия «русский народ» неотделимо от принятия православия. Влияние религии на самосознание масс было настолько велико, что племенные названия деревенских жителей были заменены на характеристику их религиозной принадлежности – «крестьяне» (т.е. христиане).
Мы не знаем, как произошёл переход от язычества к христианству в сознании самого Владимира, но этот выбор князя ознаменовал собой решительный поворот всей отечественной истории. Язычество не ушло, оно слилось с христианством, придав ему своеобразную окраску. Оно живёт и сегодня в мировоззрении, традициях, фольклоре нашего народа. «Двоеверие» русских – это результат, в том числе и мудрости РПЦ: наряду с открытой борьбой против язычества она попыталась наполнить языческие традиции новым, христианским содержанием.
Важным оказалось то, что православие не проповедовало идеи предопределения. И поэтому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращённых, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла. Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом…47
Русь была признана как христианское государство, что определило иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Русская Церковь, с самого начала развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных окраин Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населённых финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекала эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства, которое впоследствии развивалось не на основе национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным.48Заимствование становилось основой для сотрудничества. Из постепенно осваиваемых достижений Византии вырастали ранее неведомые восточным славянам каменное зодчество, иконопись и фресковые росписи, школа и переписка книг.
Список литературы
-
Асов А. Атланты, арии, славяне: История и вера. – М.: ФАИР - ПРЕСС, 2001.- 500с.
-
Головатенко А. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты.- М.: Школа – Пресс, 1994. -240с.
-
Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2008. – 320с.
-
Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – конец XX века. М.: Просвещение, 2003. – 384с.
-
Мезин С.А. История русской культуры X-XVIII веков. Книга для чтения-М.: Центр гуманитарного образования, 2000. – 288с.
-
Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192с.
-
Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 351с.
1 Белинский В.Г. Собрание сочинений в 7 томах. Т.1. – с. 36-37. – М.: Правда, 1953.
2 Мезин С.А. История русской культуры X- XШ веков.- М.: ЦГО, 2000.
3 Гумилёв Л.Н. От Руси до России. – СПб.: Лениздат, 2008.
4 Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – конец XX века. Учебник для 10-11 классов ОУ. - М.: Просвещение, 2003.
5 Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. – М.: Наука, 1991.
6 Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
7 Асов А.И. Атланты, арии, славяне: история и вера. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.















