54098 (669377), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Интересна в этом ключе точка зрения Пушкина, который критически относился к Екатерине:
«Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны... В Радищеве отразилась вся французская философия его века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидерота и Реналя, но все в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво отражаются в кривом зеркале. Он есть истинный представитель полупросвещения. Невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумное изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частные поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему...» 7
Но он также не согласен и с позицией Радищева, о чем он пишет в своем стихотворении «Вольность». Для Радищева существует иерархия народà закон à монарх. Он прославляет цареубийство как способ выйти из «беззаконного» состояния. Пушкин осуждает эту позицию для него иерархия следующая: законàмонархàнарод:
«Питомцы ветреной судьбы,
Тираны мира! Трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите
Восстаньте, падшие рабы!»
...«И горе, горе племенам
Где дремлет он неосторожно
Где иль народу иль царям
Законом властвовать возможно!»...8
Закончить свои размышления о роли Екатерины в истории и о Веке просвещения, с которым ее связывают я бы хотела словами В. О. Ключевского: «Тройственная задача [Екатерины Н — А. К.] развилась в такую практическую программу: строго национальная, патриотическая внешняя политика, благодушно-либеральные, возможно гуманные приемы управления, сложные и стройные областные учреждения с участием трех сословий, салонная, литературная и педагогическая пропаганда просветительских идей времени и осторожно, но последовательно консервативное законодательство с особенным вниманием к интересам одного сословия. Основную мысль программы можно выразить так: попустительное распространение идей века и законодательное закрепление фактов места».














