54167 (669456), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Нарастание революционного настроения наблюдалось и в городах.
Восставшие крестьяне. Заглавный лист брошюры
“12 статей”
Господа выражали опасение, что дальнейшее успехи революционных сил приведут к отпадению и средних слоев горожан, а это приведет к подрыву мощи всей княжеско-феодальной системы.
Военные силы Швабского союза возглавил трухзес (название придворной должности стольника в Германии) Георг фон Вальдбург. В первые же дни апреля юн перешёл в наступление и начал по одиночке рассеивать крестьянские отряды. Некоторые из них оказали войскам союза серьезное сопротивлением. Спасло его лишь то, что ему удалось дезориентировать крестьян переговорами с отдельными вожаками отрядов и действуя всюду шантажом и предательством, внести раскол в ряды восставших. К концу апреля 1525г. основные силы крестьян были разбиты, после чего фон Вальдбург смог направить свои войска на север Германии.
Завершение Крестьянской войны и причины поражения.
Начальные очаги Крестьянской войны были подавлены к началу лета, волнения продолжались по всей Вёрхней Германии. Войскам Швабского союза приходилось то и дёло сталкиваться с сопротивлением. В неравном бою 15 мая 1525 г. отряды восставшие были разбиты. Мюнтер был схвачен и подвергнут жестокой пытке в присутствии князей, но никого из своих сторонников не выдал. После пыток он был казнен.
.
Замечательным предводителем восставших крестьян Тироля, боевые действия которых
Расправа с восставшими крестьянами. (Гравюра XVIв)
продолжались в 1526 г. и позже, был Михаил Гайсмайер революционер и мыслитель. В начале 1526 г. Гаисмайер составил для Тироля «Земское устройство» — программу коренных политических преобразований, один из выдающихся документов Великой Крестьянской войны. Цель этой программы установление в Тироле народной республики на глубоко дёмократичёской основе. Наряду с общими антифеодальными требованиями «Земское устройство» Гайсмайера содержало пункты о демократизации суда, о призрении бедных за счет десятины, о роспуске монастырей и превращении их зданий в госпитали и приюты для детей. Предусматривалось, что государство, устранив и истребив господ и угнетателей народа, должно будет запретить крупные купеческие компании и развить большую хозяйственную деятельность по организации горного дела, по подъему сельского хозяйства и развитию новых культур, по строительству дорог и мостов. Государство должно регулировать использование полей, лугов и недр земли. Принципы, лежащие в основе программы Гайсмайера, восходят к положению Мюнцера о том, что «власть должна быть отдана простому, народу» и лозунг «общей пользы» есть требование устранения всех, господ и угнетателей народа
Причины поражения Крестьянской войны. С подавлением восстания в Тироле завершился последний акт Крестьянской войны. За победителями неизменно шли палачи. На крестьян, оставшихся в живых, налагались огромные контрибуции, совершенно их разорявшие.
История Крестьянской воины, образующей вместе со всем общественным движением эпохи Реформации первый этап буржуазной революции в Европе, показывает, что главной силой в борьбе с феодализмом был крестьянско-плебейский лагерь. Поражение восставших крестьян имело тяжелые последствия для всего немецкого народа.
Причину поражения великого восстания немецкого крестьянства в XVI в. Энгельс видел в разрозненности крестьянских выступлений и неумении всех слоев оппозиции возвыситься над» местными и провинциальными интересами, в том, что «...даже крестьяне и плебеи в большинстве районов Германии не смогли объединиться для совместных действий...».
Объективно перед восставшими немецкими крестьянами и городским плебсом стояли две главные задачи: 1) ликвидация феодальной эксплуатации; 2) преодоление политической раздробленности страны. Положительное решение этих задач устранило бы препятствия к переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих условиях решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства: окажется ли бюргерство способным не только участвовать в антифеодальном восстании, но и возглавить его? Ход событий показал, что, несмотря на объективную заинтересованность "Передовых элементов бюргерства (уже в какой-то мере обуржуазившихся) в победе над феодализмом, в целом оно оказалось неспособным возвыситься над местной ограниченностью и освободиться от опутывавших его связей с миром феодальных отношений для того, чтобы выступить руководителем всех антифеодальных сил.
Аугсбургское вероисповедание.
В начале Крестьянской войны Лютер призывал крестьян и господ к взаимным уступкам. Он специально ездил в Тюрингию, чтобы силой своего авторитета заставить восставших отказаться от вооруженной борьбы. Однако это ему не удалось — радикальные идеи Мюнцера вызывали в Тюрингии большой отклик. Убедившись в безрезультатности своих усилий, Лютер окончательно выбрал сторону тех, кто любыми средствами готов был подавить крестьянскоё движение. Он пишет печально известный памфлет «Против разбойничьих а грабительских шаек крестьян», где повстанцам посвящены, например, такие слова: «Каждый, кто может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, так же как убивают бешеную собаку». С этого момента Лютер окончательно связывает свою судьбу с самой консервативной — княжеско-бюргерской — линией в Реформации.
Разгром радикального крыла Реформации во главе с Мюнцером способствовал дальнейшему распространению лютеровского учения. Во многих городах Германии закрываются монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые немецкие князья, заинтересованные в секуляризации церковных владений. Первым из них стал великий магистр Тевтонского ордена Альбрехта. Весной 1525 г. он распустил Орден, провел секуляризацию своего княжества и принял титул гёрцога Прусского.
Князья, поддерживавшие Реформацию, стали решительно проводить секуляризацию. Их пример мог стать слишком притягательным и для тех, кто пока еще поддерживал католическую церковь. Поэтому католическое большинство на рёйхстаге 1529 г. потребовало прекратить секуляризацию и подтвердило Вормсский эдикт. Сторонники Лютера заявили протест, отчего их стали называть протестантами .На следующий год на рейхстаге в Аугсбурге ближайший соратник Лютера, известный гуманист, ученый и теолог Филипп Меланхтон_(1497—1560), представил императору систематическое изложение основ реформированного христианства, известное под названием «Аугсбургское вероисповедание». В этом документе наряду с положением о том, что князь, а не папа является главой церкви устанавливалась 'обрядовая и внешняя сторона лютеранского культа.
Обрядность была создана в духе буржуазного требования «дешевой церкви». Упразднялась внешняя пышность католического культа, почитание икон и мощей; вместо торжественной католической мессы вводилась простая литургия, в которой большое место занимала проповедь, а из семи таинств оставлено было только два — таинство крещения и причащения. Самый факт создания церкви и церковной организации верующих свидетельствовал об отступлении Лютера от первоначального принципа «оправдания только верой».
«Аугсбургское вероисповедание» было составлено так, что все еще оставались возможности искать пути к компромиссу с католической церковью. Однако рейхстаг решительно отверг учение протестантов и потребовал привлечь их к имперскому суду. Назревал вооруженный конфликт.
Реформация в Швейцарии
Предпосылки Реформации в Швейцарии. К началу XVI в. города заметно усилили нажим на свои сельские округи, на союзные земли и фогтства, урезая их административно-судебные права и вольности. В отдельных случаях крестьяне добивались своих целей. Берн в конце XV в. отменил в сельских областях серваж, унифицировал статус разных групп крестьян. В целом социально-экономическое развитие порождало осложнения и конфликты, обстановка в стране накалялась. Последние десятилетия XV и начало XVI в. отмечены цепью волнений и восстаний из-за наемнических пенсий, злоупотреблений властей в городах и сельских округах. В 1513—1515 гг. прошла серия восстаний против коррупции властей кантонов Цюрих, Люцерн, Золотурн и других, их злоупотреблений с пенсиями, выплачивавшимися вербовщиками семьям погибших наемников.
Продолжался нажим кантональных властей на церковь. В конце XV в. они присвоили себе функции назначения священников, установления им оплаты, распоряжения некоторыми церковно-монастырскими землями. Однако решение религиозного вопроса в целом в разных кантонах оказалось различным.
В лесных кантонах патриархальный традиционализм, особенно широко развитое в них военное наемничество, влияние главных католических вербовщиков — Франции, Габсбургов, папы римского — стабилизировали социально-экономический застой и католицизм. Лесные кантоны остались в стороне от Реформации.
Иная обстановка сложилась в большинстве городских кантонов и близких к ним по уровню развития союзных землях. В них пробивались ростки раннебуржуазных отношений, усиливалась оппозиция обуржуазившихся слоев бюргерства к правящей патри-цианско-цеховой олигархии. Военное наемничество прогрессивные социальные слои расценивали как отвлечение рабочих рук, препятствие для развития производства, источник коррупции властей и обогащения остатков враждебного городам дворянства. Успехи гуманизма, светского образования подрывали и без того поколебленный авторитет католицизма. Интересы этих слоев органично вписывались в прогрессивные тенденции социально-экономического развития Европы. Среди них зрели идеи выхода за узкие рамки отдельных кантонов, превращения Швейцарии в территориально более широкую федерацию под эгидой Цюриха и Берна, Оплотом гуманизма и светской культуры стал Базельский университет. В первой трети XVI в. с ним связывались имена Эразма Роттердамского, Себастьяна Бранта, Беатуса Ренануса. Близкие к ним издатели Фробен и Амербах публиковали труды гуманистов, а затем и реформаторов.
Ульрих Цвингли и его учение. Ульрих Цвингли, сын зажиточного сельского старосты, родился в 1484 г. Окончил латинскую школу в Берне. Прошел курс обучения в Венском и Базельском университетах. Установил прочные связи с Эразмом Роттердамским и другими гуманистами. В 1506 г. он стал священником в Гларусе, в 1515 г. как полковой священник был свидетелем битвы при Мариньяно. Тяжелые впечатления от нее укрепили у Цвингли отвращение к военному наемничеству. Уже в 1516 г. он начал высказывать отдельные реформационные идеи. Окончательно принять реформацию его побудило выступление Лютера в 1517 г., знакомство с сочинениями великого германского реформатора. В 1519 г. Цвингли был приглашен священнослужителем в собор Цюриха. Здесь он начал свою реформационно-проповедни-ческую деятельность. Богословская доктрина Цвингли впитала в себя ряд общереформационных положений: признание Священного писания главным источником божественной истины, отрицание церковной иерархии, монашества, целибата и др.
Если Лютер на первое место ставил тезис об оправдании верой, был склонен делить сферы жизни человека на мир внешней и внутренней религиозности, отличался жесткостью и прямотой в своих определениях, то для Цвингли характерны большая терпимость, гуманность, определенная диалектичность. Его философскому принципу было присуще не механическое разделение категорий, а их синтез. Природа и общество, естественное право и божественное право, познание и вера для него были не противоположностями, а разными сторонами глобального явления. Отсюда его тезис: «Верю, чтобы познать».
Знакомство с теорией евхаристии (таинство причастия) нидерландских богословов Вессела Хансфорта и Корнелиса Хуна, собственные размышления побудили Цвингли увидеть в евхаристии лишь акцию напоминательного значения о жертве Христовой.
Центральное место в доктрине Цвингли занимала идея божественного провидения; божественное предопределение рассматривалось как ее составная часть. Оно не персонифицировано и может распространяться на всех подлинных членов истинной церкви. Такие и подобные им трактовки, республиканский дух цвинглианства и предопределили расхождения между Цвингли и Лютером.
Исходный тезис социально-экономического и этического учения Цвингли гласил: все, чем владеют люди, в том числе и богатство, есть милость божия, и надо суметь этим благочестиво распорядиться. Лишнее нужно отдавать безвозмездно навсегда или на срок. Но в человеческом обществе властями узаконена частная собственность, ссуды под проценты. Эти нормы надо выполнять. Крестьянина не должно обременять личной несвободой, но он обязан безропотно нести установленные повинности, наемный работник — добросовестно трудиться, а должник — платить проценты.
Нерабочими днями являются лишь воскресенья, и предназначены они не для пьяного разгула, безделья, а для молитвы, воспитания детей в духе истинной веры и благонравия. Такие нормы отвечали чаяниям прогрессивного бюргерства, нарождающейся буржуазии, обеспечивали покорность трудового люда.
Необходимость государства и законов Цвингли выводил из признания библейской традиции о первородном грехе и греховности общества. Светские власти и законы созданы по господней воле для пресечения пороков и преступлений. Но они праведны лишь постольку, поскольку выражают и осуществляют предначертания законов божественных. В противном случае они становятся беззаконием, а власти подлежат отрешению и замене. Следуя политическим взглядам Аристотеля, реформатор лучшей формой государства считал аристократическую. Цвингли учитывал и швейцарские политические реалии. В условиях формального ежегодного «переизбрания властей народом» на первый план выходило не тираноборчество, а создание, опираясь на народную поддержку и с участием цвинглианской церкви, такого аппарата светской власти и форм ее функционирования, которые бы соответствовали божественным законам. На этом тернистом пути Цвингли, как и всем реформаторам, пришлось не раз вступать в острые конфликты с властями и терпеть горькие неудачи.
Цвинглианская реформация в Цюрихе. Учение Цвингли нашло живой отклик среди бюргерства, городского плебса, а также крестьянства кантона Цюрих и его фогтств. В 1522 г. магистрат отменил посты, безбрачие духовенства, порвал связи с епископом Констанцским. В своих январских «67 тезисах» 1523 г. Цвингли заявлял о готовности передать дело реформы в руки магистрата, отрицал всякие притязания на светскую власть, выражал согласие идти на уступки в вопросах о феодальных повинностях крестьян. Он соглашался вести переговоры о крещении детей, формах причастия с оживившимися в Цюрихе анабаптистами. Магистрат вел себя осторожнее. В 1523 г. проводилась секуляризация церковно-монастырских имуществ в кантоне, постепенно закрывались монастыри. Повинности бывших монастырских крестьян остались неизменными, но использовались на нужды городской благотворительности. Этим вбивался клин недовольства между крестьянами и городским плебсом.















