sudba_romanovyx (669710), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Последний российский император не только не давал назревших реформ, но даже, если у него их силой вырывало революционное движение, упорно стремился отобрать назад то, что было дано в " минуту колебаний". Все это подталкивало страну в новую революцию, делало ее совершенно неизбежной.
В годы I мировой войны начался полный развал самодержавной власти. Царь окончательно выпустил из рук бразды правления страной, и государственная власть фактически оказалась в руках царицы, на которую оказывал огромное влияние Григорий Распутин. "Подумай, женушка моя, - писал Николай II Александре Федоровне 25 августа 1915 г. – не прийти ли тебе на помощь муженьку, когда он отсутствует? Какая жалость, что ты не исполнила этой обязанности давно уже, или хотя бы во время войны! Я не знаю более приятного чувства, как гордиться тобой, как я гордился все последние месяцы, когда ты неустанно докучала мне, заклиная быть твердым держаться своего мнения"1. Царица и раньше не знавшая преград, развернулась вовсю. Один из эмигрантов крупный историк и монархист по своим убеждениям, изучая переписку царицы, писал: " письма царицы в полной мере подтверждают, что Александра играла решающую роль в установлении курса внутренней политики и в деле правительственных назначений… С июня 1915г. начинается особенно настойчивое вмешательство Александры, т.е. Распутина в министерские назначения, а затем она все усиливается в геометрической прогрессии"1.
Николай II был доволен. Наконец-то он нашел того, кто не нарушая принципы самодержавия, избавил его от нелегких государственных забот. "На твоей обязанности, - инструктирует он 23 сентября 1916 г. царицу из Ставки, - лежит поддерживать согласие и единение среди министров – этим ты окажешь огромную пользу мне и нашей стране! О бесценное солнышко, я так счастлив, что ты, наконец, нашла себе подходящее дело. Теперь я, конечно, буду, спокоен и не буду мучаться, по крайней мере, во внутренних делах"1.
Советы великих князей и их просьбы о конституции были отклонены. Разговор родных сестер – царицы и Елизаветы Федоровны, на долю которой в июле 1918 г. также выпала ужасная судьба, закончился скандалом. Хлопнув дверью, Елизавета Федоровна бросила пророческую фразу: " Вспомни судьбу Людовика XVI и Марии Антуанетты 1.
Вскоре с царской четой более резко поговорил великий князь Александр Михайлович. Он посоветовал царице ограничить свои заботы чисто семейными интересами и лезть в государственные дела. " Я вижу, что Вы готовы погибнуть вместе с Вашим мужем, - сказал вскипевший князь и добавил: - Но не забывайте о нас! вы не имеете право увлекать за собой ваших родственников в пропасть!" 1
Не помогли ни уговоры матери царя, Марии Федоровны, ни советы брата и многочисленных царских дядьев.
____________________
1 Шацилло К. Николай II: путь к трагическому концу // Свободная мысль. 1998. №7. С.79-80.
Николай II, всегда утешавший себя тем, что "все в руках божьих", буквально толкал страну к революции. Конечно, у нее были и объективные предпосылки, и необходимая революционная ситуация. Но сколько раз в мировой истории лица, стоящие у власти находили реформистский выход из подобной ситуации! Николай II, лишенный инстинкта самосохранения надеялся, что штыки и солдатские залпы с успехом заменят необходимые стране социально-политические и экономические реформы, которые если и давались в годы его царствования, то только под давлением революционного движения. В итоге он ввел страну в революцию, себя, всю семью и слуг – в подвал ипатьевского дома, а многих своих родственников также под расстрел. В условиях ожесточенных "классовых битв" трагический конец многих Романовых, попавших в плен к "своему народу", был предрешен. Но гибель царской семьи не была началом рек крови, которые лились в России и до, и после ночи с 16 на 17 июля 1918г.
Глава II. Гибель императорского дома.
2.1. Убийство российского императора и его семьи.
Ночь с 16 на 17 июля 1918 года стала для последних Романовых роковой. В эту ночь бывший царь Николай II, его жена – бывшая императрица Александра Федоровна, их дети – 14-летний Алексей, дочери – Ольга (22 года), Татьяна (20 лет), Мария (18 лет) и Анастасия (16 лет), а также находящиеся при них врач Боткин Е.С., горничная А. Демидова, повар Харитонов и лакей были расстреляны в подвале Дома особого назначения (бывшего дома инженера Ипатьева) в Екатеринбурге. Тогда же тела расстрелянных на автомобиле были отвезены за город и недалеко от деревни Коптяки сброшены в старую шахту.
Но опасение, что подходившие к Екатеринбургу белые обнаружат трупы и превратят их в "святые мощи", заставило произвести перезахоронение. На другой день расстрелянные были извлечены из шахты, вновь погружены на автомобиль, который двинулся по глухой дороге в лес. В болотистом месте машина забуксовала, и тогда после попыток сжечь трупы захоронение решили произвести прямо на дороге. Могила была засыпана и разровнена.
Как же так случилось, что было совершено убийство последнего российского императора и его семьи? Когда для монархии в России наступил поистине роковой час – февраль 1917 г. – правые, в своем верноподданичестве громившие всех и вся, не только не нашли в себе сил встать на ее защиту, но и многие из них фактически предали ее, почти сразу сбежав с "корабля".
Это действительно поразительный исторический феномен: практически никто в стране не проявил готовность поддержать, а затем протянуть руку ушедшему от власти царю. Некоторые монархисты объяснили это, чуть ли не физическим и нравственным возрождением дворянства. В Парижском архиве сохранилась записка некоего Зимина, который утверждал: "Православная Россия и царствующая династия своей гибелью обязана только дворянскому правящему слою" 1. Надо признать, что решающую роль сыграл корыстный политический расчет, реальная безнравственная политика.
Временное правительство, принимая решение о переводе Романовых в Тобольск, руководствовалось желанием спасти их от расправы. Это подтверждают воспоминания А.Ф. Керенского, записанные в Париже 8 ноября 1953 г. "Что касается эвакуации царской семьи, посол Великобритании получил от Ллойд Джорджа ясный ответ: британское правительство, к сожалению, не может принять царскую семью в качестве гостей во время войны. Тогда мы решили отправить царскую семью в маленький Тобольск, где даже не было железной дороги, оттуда мы хотели эвакуировать их в США. Император не раз говорил мне, что Временное правительство последняя плотина перед бурей, разрушительную
____________________
1 Иоффе Г. Революция и судьба Романовых. М., 1992.
силу, которой даже нельзя представить. Император верил мне и знал, что я его спасу. Вышло же по-иному…" 1. Таким образом, Временное правительство тоже не спасло бывшего царя.
Большевики вопреки собственным утверждениям не верили в несокрушимую прочность своей власти. Они страшились немцев, готовых, как им казалось, каждую минуту разорвать Брестский мир, страшились белогвардейцев, считая, что они вот-вот развернут монархическое знамя и "темная" крестьянская масса пойдет за ним. Белогвардейские же лидеры, напротив, были убеждены, что "расчехлить" знамя восстановления монархии – значит, оттолкнуть от себя народ. Подозрительность и недоверие одних, страх и ненависть других, безразличие третьих – все эти спутники социальных потрясений, политических переворотов – они и проторили дорогу в подвал ипатьевского дома.
Кто же конкретно принял решение об уничтожении и царской семьи? Судьбой Николая II занималась Москва. Этот вопрос периодически обсуждался в Президиуме ВЦИК (1, 6 апреля) и в Совете Народных Комиссаров (2 мая), а примерно 10 июля, по свидетельству
Юровского, было принято окончательное решение 2. Как реагировала Москва на события в Екатеринбурге? ВЦИК, прослушав и обсудив 18 июля телеграмму о расстреле Николая Романова, принял резолюцию, одобряющую решение Уральского областного Совета. В тот же день Совнарком в присутствии Ленина, Троцкого, Чичерина и других руководителей советского правительства по заявлению Я.М. Свердлова о казни бывшего царя постановил: "Принять к сведению" 2.
В официальном сообщении указывалось, что "жена и сын Николая Романова в надежном месте". Фактически уже 17 июля из Екатеринбурга ушла телеграмма: "передайте Свердлову, что все семейство постигла та же участь, что и главу. Официально семья гибнет при эвакуации" 1. Никаких сообщение о гибели семьи в дальнейшем не последовало. Сам расстрел и сокрытие трупов до последнего времени (90-х г.г.) оставалось строго охраняемой тайной.
До сих пор точно неизвестно, кто персонально составил команду, расстрелявшую бывшего царя и его семью. Яков Юровский, указав, что в команде было 12 человек, из которых двое затем, "отказались", не оставил в своей записке ни одной фамилии, даже себя в ней он именует словом "комендант". В других воспоминаниях участников событий упоминается 6-7 фамилий: Юровский, Никулин, Михаил Медведев, Павел Медведев, Петр Ермаков, Иван Кабанов и др. Колчаковский следователь Н. Соколов "интеллектуально" и "физически" ответственным за смерть царя считал 164 человека (от председателя ВЦИКа до исполкомовских шоферов) 3.
Для большинства из них Николай II и все Романовы были "коронованными палачами", "врагами трудового народа". В их казни они видели только проявление исторической справедливости. А в обстановке, когда страна все более и более погружалась в пучину гражданской войны, когда в их представлении судьба революции висела на волоске, когда они считали, решался вопрос, быть или не быть власти Советов, смерть бывшего царя и его детей не могла казаться им чем-то невыносимо ужасным. Пожалуй, напротив, вынося смертный приговор Романовым, они, не колеблясь, считали, что выполняют тяжелый, но высший революционный долг.
Великодушие и раскаяние приходит позже. А в то время правили классовая ненависть, страх одних и малодушие, своекорыстие других. Это раскаяние звучит в стихах Арсения Несмелова, бывшего поручика русской армии, эмигранта.
____________________
1 Последние дни Романовых: документы, материалы следствия, дневники, версии./Сост. М. Шекулина, К. Белокуров. Свердловск, 1991.
2 Алексеев В. Гибель царской семьи: Мифы и реальность. Свердловск, 1993. С.12-13.
3 Несмелов А. Без Москвы, без России: Стихотворения, поэмы, рассказы. М., 1990, С. 145.
Мы теперь панихиды правим,
С пышной щедростью ладан жжем,
Рядом с образом лики ставим
На поминки царя идем.
Бережем мы к убийцам злобу,
Чтобы собственный грех зачал,
Но заслали царя в чащобу
Не при нас ли, увы, при нас?
Сколько было убийц? Двенадцать,
Восемнадцать иль тридцать пять?
Как же это могло так статься, -
Государя не отстоять?
Только горсточка этот ворог,
Как пыльцу бы его смело:
Верноподданными – сто сорок
Миллионов себя звало.
Много лжи в нашем плаче позднем,
Лицемернейшей болтовни, -
Не за всех ли отраву возлил
Некий яд, отравлявший дни.
И один ли, одно ли имя,
Жертва страшных упырей?
Нет, давно мы ночами злыми
Убивали своих царей,
И над всеми легло проклятье
Всем нам давит тревога грудь:
Замыкаешь ли, дом Ипатьев,
Некий давний кровавый путь!
2.2. Расправа над представителями династии Романовых.
Трагичной была судьба не только последнего русского императора и его семьи, но и большинства членов династии Романовых.
Сразу же после отречения Николая II новой властью были приняты меры к изоляции Романовых. 26 марта 1917 г. был опубликован Декрет от имени Петроградской трудовой коммуны, в котором говорилось: "Совет Комиссаров Петроградской трудовой коммуны постановляет: членов бывшей династии Романовых –Николая Михайловича Романова, Дмитрия Михайловича Романова, Дмитрия Константиновича Романова и Павла Александровича Романова выслать из Петрограда и его окрестностей впредь до особого распоряжения с правом свободного выбора места жительства в пределах Вологодской, Вятской и Пермской губерний. Все вышеназванные лица обязаны в 3-х-дневный срок явиться в ЧК по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией (Гороховая, 2) за получением проходных свидетельств на выбранные ими пункты постоянного местожительства и выехать по назначению в срок, назначенный ЧК" 1.
Позже с Романовых была взята подписка о невыезде. Новый декрет обязывал в течение 3-х дней всем Романовым явиться в комиссию для получения инструкции по поводу их высылки из Петрограда. Великие князья Николай Михайлович, Дмитрий Константинович и Павел Александрович должны были выехать в Вологду, а Иоанн, Константин, Гавриил, Игорь Константинович, Сергей Михайлович и князь Палей – в Вятку или Пермь. Из Москвы великая княгиня Елизавета Федоровна и из Финляндии великий князь
____________________
1 Кудрина Ю. Не было низменнее и злее: "Красный террор", расстрел Великих Князей из Дома Романовых. // Знание-сила. 2000. №1. С.94.
Георгий Михайлович должны были присоединиться ко всем высылаемым.
В июле 1918 года появился "Декрет о конфискации имущества низложенного Российского императора и членов императорского дома", на котором стояла подпись В.И. Ленина. Великие князья были лишены содержания, выдававшегося им Министерством
Императорского Двора и Уделов, они были полностью отстранены от службы в армии и от любого участия в государственном управлении.
В июне 1918 г. в Перми был убит великий князь Михаил Романов, отрекшийся от престола временно, оставляя окончательное решение за Учредительным собранием.
В начале июля 1918 г. три великих князя – Николай Михайлович, Георгий Михайлович и Дмитрий Константинович были арестованы и посажены в Вологодскую тюрьму. В августе 1918 г. все трое были переведены в Петроград, в Дом предварительного заключения. Позже туда были доставлены Павел Александровичи Гавриил Константинович, больной туберкулезом.
В это время в стране бушевал "красный террор". В 1919г. по постановлению ЧК было расстреляно 3456 человек. По другим данным, в одном Киеве, в 16-ти киевских "чрезвычайках" погибло не менее 12 тысяч человек. В Саратове было расстреляно 15 тысяч человек. При усмирении рабочей забастовки в Астрахани погибло не менее 2 тысяч человек, в Туркестане за одну ночь было перебито более 2 тысяч.
В январе 1919 г. настала очередь великих князей. Все четверо были убиты. Тела свалены в общую могилу, где нашли свое пристанище у другие русские люди, невинно расстрелянные за несколько часов до них.
В 1918-1919 г.г. в Екатеринбурге, Алапаевске, Петербурге и Ташкенте было расстреляно 19 представителей династии Романовых (из них 7 детей). Всего вместе с прислугой погибло 26 человек.















