58164 (672414), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Образование будущих моряков не исчерпывало всех потребностей российского общества. С 1703 по 1712 г. были учреждены Пушкарская (артиллерийская), Инженерная, Госпитальная (при военном госпитале) школы, работала Разноязычная школа, в которой изучались кроме латыни новые западно-европейские языки. Указ 1714 года предписывал открытие цифирных школ, учителями в которых становились ученики Навигацкой школы или Морской академии. Впервые в истории российской школы учителю была установлена постоянная плата – 36 рублей в год, хотя выплачивали ее и неаккуратно.
Необходимость подготовки грамотных артиллерийских кадров стала очевидна в начале Северной войны, когда шведы захватили большую часть артиллерии. А.А. Виниус, друг и соратник Петра, в короткий срок, переливкой в орудия церковных колоколов, восстановил ее. Именно при его содействии была заведена и построена на Пушечном дворе «Московская пушкарская школа», вызваны в Россию многие «железные мастера», умеющие лить пушки.
Пушкарские школы, как и Навигацкие, состояли из русской школы, цифирной и специальной школы, где изучали тригонометрию, черчение, военные науки. Разночинцев, окончивших первые две школы, посылали рядовыми в артиллерию, дворян же, после окончания обучения – туда же офицерами.
Образование в этих заведениях было принудительным, что привело к отмиранию цифирных школ. Если в 1722 г. было 42 школы, то в 1744 г. осталось всего 8. Дети бежали из школ. В 1726 г. не вернулось 322 ученика. Пойманных заковывали в колодки и возвращали в школу, наказывали плетьми, а родители часто прятали бегунов.
Единой системы преподавания, а то время не было. Предметы изучались последовательно, единого времени экзаменов не было. Учеников переводили «из одной науки в другую по мере выучки». Методики изучения были примитивными и страдали крупными недостатками – степень успехов определялась числом вызубренных страниц.
Наряду с цифирными при Петре I появились и другие начальные школы. По инициативе В.Н.Татищева на Урале в 1721г. были открыты горнозаводские школы, где, кроме грамоты и арифметики, изучали горное дело. Петр I считал, что «плотничьих и прочих мастеровых людей детей надлежит обучать грамоте, цифири и плат-геометрии, дабы потом могли добрыми мастерами быть. Для чего особливую школу иметь». По велению царя Адмиралтейство открыло такие школы при верфях Воронежа, Петербурга, Ревеля (Таллинна), Кронштадта. Петр I отдавал себе отчет в значении созданных им школ для будущего страны: «...Я довольно учинил, что многие школы математические устроены. А для языков велел по епархиям и губерниям школы учинить, и надеяся, хотя плоды я не увижу, но оные в том моем отечеству полезном намерении не ослабеют».
По Петра I в 1706 г. в Москве была открыта «Военная гошпиталь» для лечения нижних чинов. При ней создали Госпитальную школу, в которую царь приказал «из иностранцев и из русских из всяких чинов людей набрать для аптекарской науки 50 человек».
В школе преподавали анатомию, учили делать перевязки и операции, лечить терапевтические болезни. Учащиеся изучали лекарственные растения в «аптекарском огороде» при госпитале и учились делать из них лекарства. Руководили школой голландский доктор Николай Ламбертович Бидлоо и русский врач Андрей Рыбкин. В 1712 г. Н.Л.Бидлоо докладывал Петру I о работе госпиталя и об обучении при нем первых русских врачей: «Более 1000 больных у меня оздоровели. Лучших из студентов моих рекомендовать не стыдно, ибо они не токмо имеют знание одной или другой болезни, которая на теле приключается и к чину хирурга надележит, но и генеральное искусство о всех тех болезнях, от главы даже до ног, с подлинным и обыкновенным обучением, как их лечить, ... зело поспешно научились».
В 1798г. основанная Петром I Госпитальная школа была реорганизована в Московскую медико-хирургическую академию и под этим именем работает и поныне. Созданный Петром госпиталь сейчас называется Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н.Бурденко, В нем лечат военнослужащих, а также ведут научные исследования, связанные с военной медициной. В этом госпитале лечились больные и раненые во всех войнах российские солдаты.
Вклад Петра I в развитие отечественного образования трудно переоценить. Его усилиями из ничего была создана система высшего образования, успешно эволюционирующая на протяжении 300 с лишним лет.
Заключение
За время правления Петра I страна неузнаваемо изменилась. Из замкнутого, изолированного царства, где иноземные негоцианты (по указу царя Алексея Михайловича) не имели права свободной торговли и вынуждены были оптом продавать свои товары российским купцам, она стала открытым государством.
Превратилась в заметную силу и стала влиять на международные отношения российская дипломатия, все энергичнее защищая национальные интересы страны. Через порты Балтики началась торговля с Европой. Даже в далекий Китай с 1689 по 1730 гг. было отправлено 50 российских торговых караванов. Торговый оборот страны с 1,1 млн. рублей в 1702 г. возрос к 1726 г. до 5,8 млн.
Изменился и внутренний уклад жизни. В семейном быту, ранее определяемом правилами Домостроя (свод жизненных правил и наставлений, составленный в XVI в.) патриархальные нравы уступили место более европейским. Меньше стало затворничество женщин, да и дети обрели некоторую свободу. Стали возможными браки по любви, а не только по воле отца.
Появились светские книги, газета, на Красной площади, у Никольской башни – театр. Открылись школы, аптеки, больницы. Выросла новая столица – Санкт-Петербург, – возведенная иностранными и русскими архитекторами как европейский город. Много новых зданий появилось в Москве.
В исторической науке высказывались разные оценки деятельности Петра I, значения и последствий его реформ.
В XIX в. наиболее позитивные оценки давались С.С.Соловьевым и «государственной школой». Соловьев доказывал, что Петр – великий преобразователь России, один из наиболее великих исторических деятелей, «революционер на троне». Подчеркивалось, что со времени Петра Россия стала великой европейской державой, прорвалась к морю, создала мощную армию и промышленность. В XX в. безмерное восхваление Петра наблюдается при Сталине, например, в известном романе А.Толстого.
В то же время многие историки делали акцент на противоречивости петровских реформ, наличии в них больших негативных моментов. Одним из первых на это указал Милюков, который подчеркивал, что рост государственной мощи при Петре был, достигнут за счет непомерных жертв (по его подсчетам, за это время население уменьшилось России на 1/4). Многие советские историки также отмечали, что в результате деятельности Петра I наряду с ростом мощи страны имело место усиление самодержавия (окончательное утверждение абсолютизма) и крепостничества, что стало впоследствии главным тормозом для развития России.
В начале XX в. известный русский философ Н.Бердяев и его единомышленники «веховцы» особый акцент сделали на том, что в результате петровских реформ возник культурно-психологический раскол русского общества, фактически возникло «два народа» (европеизированная верхушка и традиционный народ). Согласно данной концепции, это и стало глубинной основой для революции 1917 г.
Чисто негативная оценка петровских преобразований была характерна для славянофилов и их современных продолжателей – «почвенников». В соответствии с этой концепцией, Петр изменил естественный ход российской истории, сломал национальные основы и традиции, подчинил Россию западному влиянию, создал самодержавно-полицейский строй.
Однако проведенный здесь анализ деятельности Петра по созданию системы высшего образования в России показывает, что этим самым процессом возникновения философских течений и исторических концепций в русской мысли, мы обязаны неутомимой энергии царя-плотника.
Список использованной литературы
-
Алёхин Н. А. Развитие военно-педагогической мысли в России в XVIII веке: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995.
-
Галушко Ю., Колесников А. Школа российского офицерства. Исторический справочник. - М.: Русский мир, 1993. - С. 49.
-
История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999.
-
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. – М.Академия. – 2001. - 456 с.
-
Кошкина Е. А. Русская педагогическая терминология первой четверти XVII века: Дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 1997.
-
Марков О. П. Историко-педагогический анализ формирования методической деятельности в военной школе России. //Вопросы военной истории России. - М., 1999. - С. 251-262
-
Михеев С. История русской армии. - М., 1911. - Ч. 4. - С. 8-12.
-
Парибок П. М. Первая русская пушкарская школа // Советская педагогика. - 1943. - №5-6. - С. 45.















