58153 (672408), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Высмеиванию «новых дворян» была посвящена и сатирическая комедия А.А.Шаховского «Полубарские затеи, или Домашний театр» (1808). Герой комедии - «новопечатный» дворянин Транжирин из откупщиков, разоряющийся на крепостной театр. Комедия направлена против дворянского мотовства вообще, а в частности, против новых дворян, не умеющих управляться с помещичьим хозяйством.
Широкая панорама общественных отношений и жизни дана в романе Ф.В.Булгарина «Иван Иванович Выжигин» (1829). Главная тема романа – становление российского купечества, сопротивление проникновению иностранного капитала. В романе появляется тезис, что всего можно добиться, благодаря личным качествам, а не происхождению. Автор, вводя в роман рассуждения купца, тем самым выражал настроения в купеческой среде, где говорили о засилье иностранного капитала во внешней торговле. Сетуя на это, он с оптимизмом замечает: «Кажется, у нас есть все средства, чтобы составить почтенное купеческое сословие. Уму, проницательности и сметливости нашего народа отдают справедливость, отдают сами иностранцы. Честь наша в торговле, право, не ниже добродетелей гг. иноземных конторщиков, а в капиталах мы всегда будем иметь преимущество, имея в своих руках сырье произведения нашей земли и русский товар». Писатель поднимал и другие насущные проблемы русского купечества: отсутствие долгих купеческих династий, стремление родниться со знатью, «чиноесие» и др. Важно то, что в изображении купечества Булгарин одним из первых показал, что благодаря личным качествам, а не происхождению, можно добиться желаемого. Сквозной темой романа является стремление друг к другу разбогатевшего купечества и разорившегося дворянства. Роман Ф.Булгарина пользовался громадной популярностью у самых разных читателей от аристократии до купеческих приказчиков и дворовых людей, умеющих читать.
Понадобилось более десяти лет, чтобы И.О.Тургенев смог написать: «Мертвые души» заставили преспокойно забыть г-д Выжигиных и компанию. Нравственно-сатирические и исторические романы старого покроя убиты». Таким образом, можно сказать, что Булгарин одним из первых в русской литературе заговорил не просто о положительном образе купца, а показал потенциальную возможность каждого человека добиться успеха, занявшись «купечеством». Однако этот жизненный постулат не нашел поддержки в литературе: другие темы, другие герои вытеснили этот тип буржуазного общества.
Заметным явлением в изображении мира городского мещанства и купечества, мелкого служилого люда, мира военной и чиновной «мелкоты» стала «Соломея» (1846) А.Ф.Вельтмана. Оценивая творения этого писателя, В.Г.Белинский писал: «Лучше всего даются ему изображения купеческих, мещанских и простонародных нравов». А.Ф.Вельтман один из первых в русской литературе ввел в роман представителей нарождающейся буржуазии. Чайный торговец, московский купец Василий Игнатьевич Захолустьев настойчиво вытесняет аристократов из всех сфер жизни. Он захватил их дома со всей обстановкой; он присутствует в зале благородного собрания в Москве. Купечество начинает осознавать собственную значимость. Захолустьев говорит о себе: «Я, брат, теперь уже не того... а почетный гражданин на правах господских». Сходен с Захолустьевым и купец Селифонт Михеевич. Хотя в быту он держится старого русского обычая, но дочь Дуняшу воспитывает в пансионе. Вельтман показывает купцов главным образом в быту; нарождающаяся русская буржуазия копирует обычаи и порядки домашней жизни дворян. Старозаветные купцы уже начинают уступать новым веяниям, что отражалось нагляднее всего в их детях. В то же время и дворянство постепенно начинает сдавать свои позиции, оставляя купечеству свои дворцы и усадьбы.
В социально-бытовом романе 30-40-х гг. XIX в. главной линией было нравственно-сатирическое изображение мира поместно-дворянского быта. Вельтман был одним из первых, кто нарушил эту традицию. Писателю удалось уловить момент становления русской буржуазии, способной потеснить родовитое дворянство. Одним из первых, кто попытался разобраться в новых явлениях русской жизни, был и Н.В.Гоголь. В своих поисках «идеальных типов» писатель приходит к мысли, что их можно обнаружить только в русских иностранцах. Таким типом стал Костоногло из «Мертвых душ». Рисуя положительный образ русского иностранца, Гоголь все же отдает предпочтение предпринимателю из русских - Муразову. В лице этого купца опустившимся и душевно слабым дворянам-помещикам противопоставлен истинно русский человек «крестьянского происхождения», который является воплощением кротости и смирения. Перед ним пасует даже Костонжогло, который говорит о Муразове: «Это человек, который не то что именьем помещика - целым государством управит. Будь у меня государство, я бы его сей же час сделал министром финансов». Примечательно, что Гоголь связывал будущее России именно с такими купцами, как Муразов.
Заключение
Итак, в литературе конца XVIII - первой половины XIX в. продолжается одна из главных характерных черт «купеческой» литературы - порицание стяжательства и «чинобесия» в купеческой среде. В произведениях XVIII века основной темой остаётся взаимоотношения купечества и дворянства: разорившиеся дворяне женятся на купеческих дочках ради приданого, купцы стремятся породниться с дворянами. Купец изображается жадным, хитрым и мало образованным.
Но уже при изображении купечества обозначились и совершенно новые, не характерные для XVIII в. тенденции. Прежде всего, осуждая стремление к одворяниванию, литература этого времени отмечает, что в купеческих семьях обозначается искреннее стремление к образованию и воспитанию на дворянский манер. Совершенно новые нотки зазвучали относительно личностных качеств купечества. В русском обществе первой половины XIX в. начинает утверждаться идея о примате личностных качеств перед сословными привилегиями. Несомненно, эта идея только начинала пробиваться в сознание читателей. Но в литературе, которая, так или иначе изображала купечество, рисовались типы, добивавшиеся успехов вопреки своему сословному происхождению (чаще всего крестьянскому). Стала появляться уверенность в том, что русское купечество станет почтенным сословием. Все условия для этого в России имелись: соединение проницательности и сметливости народа с колоссальными материальными ресурсами являлось залогом этого.
Однако, несмотря на это, купечество начало осторожно, но уверенно вытеснять аристократию из всех сфер жизни. И русская литература это улавливала с завидным постоянством. Особенно четко это обозначилось в 1840-е гг. Один из «детей» русского купечества Н.А.Солодовников писал об этом времени: «Фигура купца с настойчивым упорством начинает овладевать вниманием русских писателей. И чем дальше, тем больше». «И воспеваемое, и ненавидимое купечество упорно врывалось в русскую жизнь. Оно приковывало к себе внимание».
Читая все это, хочется поспорить с общепринятым мнением о пресловутом «темном царстве». Купеческая «литература» представляет не только историческую ценность, ее заслуга состоит в том, что она проливает свет на положительные стороны жизни формировавшейся русской буржуазии.
Список используемой литературы
-
1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов / Сост. О. Платонова. – М: Современник, 1995. - С.3-32.
-
Боброва С.П. История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие / Под ред. В.Ю. Халтурина. - Иваново: Ивановский гос. энерг. ун-т, 2003. - 294 с.
-
Богданов В.П. Московское купечество XIX начала XX вв. глазами его представителей // Материалы научно-практической конференции «Прохоровские чтения». - 2003. - №7. - С.12.
-
Боханов А. Н. Российское купечество в конце ХIХ — начале XX века // История СССР. - 1985. - № 4. - С.107.
-
Брянцев М.В. Образ купечества в русской литературе // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Вып.3: Сборник научных статей / М.В.Брянцев. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. - 266 с.
-
Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары / П.А.Бурышкин. – М.: Высшая школа, 1995. - С. 41-50.
-
Галаган А.Л. История предпринимательства российского: От купца до банкира. – М.: Ось-98, 1997. - 160 с.
-
Левандовская А. Русский предприниматель в зеркале художественной литературы / А.Левандовская // Книжное обозрение «Ex libris НГ». - 2000. - №45. - С.30.
-
Перхавко В.Б. История русского купечества / В.Б.Перхавко. - М.: Вече, 2008. - С.512.
-
Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Далекие предки. I-VIII вв. - М.: Правда Интернэшнл, 1994. -С.253 - 303.
-
Хоркова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие / Е.П.Хоркова. – М.: РОССПЭН, 1998. - 450 с.
-
Чащина С.Ю. Мемуары как источник по истории быта и нравов русского купечества / С.Ю.Чащина. - СПб.: Петербург, 1999. - 148 с.
1 Брянцев М.В. Образ купечества в русской литературе // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Вып.3: Сборник научных статей / М.В.Брянцев. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. - 266 с.















