55444 (670704), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Иногда в литературе встречаются достаточно наивные объяснения популярности у греков подобных изображений: “В широком распространении на хоре образа пирующего Геракла мы склонны усматривать проявление извечной тоски человека о лучшей доле, веры в возможность иной, лучшей жизни. Трудности реального бытия небезысходны. Преодолевая их, проявляя волю к победе, на какую был способен Геракл, человек, подобно этому легендарному герою, мог в качестве награды приобщиться к блаженной жизни богов и обрести таким образом бессмертие”.
Можно предложить и иное объяснение подобных сюжетов. В Херсонесе, как и в метрополии этого полиса – Гераклее, существовали праздники, посвященные Гераклу и носящие его имя – Гераклеи. Эти праздники, проводившиеся в месяц Гераклий и сопровождавшиеся атлетическими состязаниями, носили, по мнению некоторых исследователей, государственный характер, поскольку к этим событиям были приурочены специальные выпуски монет. Видимо, проведение Гераклей было сходно с устройством других торжеств, устраиваемых в городах Греции еще с эпохи архаики. Подобные праздники, устраиваемые также в честь Геракла, Деметры и Диониса, назывались у греков J e o x e n i a . В ходе торжеств статуи богов, в честь которых проводились праздники, возлагались на разукрашенные ложа, перед которыми ставились богато убранные столы с кушаньями и напитками. Когда в V в. до н. э. римляне учредили культ Геракла, они присоединили его к богам, почитаемым по греческому обряду “на ложах”. Вероятно, со временем скульптуры для проведения подобных праздников стали изготовлять в характерной для пирующего персонажа позе. Такое объяснение не исключает возможности того, что со временем образ пирующего героя получил дополнительную смысловую нагрузку.
Некоторые исследователи отмечают, что хтонический культ Геракла тесно связан с земледельческими культами. Пирующий герой – это идея застолья, пира, перекликающаяся, в свою очередь, с идеей изобилия и, шире, плодородия. На столе перед Гераклом выставлены плоды и хлебцы различных форм. Это свидетельствует, может быть, не столько о связи с загробным миром, сколько о хорошем урожае, плодородии. На это указывает и тучность героя, особенно подчеркнутая на некоторых изображениях. Выбор Геракла для выражения идеи плодородия не случаен. Его связь с землей подтверждена близостью его культа с культами Деметры, Диониса и некоторых других богов. На ольвийских монетах встречено изображение палицы героя в венке из колосьев, являющемся атрибутом Деметры, совместные посвящения Гераклу и Деметре есть на херсонесских сосудах.
Геракл имел прямое отношение к земледелию и скотоводству. Одно из его прозвищ – “Бог стад”. Об этом же, по мнению некоторых исследователей, говорит и появление мифа об Авгиевых конюшнях. О связи культа Геракла с идеей плодородия свидетельствует также голова вепря, изображенная в руке героя на рельефе из поселка Межводное, так как свинья и кабан считались у греков покровителями плодородия. Связь с Гермесом тоже свидетельствует о земледельческой стороне культа Геракла, так как Гермес, помимо прочих своих обязанностей, выполнял еще и роль земледельческого и пастушеского божества. Уместно вспомнить легенду о том, как Геракл с помощью Меркурия помог батраку приобрести в собственность поле, которое тот обрабатывал. Можно упомянуть один из вариантов мифа, приведенный Дж. Фрэзером, согласно которому Геракл помогал во Фригии местному богу Литиерсу во время жатвы и способствовал вызыванию духа хлеба и дождя. О земледельческом характере совместного поклонения говорит и то, что жертвенник с их изображением был найден в сельской округе. Причисляя Геракла к группе хтонических божеств, А.С.Русяева в то же время считает их связанными с посевами. По представлениям древних, такие божества могли воздействовать на растительность благодаря своей связи с умершими. По мнению О.М.Фрейденберг, в Греции существовали праздники богов плодородия (Артемиды Эфесской, Геракла, Гефеста, Афины), сопровождаемые огневыми действами.
Хтоническая природа героя теснейшим образом переплетена с его героической природой. Получив бессмертие и войдя в сонм богов, Геракл стал победителем смерти. Можно предположить, что герой, бывший защитником при жизни, и после смерти не оставит своим покровительством. Видимо, с этим связаны многочисленные находки изображений Геракла или его атрибутов в некрополях. Геракл считался при этом незримым покровителем умершего, а его изображение – апотропеем. Такие апотропеи встречены как в могилах городов Боспорского царства, так и в Херсонесе. Ими могли быть терракотовые изображения Геракла (в Кепах, Херсонесе, кургане Большая Близница и т. д.), индикации, сосуды с изображениями подвигов Геракла и т. д. Интересен глиняный сосуд из Пантикапея в форме головы героя. Б.В.Фармаковский, исследовавший его, писал: “Ваза в форме головы Геракла, с содержащейся в ней влагою, поставленная в могилу, была символом похвалы добрых дел покойного и пожелания ему... бессмертия, которым обладали боги”. Такой вывод автор делает, считая, что Геракл, идущий всю жизнь через страдания и получивший в конце концов бессмертие, был в глазах древних примером для подражания. Сосуд в могиле – знак уважения к умершему, свершившему в жизни добрые дела, подобно Гераклу, и пожелание ему такой же участи – бессмертия и блаженства.
Представление о Геракле в античной мифологии тесно связывало его с миром мертвых. Хтонизм составлял неотъемлемую часть его образа и культа. С территории Херсонесского государства происходят несколько памятников, отражающих эту сторону почитания Геракла как непосредственно (изображены его последние подвиги, связанные с загробным миром), так и опосредованно (показан “апофеоз” Геракла). В последнем типе изображений можно видеть преломление хтонической природы образа этого героя, связанного с культом плодородия. Хтонизм Геракла – еще одно доказательство сложности культа этого героя.
Список литературы
Несомненна и связь змей с героями. “Древние верили, будто змея была связана с героями теснее, чем любое другое животное” (Плутарх. Клеом., 39).
Пещеры часто встречались Гераклу во время его подвигов. Это не случайно – пещеры первоначально служили святилищами многих божеств. Так, Помпоний Мела отмечал, что Херсонес славится пещерой, посвященной нимфам. С пещерой связан в Херсонесе и культ богини Девы. Именно в пещере Геракл расправляется с гигантами, завлеченными туда Афродитой Апатурой (Страбон, XI, II, 10). В пещере же обитает и змееногая богиня, встреченная Гераклом в Скифии (Геродот, IV, 9). Этот список можно продолжить.
См. Аристофан. Лягушки, 110 сл.
Ситуация, когда древние авторы пытаются объяснить подобное двойственное положение персонажа, не является чем-то исключительным, связанным только с Гераклом. Убитый под Троей Ахилл затем вступает в брак с Еленой на о.Левке (Павсаний, III, 19, 11-13) или с Медеей в Елисейских полях (Аполлоний Родосский, IV, 811-814), хотя тень его бродит по Аиду (Одиссея, XXIV, 15 сл.); Менелай, не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Одиссея, IV, 561-568) и т. д.
Правда, согласно Сервию, обожествленные герои, взятые на Олимп, во время пира богов не возлежали, а сидели (Комментарии к “Энеиде”, I, 79).
Русяева А.С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1992.
Пятышева Н.В. О культе Геракла в Херсонесе // Вестник древней истории. 1948. №2.
Раевский Д.С. Из области скифской космологии // Вестник древней истории. 1978. №1.
Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.-Л., 1949.
Марченко И.Д. О культе Афродиты на Тамани // История и культура античного мира. М., 1977.
Ланцов С.Б. Позднеантичное святилище на Сакской пересыпи // Тезисы докладов Крымской научной конференции “Проблемы античной культуры”. Симферополь, 1988.
Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
Зеест И.Б. Рельеф из Гермонассы с изображением Геракла // Культура античного мира. М., 1966.
Фармаковский Б.В. Терракотовый сосуд в виде головы Геракла // Сборник статей в честь графини П.С.Уваровой. М., 1916.
Вязьмитина М.И. Городища Нижнего Днепра // Археология Украинской ССР. Т.2. Скифо-сарматская и античная археология. Киев, 1986.
Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
Алексеева Е.М. Культы Горгиппии // Советская археология. 1986. №4.
Сапрыкин С.Ю. О культе Геракла в Гераклее и Херсонесе // Советская археология. 1978. №1.
Даниленко В.Н. Надгробные стелы // Сообщения Херсонесского музея. Вып. 4. Симферополь, 1969.
Соломоник Э.И. Граффити с хоры Херсонеса. Киев, 1984.
Stephani S. Der ausruhende Heracles. St. Petersburg, 1854.
Eberhard P. Antike Keramik. Leipzig, 1982.
Анохин В.В., Павленков В.И. Сакский рельеф с изображением “пирующего” Геракла // Проблемы истории и археологии Восточного Крыма. Керчь, 1984.
Латышева В.А. Новые данные о культе Геракла в Херсонесе и некоторые аспекты его почитания // Проблемы археологии, древней и средневековой истории Украины. Харьков, 1995.
Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Ч.2. Богослужебные и сценические древности. СПб., 1899.
Зограф А.Н. Античные монеты М.-Л., 1951.
Граффити античногоХерсонеса. Киев, 1978.
Щеглов А.Н. Геракл отдыхающий // Херсонес Таврический. Ремесло и культура. Киев, 1974.
Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1928. Т.3.
Русяева А.С. Земледельческие культы в Ольвии догетского времени. Киев, 1979.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1977.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/















