55501 (670761), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Но в Москве услышали и постигли смысл благой вести раньше других.
Московские князья, потомки Александра Невского, сумели понять, что сохранение духовной самостоятельности важнее даже сохранения самостоятельности государственной.
Московская Русь выдержала экзамен на духовную самостоятельность.
Когда один из инициаторов заключения Флорентийской унии, глава Русской Церкви митрополит Исидор прибыл в 1441 году в Москву, и, совершая богослужение за литургией, вместо Вселенских патриархов помянул имя папы Римского, а по окончании службы зачитал грамоту Флорентийского Собора о произошедшем соединении римско-католической и византийско-православной Церквей, царь Василий II Васильевич назвав Исидора "латинским злым прелестником", приказал заточить его в Чудов монастырь.
Низложение митрополита укрепило церковную самостоятельность Руси, но главное, еще точнее в череду святых благоверных князей оказалась встроенной личность великого князя. Она ассоциировалась теперь с образом истинного защитника веры и опоры православия, даже независимо от личных качеств князя.
Именно этот образ благоверного служения и позволил потомкам Александра Невского столь успешно продолжить свое дело собирания и соединения Руси.
В этом и заключалось духовное содержание принесенной на Русь Чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери благой вести…
И разве случайно, что эта весть была явлена Руси именно в небе над Ладогой, в его евангельски чистом пейзаже…
7.
Помимо великого множества чудес, совершенных Тихвинской иконой, есть у нее одно удивительное свойство.
Икона эта, как свидетельствует ее история, всегда уходит из тех мест, где исчезает братолюбие.
Так было, когда икона ушла в четырнадцатом веке из Константинополя, так было, когда она ушла из России в двадцатом веке.
И вот теперь в двадцать первом веке икона эта снова вернулась к нам…
Нам трудно, конечно, поверить, что у нас сейчас стало больше братолюбия.
Но возвращение Тихвинской иконы — свидетельство этому, обетование, что мы все-таки сумеем окончательно преодолеть братоненавидение, столь гибельное для нашей православной страны.
И конечно же, возвращение Тихвинской иконы Божией Матери — это призыв к нам, чтобы мы сумели подняться над своей сиюминутной выгодой и мелочными расчетами, и сумели стать подлинными участниками третьего тысячелетия русской истории.
8.
Путешествуя по Приладожью и Присвирью, не раз замечал я, что та духовная национальная идея, которую воплощал преподобный Александр Свирский и его ученики, в Приладожье и Присвирье приобретает краеведческую конкретность и убедительность. Читая житие преподобного Александра Свирского, постоянно встречаем названия сел, некоторые из которых существуют и до сих пор.
Той идеей Святой Руси, которую воплощал в себе Александр Свирский, в самом прямом, житейском смысле определялась жизнь многих поколений наших прадедов.
Поразительно, но житие Александра Свирского и его учеников и сейчас для современного учителя может служить практическим пособием, в котором он найдет ответы на все вопросы, которые встают перед ним в деле нравственного воспитания детей.
Какая высокая поучительность скрыта в жизни этого великого святого!
Рассказывают, что однажды, когда он был уже игуменом основанного им монастыря, слава о котором распространилась по всей Руси, к нему пришел монастырский эконом и сказал, дескать, кончаются дрова, и надо бы послать в лес какого-нибудь праздного монаха, чтобы нарубить их.
— Я празден... — отвечал преподобный.
Взял топор и отправился в лес.
Сейчас к месту и не к месту слышим мы досужие рассуждения, дескать, Россия страна многонациональная и необходимо соблюдать осторожность с разговорами о русском патриотизме, о православном воспитании.
Такое ощущение, что разговоры эти, как раз для раздувания межнациональной вражды и ведутся.
Подлость замыслов псевдозащитников малых национальностей становится особенно очевидной, когда мы обращаемся к русским святым. Среди учеников преподобного Александра Свирского были не только русские, но и карелы, но и вепсы, и это само по себе ничего не значило для них, потому что все они были православными, все они были гражданами Святой Руси.
Это ли не образец решения всех межнациональных проблем?
9.
В юбилеях присутствует некая магическая сила.
В такие дни происходит не только всеобщее воспоминание о событии, бывшем сто, двести или полтысячи лет назад, но во всеобщем, всенародном переживании этого события происходит укрупнение и подлинное осуществление его.
Происходит то, ради чего и было это событие сто, двести или полтысячи лет назад.
Мы должны помнить об этом свойстве юбилейных дат, когда вспоминаем, что именно у нас, на Северо-Западе, 500 лет назад произошли узловые в нашей истории события, которые, хотя и были искусственно приглушены в дальнейшем, и до сих пор еще не осознаются нами во всей своей глубине, но по своему внутреннему драматизму и по своей важности для национальной самоидентификации, не уступают ни петровским реформам, ни революциям 1917 года.
Эти события, сравнимы по масштабу с событиями Святого Писания, и если мы сумеем во всенародном переживании осознать всю его неисчерпаемую глубину их, это чрезвычайно существенно приблизит нас в возрождении Святой Руси, поможет нам духовно возрасти до осознания своей ответственности за новое тысячелетие русской истории.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru















