55796 (670974), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Все римские магистраты делились на сенаторские (те, которые давали право на включение в состав Сената) и городские чины. Сенаторские и были общегосударственной, правительственной властью. Все магистраты, безусловно обладали должностной властью, которая заключалась в праве вмешиваться в действия граждан и в праве назначать себе помощников. Некоторые магистраты наделялись правом запроса богов, правом обращаться к оракулу и истолковывать его высказывания, а тем самым давать оценку тем или иным политическим актам или действиям. Высшие или назначенные в экстраординарном порядке магистраты, помимо предыдущих полномочий наделялись (по особому акту) правом правительственной власти, которое вбирало в себя права правления полисом, военного предводительства, юрисдикции – административной, уголовной или даже в гражданских делах.
Все магистраты избирались народными собраниями, это и отличает римское государственное устройство как республиканское, где народ своим волеизъявлением (в отличие от Спарты) мог влиять на политические события. Исполнение должностных обязанностей было безотчетным, магистрат мог быть привлечен к суду только после истечения срока его полномочий. Все магистратские должности в Риме были безвозмездными, поэтому занятие этих должностей было позволительно лишь зажиточным людям. Наиболее существенной чертой римских магистратур была их коллегиальность: все должностные лица избирались попарно с равными должностными правами каждого, причем любой из них имел право возражать против решений и действий своего коллеги.
Власть любого магистрата была значительной в ее административном проявлении. Они имели право задержать неподчиняющегося гражданина, предать его суду, в особенности в случае выявленных оснований, наложить штраф, арестовать какую-либо вещь, принадлежащую гражданину, для того, чтобы заставить его исполнить закон или постановление.
Во главе римских магистратур стояли консулы. Двух консулов избирали центуриатные комиции на 1 год, должность свою они исполняли попеременно; в случае войны один брал на себя управление городом, другой армией. Основная обязанность консулов была в наблюдении за внешней и внутренней безопасностью города, его владений. Консулы руководили деятельностью Сената, они предлагали решения народным собраниям и вообще созывали их. Консулы набирали войска, организовывали их, назначали высших командующих чинов, в походе они сами осуществляли военное руководство. Консулы управляли захваченными областями в полной мере, пока не происходила правильная организация провинциального управления. Как военачальники, они вправе подвергнуть любого наказаниям, даже смертной казни. Консулы руководили расходом казны. Они имели право издавать указы (эдикты) по вопросам управления и толкования права.
Вторым по важности должностным институтом была претура.
Число преторов увеличилось с двух до восьми. Изначально претор был младшим помощником консула и осуществлял те же функции. Однако в дальнейшем они сконцентрировали в своих руках уголовную и гражданскую юрисдикцию. Им же принадлежала полицейская власть в городе. Для осуществления главных своих полномочий, претор мог издавать эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам – интердиктам.
Особняком стояли следующие пот рангу магистраты – цензоры. Их деятельность была специфической, но влияние было неимоверным. В отличие от Спарты, в Риме властные полномочия были очень дифференцированы и рассредоточены среди различных ведомств. Главным делом цензоров было исчисление ценза, т.е. составление списков населения по классам, что было основанием причисления к гражданству, для допуска в сенаторы и во все магистратуры. Решения цензоров не подлежали обжалованию и суду. Они могли налагать “бесчестья” на граждан, лишая их гражданских и политических прав. Цензоры участвовали также и в финансовом управлении. Сначала их избирали на 5 лет, потом их власть ограничилась 1,5 годами.
Завершали когорту обычных магистратов – квесторы, формально являвшиеся изначально помощниками консулов. В дальнейшем в их руках сосредоточилось заведование государственной казной, ведение расходных и приходных книг, прием и выдача денег. Также они были и хранителями государственных документов. В дальнейшем они рассредоточились по государственным делам, разделив между собой предметы ведения.
Своеобразными должностными лицами в Риме были плебейские магистраты – народные трибуны. Их было - сначала 5 потом 10. Их главной задачей было обеспечение гражданского равенства и гражданских прав плебеев во времена доминирования в органах власти патрициев. Каких либо правительственных правомочий они не имели, но воплощая в себе отличное от Спарты и нехарактерное для нее, демократическое начало Рима, они могли объявлять протесты на решения магистратов, Сената, народных собраний, налагая на них “вето”. Они могли апеллировать к народному собранию, созывать его, обладали независимостью, личной неприкосновенностью.
Помощниками народных трибунов были курульные эдилы. Их было 4: 2 патрицианских и 2 плебейских. Эдилы осуществляли, главным образом, полицейскую власть в городе, рыночными и торговыми делами, устройством общественных игр, празднеств, зрелищ, снабжением города продовольствием.
В критических условиях, по решению Сената, на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор, обладающий исключительными полномочиями. Его избирали на 6 месяцев, но срок мог быть продлен. Ему передавалась вся полнота управления, в том числе и военная власть, и право международных сношений, уголовной юстиции и любых изменений законов. Диктатору вручались особым постановлением верховные должностные полномочия, на которые никто, никакой орган, не мог иметь возражений.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Всеобщая история государства и права. Под ред. Батыра К.И., - М, Былина, 1995;
-
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права, ч. 1, 2; - М: Остожье, 1998;
-
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. ч. 1, 2. Под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В., - М: Юрист, 1996.















