57549 (671981), страница 3
Текст из файла (страница 3)
В феврале 1992 правительство возобновило переговоры в Мехико с представителями левых повстанцев из УРНГ, однако почти сразу же они вновь прервались. Серрано заявил о готовности продолжать диалог под наблюдением ООН. В августе 1992 переговоры возобновились при посредничестве архиепископа Гватемалы Родольфо Кесады. Было достигнуто частичное соглашение по вопросам прав человека, включая насильственный набор в вооруженные формирования. Новый раунд состоялся в феврале 1993 и вновь оказался безуспешным. Партизаны отказывались договариваться о прекращении огня, пока не будут согласованы другие вопросы, в том числе о правах человека, но власти не соглашались на участие ООН в работе комиссии по расследованию нарушений в этой области.
Неолиберальная экономическая политика Серрано вызвала массовое недовольство населения. В мае 1993 начались протесты и демонстрации против сокращения субсидий, за счет которых поддерживался низкий уровень платы за электроэнергию и проезд на городском транспорте. Профсоюзы объявили забастовку, в столице 10 тысяч демонстрантов потребовали отставки Серрано. В ответ 25 мая президент распустил парламент и Верховный суд, ограничил действие конституционных гарантий, ввел цензуру печати; председатели Конгресса и Верховного суда, а также Р. де Леон Карпио были посажены под домашний арест. В столицу ввели войска. Однако кризис нарастал, и руководство вооруженных сил отказало Серрано в поддержке. 1 июня 1993 военные сместили его и заменили вице-президентом Густаво Эспиной. Продолжение массовых протестов вынудило и его уйти с президентского поста.5 июня Конгресс избрал временным президентом популярного правозащитника Р. де Леона Карпио, одного из лидеров партии СНЦ. Бежавшие из страны Серрано и Эспина были обвинены в государственной измене в связи с признанием независимости Белиза.
Новый президент Р. де Леон Карпио назначил министром образования представителя индейцев майя С.Тай Койоя. Он стал первым министром от коренного населения страны. В июле 1993 де Леон Карпио выдвинул новый план прекращения гражданской войны и установления мира в стране.
Однако государственный кризис в стране продолжался. Вскоре Де Леон Карпио вступил в конфликт с христианскими демократами и Конгрессом. Он обвинил депутатов парламента и членов Верховного суда в коррупции и потребовал их отставки. Он пообещал провести конституционные реформы, включая упорядочение финансирования политической деятельности, обеспечение независимости прокуратуры и гласности бюджета. Но назначенный им референдум был отменен Верховным судом. Наконец, в ноябре 1993 при посредничестве Конференции епископов, правительство и парламент договорились о реформе конституции, сокращении срока полномочий президента и парламента до четырех лет, уменьшении числа депутатов и сформировании нового состава Верховного суда. 30 января 1994 68% участников референдума одобрили внесение поправок в конституцию Гватемалы (профсоюзы, левые и студенческие организации призвали воздержаться от участия в голосовании, поскольку конституция открывала возможности для проведения приватизации).
В январе 1994 правительство Гватемалы и УРНГ договорились о возобновлении мирных переговоров. При президенте де Леоне Карпио процесс диалога быстро пошел вперед. В течение 1994 стороны согласовали посылку миссии ООН для изучения положения с правами человека, возвращение беженцев, создание «комиссии по установлению истины». В марте 1995 правительство и левые партизаны подписали соглашение о правах коренного населения. В частности, правительство обязалось изменить пять положений конституции, включая признание идентичности индейских народов и равноправия их языков. 17 сентября 1995 было объявлено о временном прекращении огня.
Несмотря на усилия нового правительства в области прав человека, ультраправые силы продолжали терроризировать своих оппонентов. Только за первое полугодие 1994 были убиты 166 человек, включая председателя Конституционного суда Э.Эпаминдоса Гонсалеса, в 1995 – 450 человек. Распространенным фактом были похищения людей (всего, по оценкам правозащитных организаций, с 1960 «исчезло» более 50 тысяч человек). В марте 1995 Конгресс ввел смертную казнь за похищение людей. В сентябре 1995 было принято решение о роспуске правых полувоенных формирований, численность которых в разгаре гражданской войны достигала 50 тысяч человек. В 1996 первые группы из 15 тысяч боевиков этих сил начали сдавать оружие. В терроре обвиняли и гватемальскую армию. В октябре 1995 правительственные солдаты убили в одной отдаленной деревне 11 индейцев. В результате вспыхнувшего скандала министр обороны ушел в отставку.
Досрочные парламентские выборы в августе 1994 (в них приняли участие всего 20% избирателей) принесли победу новым правым партиям. Прежде всего Гватемальскому республиканскому фронту (ФРГ) бывшего диктатора Риоса Монтта (33%) и Партии национального авангарда (26%). Центристские партии ХДП и СНЦ потерпели сокрушительное поражение. В декабре 1994 Конгресс голосами депутатов от ФРГ, СНЦ и христианских демократов избрал Риоса Монтта своим председателем. Он попытался выдвинуть свою кандидатуру на предстоявших президентских выборах, но избирательная комиссия отказалась его зарегистрировать, поскольку конституция запрещает выдвижение бывших путчистов. Президентские и парламентские выборы в ноябре 1995 закончились победой Партии национального авангарда, завоевавшей абсолютное большинство мест в Конгрессе. Для избрания на пост президента лидеру ПНА Альваро Арсу Иригойену понадобился второй тур выборов в январе 1996. Приступив к исполнению обязанностей, Арсу сформировал правительство из 6 представителей собственной партии, 3 предпринимателей, 2 независимых и одного генерала. Он обещал продолжить мирные переговоры, осуществить оздоровление финансового положения, бороться с преступностью и торговлей наркотиками, обеспечить невмешательство армии в политику. В сентябре 1996 власти развернули операции против коррупции, контрабанды, нелегальной торговли и рэкета. В результате были уволены многие сотрудники армии, полиции и таможни. За связь с мафией арестованы заместитель министра обороны и восемь высших офицеров.
Президент Арсу довел до конца процесс мирного урегулирования в Гватемале. В марте 1996 было достигнуто соглашение о постоянном прекращении огня, в мае – о проведении аграрной реформы и улучшении условий жизни индейского населения, в сентябре – об ограничении роли армии, в декабре – об окончательном прекращении огня, проведении конституционной и избирательной реформы и т.д. Лидеры УРНГ Пабло Монсанто, Роландо Моран, Карлос Гонсалес и Хорхе Росаль вернулись в Гватемалу из Мексики. 29 декабря 1996 в присутствии президента Арсу и генерального секретаря ООН Бутроса Гали в Гватемале было подписано соглашение о мире, положившее конец самому длительному вооруженному и политическому конфликту в Центральной Америке. В результате террора и гражданской войны с 1960 более 200 тысяч человек погибли или «пропали без вести», а 1,5 миллиона превратились в беженцев. Более 80% жертв – представители индейцев майя и других групп коренного населения, обвиненных в поддержке партизан. Согласно позднейшему отчету международной «Комиссии по установлению исторической истины» (1999), 93% зарегистрированных актов насилия совершила армия и правые полувоенные формирования, 3% – левые повстанцы.
Условия мирного договора предусматривали, в частности, прекращение огня, проведение широких политических и экономических реформ, расширение прав индейского большинства населения, возвращение беженцев, интеграцию левых партизан в общественную жизнь, роспуск полувоенных формирований, сокращение вооруженных сил и контроль за соблюдением прав человека. Гватемальская армия, а также военные расходы должны были в течение 1997 – 1999 сократиться на треть, полиция изымалась из-под контроля военных, армейские тайные службы подчинялись парламенту, а военные суды лишались права рассматривать невоенные вопросы. Международные организации и страны-кредиторы заявили о готовности предоставить Гватемале кредиты и субсидии в размере 1,9 миллиардов долларов на осуществление мирного договора. ООН направила наблюдателей для контроля за его выполнением В марте 1999 президент США Клинтон принес официальные извинения за роль своей страны в вооруженном конфликте в Гватемале (США оказывали широкую поддержку гватемальским вооруженным силам и тайным службам).
Соглашение начало осуществляться в начале 1997. К маю 3 тысячи левых партизан были разоружены, и первые из наблюдателей ООН смогли покинуть страну. К сентябрю 1998 завершилось сокращение армии, из которой демобилизовали 15,5 тысяч из 47 тысяч военнослужащих. Тем не менее, правозащитники критиковали меры по ограничению политической роли армии как недостаточные. Согласно докладу ООН в январе 1999, сохранялась практика внесудебных расправ: за 13 месяцев таким образом были убиты 60 человек. После того, как в апреле 1998 бюро по правам человека архиепископа Гватемалы представило доклад о нарушении прав человека в период гражданской войны, был убит архиепископ столицы Хуан Херарди Кондера. В мае 1999 был застрелен видный деятель Демократического фронта Новая Гватемала Роберто Гонсалес.
Вопреки протестам правозащитных организаций, власти объявили амнистию чиновникам, совершившим политические и иные преступления в связи с вооруженным конфликтом. Однако амнистия не распространялась на дела, связанные с нарушением прав человека. В июле 1997 бывший министр внутренних дел Д.Парринельо и бывший руководитель полиции К.В.Эскобар Фернандес были приговорены за нарушение прав человека к 10 и 30 годам тюремного заключения. В ноябре 1998 суд приговорил к смерти трех бывших участников ультраправых вооруженных формирований, убивших в 1982 130 индейцев, включая женщин и детей. Однако в марте 1999 президент Арсу отверг рекомендации международной «комиссии по установлению исторической истины», которые предусматривали проведение расследования роли армии в гватемальском конфликте и увольнение всех офицеров, замешанных в убийствах. В июне 1999 власти назначили новым министром обороны генерала Тулио Эспиноса, несмотря на то, что его обвиняли в причастности к убийству архиепископа Херарди.
Правительство Арсу сталкивалось с трудными экономическими проблемами. Оно пыталось вкладывать средства в строительство дорог и другие проекты, связанные с отсталой инфраструктурой страны. Стремление провести широкую приватизацию государственных предприятий, прежде всего, телефонного общества, наталкивалось на сопротивление оппозиции, ссылавшейся на то, что конституция запрещает образование частных монополий. Буксовала и реформа налоговой системы, которая была предусмотрена соглашением 1996. Кроме того, печать, общественность и оппозиционные круги обвиняли президента Арсу в авторитаризме и высокомерии.
16 мая 1999 состоялся референдум по предложенному правительством проекту изменений конституции, предусмотренного мирным соглашением 1996, включая улучшение правового положения коренного населения, ограничение власти военных и проведение судебной реформы. За эти меры выступили большинство политический партий и парламент страны. В голосовании приняли участие всего лишь 18,5% избирателей. 55% голосовавших высказались против проекта.
Первые всеобщие выборы после окончания гражданской войны в ноябре 1999 принесли триумф правой партии Риоса Монтта ФРГ, завоевавшей абсолютное большинство мест в парламенте. Кандидат ФРГ Альфонсо Портильо был в декабре 1999 избран президентом Гватемалы. Он обещал помогать бедным, защищать права человека и соблюдать мирные соглашения 1996. Придя к власти в январе 2000, новый президент заявил о намерении продолжать конституционные реформы, сделав особый упор на подготовку закона об армии.
Альфонсо Антонио Портильо Кабрера родился в 1951, изучал экономику в мексиканском университете, а также юридические и социальные науки, работал в различных латиноамериканских университетах, а в начале 1990-х – в гватемальском финансовом ведомстве. В 1992 – 1994 являлся генеральным секретарем Христианско-демократической партии, в 1994 был избран от нее в парламент, где возглавил фракцию ХДП. В 1995 покинул ряды Христианской демократии и перешел в ФРГ, от которого баллотировался в президенты в 1995 и 1999 годах. Портильо должен занимать пост президента до января 2005.
Политические оппоненты обвиняют Портильо в том, что он служит всего лишь «прикрытием» для реального лидера – Риос Монтта. Известная правозащитница Ригоберта Менчу обратилась в испанский суд, добившись в 2000 возбуждения расследования против бывшего диктатора и многих других высокопоставленных военных и политиков Гватемалы. Она обвинила их в пытках, государственном терроре и геноциде.
6 лет спустя после заключения мирного соглашения, в 2002, по сообщениям печати, «эскадроны смерти» продолжали действовать почти в полной безнаказанности. Теперь они направляют свои удары по активистам рабочего и других социальных движений.















