26179 (655828), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Не менее актуальна проблема доступности для НКО информации о деятельности государственных структур. Несмотря на наличие значительного числа нормативных актов, гарантирующих право НКО на получение информации, на практике, например, получить проекты решений исполнительной власти, законопроекты на разных стадиях их рассмотрения и т.д., чрезвычайно затруднительно. Это препятствует использованию экспертного потенциала общественности, что сказывается на качестве принимаемых документов.
Те же сведения, имеющиеся в информационно–правовых справочных системах, на интернет-сайтах и т.д., не доступны многим заинтересованных НКО из-за отсутствия технических возможностей и финансовых ресурсов.
Остродефицитной является справочная информация об организациях некоммерческого сектора. Это связано, в частности, с тем, что данные о них быстро устаревают, а актуализация банков данных требует значительных расходов0. В результате затрудняется межсекторное взаимодействие и контакты между НКО.
1. Совершенствование освещения деятельности гражданских союзов в печатных и электронных средствах массовой информации:
-
создание специализированных изданий, агентств, центров, в средствах массовой информации постоянных рубрик, передач и т.д., освещающих деятельность гражданских союзов и их взаимодействие с государственными органами;
-
государственная поддержка печатных и электронных СМИ, освещающих социальную тематику, особенно некоммерческих "малых" СМИ.
2. Использование современных средств телекоммуникации.
-
создание в интернет открытой всероссийской базы данных гражданских организаций;
-
развитие в интернет сетей и порталов гражданских союзов, специализирующихся на освещении их деятельности и пропаганде лучшего опыта взаимодействия с государственными структурами;
-
создание доступных для НКО интернет-центров;
-
совершенствование структуры данных, размещаемых на сайтах органов власти, с целью расширения возможностей получения информации об их деятельности;
-
совершенствование технологии сбора и распространения информации, проведения исследований, обмена опытом и т.д. на базе новых интернет-технологий.
2. Инфраструктурное обеспечение взаимодействия на региональном уровне
Базовой структурой, обеспечивающей реализацию взаимодействия государства и организаций, может являться созданный в каждом субъекте РФ информационный, образовательный, исследовательский и экспертный центр. Координация деятельности региональных центров осуществляется головной структурой на федеральном уровне.
В основные задачи центров входит:
-
реализация элементов образовательных программ для различных категорий руководителей и специалистов НКО и государственных/ муниципальных служащих в соответствии с едиными стандартами, разработанными на федеральном уровне;
-
реализация с привлечением НКО пилотных проектов в социальной сфере и других областях с целью внедрения инновационных методов в деятельность НКО и государственных/муниципальных структур;
-
доведение до сведения НКО информации, связанной с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления; сбор от НКО предложений по данной тематике и передача ее государственным и экспертным структурам;
-
сбор первичной исследовательской информации в рамках региональных и общероссийских исследований, проводимых по вопросам, связанным с деятельностью некоммерческого сектора и развитием механизмов социального партнерства;
-
мониторинг деятельности НКО по различным направлениям и межсекторного взаимодействия;
-
мониторинг нормативно-правовой базы по вопросам, связанным с деятельностью НКО, общего и отраслевого характера, их экспертная оценка;
-
сбор и распространение в регионе и вне его информации о выдвижении и реализации гражданских инициатив;
-
сбор материалов для банков данных по НКО, исследователям, экспертам и т.д.;
-
методическое обеспечение НКО и органов государственной власти/местного самоуправления по вопросам внедрения эффективных механизмов социального партнерства, развитию финансового рынка гражданских проектов и т.д.
Для финансового обеспечения взаимодействия государства и организаций, а также других программ и проектов по отработке эффективных моделей решения актуальных общественно-значимых проблем в рамках социального партнерства, решения других задач может быть создан федеральный грантодающий фонд - Фонд развития гражданских союзов, аккумулирующий денежные средства и другие ресурсы с целью финансирования на конкурсной основе программ, направленных на развитие инфраструктуры некоммерческого сектора, реализацию пилотных проектов и т.д.
Фонд может проводить конкурсы проектов, осуществлять их экспертизу и сопровождение, оказывать организационную поддержку исполнителям, осуществлять контроль за ходом реализации, организовывать информационное обеспечение проектов и оценку результатов их реализации.
Экономической основой деятельности фонда может являться аккумулирование денежных средств в виде пожертвований юридических и физических лиц, грантов, бюджетных средств и др., а основой его финансовой самостоятельности - инвестирование средств (основного капитала) и распределение доходов, полученных от этого инвестирования, проведение доходных мероприятий (общенациональных лотерей, выпуск благотворительных марок и т.д.).
Финансовое участие государства в деятельности фонда может состоять в передаче ему определенных бюджетных средств в виде процентных отчислений от продажи конфискованного имущества и т.д.
Тем же целям будет способствовать участие НКО в реализации федеральных целевых программ на конкурсной основе, для чего должна быть разработана процедура проведения открытых конкурсов (по типу тендеров).
3. Особенности преобразования экономической практики и экономического сознания в России.
Экономическое сознание - это совокупность знаний, идей, чувств, настроений, других компонентов, которые отражают экономические процессы и явления и формируют отношение к ним. Непосредственное отражение экономическое сознание находит в экономической практике как целеполагающей общественно-материальной преобразующей деятельности, обусловленной исторически определенными экономическими отношениями. Содержание экономической практики характеризует ее тип. Это либо общественно-материальная деятельность с целью получения прибыли, накопления капитала, воспроизводящая товарно-рыночный тип практики, либо коллективная деятельность для развития человека на основе различных экономических укладов при господстве трудовой социализированной собственности, воспроизводящая нерыночный тип экономической практики. Тому или иному типу практики соответствует и тип экономического сознания.
Ориентация на принцип потребления или принцип прибыли - ключ к пониманию различия типов экономической практики и ее динамики. Все известные нам некапиталистические социально-экономические системы строились на определенном сочетании взаимности, перераспределения, домашнего хозяйства0. Мотив прибыли играл в них подчиненную роль. Процесс производства и распределения продуктов труда протекал в соответствии с разнообразными индивидуальными мотивами, которые регламентировались общими нормами поведения на основе традиции, закона, религии. Вместе с тем в средневековой Европе все институты не имели одной, строго определенной социальной функции. Например, церковь, кроме религиозных обязанностей, выполняла еще политические, военные, экономические, научные и др.
Убеждение, что человек - "тварь Божья", постепенно было трансформировано в убеждение, что человек - вещь среди других вещей. Мышление настойчиво двигалось по пути сведения мира только к миру вещей, в котором главное - поиск функциональных связей и зависимостей между предметами воздействующими и предметами, подвергающимися воздействию, а не поиск причинно-следственных связей и зависимостей ("что из чего происходит и во что превращается").
Устранение духовных моментов (этических, ментальных и др.) из оценок причин "предметной реальности" привело к математизации причинных связей, поскольку личностно-субъективные моменты не поддаются формализации и стандартизации. В общественном сознании место религиозных верований и чувств начала занимать механическая рациональность. В феноменологии Э.Гуссерля она определялась как всеобщая "геометризация" повседневного мышления. Рациональность стала методом практики. Количественный подход адаптировался к количественным целям рынка. По выражению философа Г.П.Федорова, западноевропейские общества в результате стали "интернациональным геометрическим местом" или "духовным небытием"0. У человека в таком обществе появилось стремление к изменению своей жизни любыми путями.
Развитие общества в дальнейшем сопровождалось рождением качественно новой структуры социальной системы: разделением и дифференциацией функций общественных подсистем. Религия, религиозное сознание, пронизывающие, в частности, все отношения средневекового общества, были отделены от общества - появилось светское общество. Наука, искусство, национальное государство отделились от церкви, сыгравшей в этом процессе свою роль. Неуклонно росло значение городов как центров публичной власти и торговли. Городской образ жизни не в той степени, как сельский, контролировал сознание человека, что способствовало развитию индивидуализма, а затем и класса предпринимателей, полагающихся главным образом на себя. Социальная система отделяется от системы традиционной материальной культуры. Главенствующую роль начинают играть не происхождение, родственные, супружеские и т.п. связи, а доходы, собственность, богатство. Ликвидация сословий в ходе буржуазных революций делает положение человека в обществе в значительной мере случайным (разорившийся дворянин оставался дворянином, а разорившийся предприниматель переставал им быть).
Подчинение экономической системы рынку превращает общество в придаток рынка. Не экономика "встраивается" в систему социальных связей, а социальные связи встраиваются в экономическую систему. Экономическая практика дифференцируется и перестает быть процессом, обслуживающим общество, становится самостоятельной и самодостаточной системой со своими целями и динамикой. В результате экономическое сознание (сначала практическое, а затем обыденное и теоретическое) выделяется в относительно самостоятельную форму общественного сознания.
Политическая, культурная, нравственная, духовная жизнь "окрашивается" в рациональную тональность экономических категорий и стереотипов рыночного экономического сознания. Развивается такой образ мыслей и чувств, который С.Н.Булгаков, автор "Философии хозяйства", впоследствии назвал "психологией экономизма". Критерием индивидуальной и общественной оценки любой деятельности и любых отношений становятся денежные ценности, накопление капитала. По этой логике США - высокоразвитая страна, а, например, Россия и Индия - развивающиеся. С позиции рыночной экономики, возможно, это так, но вряд ли верно с точки зрения культурно-исторической.
Этические отношения людей в сфере экономики с развитием рынка претерпели сложную трансформацию. С одной стороны, они нивелировались до универсально-безличных отношений, при которых критерием моральной оценки человека становится его кредитоспособность. Снятие религией нравственного запрета на личное обогащение способствовало распространению корыстолюбия и алчности. "Делание денег" этика рынка квалифицировала как добродетель индивида. С другой стороны, развитие капитализма способствовало формированию двойной морали, характерной вначале для нехристиан (по отношению к "своим" - честная цена, беспроцентный кредит или низкий процент; по отношению к "чужим" - высокая цена, высокий процент)0. Политика, став выражением интересов крупного капитала, сделала эту двойную мораль своим нравственным критерием при оценках взаимоотношений между классами, нациями, государствами.
Накопление капитала, ведущее к высокой норме производственных инвестиций, реализует логику развития экономики, не ориентированную на потребности общества. Накоплению капитала имманентна экспансия; капиталистическое расширенное воспроизводство требует реализации капитализируемой части прибавочной стоимости и в некапиталистическом окружении - в обществах с нерыночной экономикой. Процесс трансформации нерыночной экономической практики в рыночную (имеющую крайне искусственный характер, по замечанию К.Поланьи) таким образом и приводит к трансформации экономического сознания.
Движущей силой этого процесса была индустриализация, социальной целью - создание индустриально-развитого общества с устойчивым экономическим ростом на основе "инструментальной рациональности".
Однако в последние десятилетия в экономике индустриально-развитых стран приоритет уже начинает отдаваться не экономическому росту, а качеству жизни. Возникает необходимость в индивидуальном самовыражении, индивидуальном выборе жизненных стилей, проблема максимизации субъективного благополучия для членов "золотого миллиарда".
Этот сдвиг в экономике, означающий возврат ее на функциональное место, предназначенное экономике историей, уже не раз отмечен в отечественной и зарубежной литературе0. Индустриальное общество требовало высоких темпов экономического роста. В "обществе благосостояния" темпы экономического роста замедляются, все большая часть прибыли не реинвестируется, а идет на заработную плату и налоги, с помощью которых повышается качество жизни, обеспечивается социальная защита и социальная помощь. Производственное общество снова превращается в общество потребления (на другой экономической основе и в других социальных условиях). Все большее значение приобретают культурные потребности, потребности самовыражения. Формируется новый тип потребления - потребление вещей сменяется потреблением положительных эмоций ("Dream consumption").















