Monografiya (669451), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Первая встреча двух императоров произошла после известного сражения осенью 1806 года , когда Наполеон подошел к Неману и встал у Тильзита на границе Российской империи. Александр, опасаясь за свою империю, предложил перемирие. Наполеон охотно согласился, подчеркнув , что он желает не только мира, но и союза с Россией: «Союз Франции с Россией постоянно был предметом моих желаний», - заверил он Александра. Было ли это сказано искренне? Автор , рассуждая об этом , делает вывод, что императоры говорили искренне, т.к. оба понимали, что русско-французский союз нужен им обоим. Но на разных уровнях:Александру- для «самосохранения», Наполеону- для возвеличения себя и своей империи. Наполеон так был заинтересован в союзе с Россией, что готов был заключить в объятия хоть самого дьявола. То, что царь оказался обаятелен и покладист, стало для него приятным сюрпризом, и он искренне проявлял дружеское внимание к Александру, который ему действительно понравился. «Я был им крайне доволен, - написал он Жозефине. – Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают». А что же Александр, испытывал ли он взаимную симпатию к Наполеону? Как пишет автор, Александру со своей обидчивостью и злопамятностью (речь идет о ноте, в которой Наполеон намекнул Александру на отцеубийство, после чего стал его главным врагом), надо было преодолеть предубеждения против Наполеона , не только как «антихриста», но и как личного оскорбителя. Он не простил Наполеона, но смог переступить психологический барьер с легкой видимостью. Он искусно перевоплотился, так как умел это делать с детства. Наполеон и Александр были очень разные, считает автор и пытается продемонстрировать эти различия интересными и яркими фактами из их биографии. Определенной чертой, по мнению автора, было двуличие. Именно оно и позволили ему изъявлять дружеские чувства Наполеону, а одновременно - Францу 1 и Фридриху Вильгельму 111, которых Наполеон считал своими врагами. Александр всегда мог скрывать от людей , будь то враги или друзья, свои истинные чувства и мысли. « Понять его было очень трудно, обмануть - почти невозможно, -написал о нем автор. – Он умел артистически пленять и, шутя отторгать от себя окружающих, и виртуозно вводить их в заблуждение. Такое умение помогало ему в жизни , особенно в политике, как внешней, так и внутренней, где он был тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская».
Наполеон , по мнению автора, не был ни мелочным, ни злопамятным, как Александр. Не карал явных иуд, предпочитая использовать их деловые качества, гениальность и талант. Выше всего он ценил в людях , будь то друзья или враги, благородство и мужество. Он был хорошим братом и сыном в своей семье, хорошим другом. И как супруг и отец он тоже вызывает симпатию, он по-настоящему любил Жозефину и был верен ей до тех пор, пока она ему не изменила. Он обожал своих детей. Имел фантастическую работоспособность, завидный ум и талант полководца, дав на своем веку 70 сражений - больше, чем Александр Македонский, Ганнибал, Цезарь, Суворов вместе взятые.
Александр, как считает автор, внешне казался рассудительным, добрым, благородным, но редко сближался с людьми и едва ли был способен на глубокие чувства и личную симпатию. Даже в царской семье он всегда держался так, что о нем говорили: « светит , да не греет». «Царь представлял собой странное сочетание мужских достоинств и женских слабостей», - приводит мнение о нем А.Чарторыйского автор. – С одной стороны , мог твердо блюсти союз с Наполеоном вопреки дворянской оппозиции, наоборот, столь же твердо сопротивлялся агрессии Наполеона, наперекор все той же оппозиции, склонявшей его к миру, т.е. действовал как мудрый и мужественный государь . С другой стороны, он же был мелочным, подозрительным и злопамятным, как провинциальная кумушка. Он имел крайне скептический взгляд на род человеческий: « Я не верю никому. Я верю лишь в то, что все люди – мерзавцы» - говорил он сам. В этом он был, по мнению автора схож с Наполеоном, который тоже был «невысокого мнения о человеческом роде», к большинству человечества он относился бездушно и мог за любую провинность обидеть, унизить, оскорбить. В этом сравнении автор делает вывод о том, что оба императора были очень деспотичны, что было единственное общее у них.
Пять войн друг с другом пережили Александр и Наполеон, которые заканчивались то победой , то поражением одной из сторон. Во имя чего были эти войны? Автор попытался ответить и на этот вопрос, приводя исторические факты, высказывания современников и объяснения самих императоров. Александр , воюя с Францией сам и объединяя против нее другие страны в феодальные коалиции, объявлял, что «единственная и непременная цель его – водворить в Европе на прочных основаниях мир, освободить Францию от цепей Наполеона, а другие страны – от ига Франции». Хотя истинной целью было , по мнению автора, территориальное расширение, захват и грабеж новых земель и господство в Европе, сохранение уцелевших феодальных режимов и восстановление свергнутых Французской революцией и Наполеоном , которого Александр считал и личным врагом, и которого тоже пытался свергнуть. Александр был силен классовым чутьем и понимал, что « благородному российскому дворянству», плоть от плоти которого был он сам, нужна больше феодальная Англия, нежели революционная Франция. И народ шел за ним освобождать от Наполеона Европу, сам Александр, возглавив победоносные русские войска, шел восстановить на континенте феодальные режимы и вернуть на трон Европы дореволюционных монархов, обеспечит России европейскую гегемонию.
Что же двигало Наполеоном в его грандиозных свершениях и войнах? Автор приводит высказывания современников по этому поводу, видимо соглашаясь с ними, которые считали, что им двигала любовь к Франции. Он действительно любил Францию и потому хотел сделать ее лидером в Европе, а Париж – столицей мира. Но любил он Францию не саму по себе, а во главе с собой. « Сильнее его любви к Франции была любовь к власти., к власти над Францией, Европой и миром. « Чтобы мир слушался Францию, а Франция - меня», - вот таким был девиз Наполеона. О личной славе он не помышлял, целью Наполеона была только власть, последствия добытой власти - слава. Он сам говорил: « Моя любовница – власть».
Обобщая свой опыт сравнительного описания Александра 1 и Наполеона автор монографии попытался определить главную историческую заслугу обоих, и это ему удалось как никому другому. Сам автор убежден , что своим трудом он значительно расширил представления современников об императорах, сложившихся о них ранее, когда революционного генерала Бонапарта считали поработителем Европы, а крепостника – самодержца Александра 1 - ее освободителем. Автор подверг сомнению эти представления и попытался на исторических фактах доказать обратное, что поработителем Европы был в первую очередь Александр, желавший сделать Россию гегемоном Европы, а Наполеон больше всего желал освобождения Европы от феодальных пут и желал мира на всем континенте. Они оба были деспотами, оба во главу угла любого решения ставили свою волю. Но и в этом общем они были разными. Наполеон представлял буржуазный прогресс, а Александр – феодальную реакцию. Но Наполеон дискредитировал свое прогрессивное начало, став настоящим тираном внутри своей страны и агрессором вне ее. Александр же умело маскировал свою реакционность многочисленными проектами реформ внутри страны, ни один из которых не был реализован, так как царь больше всего боялся гнева стоящих за ним дворян. Вот поэтому народы Европы пошли за Александром, видя в нем своего освободителя, а не за Наполеоном, который и был их настоящим освободителем от крепостничества, но который своим диктатом унижал их национальное достоинство. И только после падения Наполеона Европа разочарованно констатировала, что попала из огня, да в полымя. Таким образом, как считает А. Н Троицкий, история преподала обоим своим героям поучительный урок. Даже столь могучий гений, как Наполеон, представлявший к тому же прогрессивное буржуазное начало, не смог противостоять реакционному феодальному лагерю, так как своей агрессией восстановил против себя чужие народы, а на собственный народ не захотел опереться. Трагедию Наполеона автор видит в том, что свои передовые законы и преобразования он навязывал отсталым народам силой и так их «додразнил», что они стали отчаянно драться за своих господ. То есть он , по мнению автора, был исторически обречен. Заслуживает внимания вывод автора о том, что историческую роль Александра сыграл бы на его месте любой из многих его союзников и соратников, а роль Наполеона мог сыграть только он один. Именно Наполеон смог « упорядочить революционный хаос», и усмирив революцию облег в правовые нормы ее важнейшие завоевания.
4. Достоинства монографии.
Анализируя эти выводы автора и всю его монографию можно сделать заключение о том, что Наполеон ему наиболее интересен и симпатичен, нежели Александр. Но, вчитываясь в его труд, становится ясно, что столь подробное изучение жизни Наполеона автору было необходимо, прежде всего, для того, чтобы на фоне его героической фигуры ярче высветить фигуру другого героя – Александра, о котором литературы гораздо меньше и мнение, о котором среди отечественных и зарубежных историков было невысоко. Автор, понимая, что оценки об Александре явно занижены, скорее всего, хотел поднять их выше, показав его роль в истории. По его мнению, Александр сыграл, как и Наполеон, роль « царя царей» в Европе. Для повышения оценок об Александре автор очень умело использовал мнение и высказывание о нем самого Наполеона, который считал его самым умным и умелым политиком среди монархов династии Романовых (после Петра!). Он писал о нем на острове святой Елены: « это , несомненно, самый способный из всех царствующих монархов». В этом и есть достоинство монографии. Кроме того, важным ее плюсом является и то , что автор значительно расширил представления об обоих императорах, ему удалось изменить сложившиеся о них односторонние и субъективные мнения и оценить их жизни, важнейшие события их жизней с современных позиций видения мировой истории.















