CBRR2962 (655716), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Как уже говорилось, Пэкче было вынуждено передвинуть свою столицу южнее - в Унчжин (современный Кёнчжу), и даже стоял вопрос о самам существовании этого государства. Но усилия королей Тонгсёна и Мурёнг отвели угрозу от Пэкче. Примерно в это же время в каждой из 22 провинций стал править член королевского клана, дабы укрепить единство нации. Но чтобы заложить основы нового этноса было необходимо вынести столицу из-за стены гор. Поняв это, король Сёнг передвинул столицу в Сёби, на просторную равнину (где сейчас находится город Пуё) и переименовал королевство в Южное Пуё. Считается, что раздел страны на 5 провинций и 5 столичных округов связывалось с передвижением столицы. Также корль поручил Кьёмику и другим монахам лелеять, беречь и распространять буддизм, дабы укрепить духовное рождение нации. В это же время укрепляются связи с южными династиями Китая.
Укрепив своё царство, увеличив его мощь, Сёнг направил свои усилия на возрождение Пэкче в его прежних границах (освобождение бассейна р. Хан). Он договорился с королём Силла Чинхюнгом и, воспользовавшись очередным противоречием с Когурё, которые не были редкостью, двинул свои войска на север. Но, достигнув своей цели и захватив часть бассейна р. Хан, Сёнг оказался без поддержки Силла, и его планы были разрушены, ему пришлось отступить. Тогда Сёнг попытался вторгнуться в Силла, но был убит,а вторжение провалилось. С этих пор Пэкче рассматривало Силла как кровного врага и, в союзе с Когурё, начало серию атак.
2
Внешние сношения 3 государств.
Открытие отношений
В внешних сношениях 3 государств гланную роль играл Китай. Отношения их могут быть описаны в следующих пунктах:
1 для расширения своих территорий (что характерно для того периода) 3 государства атаковали Китай и сами подвергались его атакам. Так дело обстояло преимущественно с Когурё, напрямую граничащим с Китаем.
2 С другой стороны в своей борьбе за Корейский полуостров три царства использовали противоречия в Китае, опираясь то на южную, то на северную династии (а также на японские Ва и кочевников севера Китая) в борьбе между собой.
3 Ни одно из трёх государств не колебалось, если для каких-либо нужд было необходимо перенять часть китайской культуры. Остальные мотивы отношений так или иначе вытекают из этих трёх.
Как было сказано в начале своего развития Когурё совершало периодические рейды на китайские округа в районе рек Ляо и Тэдон. Т.о. при короле Тонгчхоне Когурё удалось отрезать округ Лолан от основной китайской территории. Вскоре последовало вторжение в Когурё под предводительством Куан Чхъю Чиена в 244г. , закончившееся взятием столицы Когурё города Куннесона (территория Манчжурии, среднее течение реки Ялу). Когда же в следующем году Вэй снарядила ещё одну экспедицию, король Тончхон смог только спастись, бежав в соседствующие северные земли. Падение династии Вэй и утверждение династии Чин (265г.) не принесло ничего нового, и Китай продолжал слабеть под натиском кочевников с севера. Используя эту ситуацию, Когурё опять возобновляет атаки на Ляодун, и, в то же время, вытесняет китайцев из округа Лоланг (313г.). Т.о. захватив бассейн реки Тэдон, корейцы получают контроль над территорией ко-Чосона.
Но к этому времени китайцы были оттеснены на юг к реке Янцзы, в то время как 16 княжеств (только 3 из которых были основаны китайцами) то появлялись, то исчезали в северных районах Китая. Затем одно из них, образованное племенем Муюнов, двинулось в Манчжурию. Когурё опять пришлось ввязаться в кровавую схватку за обладание р. Ляо. Последствия были ужасны: в 342г. Муюны ворвались в столицу Когурё, взяли 50 тысяч пленных, в том числе и мать короля, сравняли с землёй королевский дворец и административные здания. Поколением позже пэкчесская армия Кюн Чхого нанесла такой же по силе удар, пройдя от южных границ Когурё до Пхеньяна и убив Когуквон вана (королевский титул). Чтобы оправиться от глубокого кризиса, Сосурим ван предпринял меры по модернизации структуры управления. Эти преобразования позволили вану Квангетхо полностью захватить Ляодун, подчинить лесное население на северо-восточных границах, тем самым создав обширное королевство, простиравшееся на 2/3 Корейского полуострова и значительную часть Манчжурии.
Разросшись, Когурё начало проводить политику мирного сосущетвования с отдалёнными китайскими округами и политику конфронтации с близкорасположенными. И хотя продолжалась война с южными династиями, с северными были через море налажены добрососедские отношения. Также Когурё завело дружбу с кочевниками северного Китая, как потом оказалось, чтобы не подпускать китайские войска к своим границам. В свою очередь Пэкче, чтобы сдерживать Когурё, установило отношения не только с южной династией,но и с северной. Также оно использовало японских Ва и корейскую колонию на острове Кюсю для борьбы с Силла. Это вынудило Силла обратиться за помощью к Когурё, войска которого вскоре вытеснили Ва за силланские границы. В свою очередь притеснения со стороны Когурё привели к союзу Силла-Пэкче (434г.).
И хотя налицо конфронтация 3 государств с Китаем, это не мешает перенимать китайскую культуру. Ярким примером являются: внедрение китайского административного аппарата, идеологии - буддизм, конфуцианство, а также письменного языка. Но судя по тому, что несмотря на сходство, мир так и не был заключён, между государствами были серьёзные противоречия. Кульминацией войны является противостояние Когурё - Шу - тан.
Борьба Когурё с Шу и Тан.
Во второй половине 6 века балланс между 3 государствами значительно изменился. С продвижением на север, в центральные районы Корейского полуострова Силла затронуло интересы и Пэкче, и Когурё, против которых оно осталось один на один. Новый алиянс без промедления атаковал Силла, особенно его связующее звено с Китаем (через Танхансёнг, современный Намъянг). В ходе одного из таких нападений был убит прославленный когурёсский военачальник Ондаль.
В конце 6 века изменения произошли не только на Корейском полуострове, но и на материке. В Китае Шу опять захватила власть, но была атакована новой силой в Азии - турками, что причинило Китаю существенный ущерб. В этой обстановке Когурё пыталось заключить союз с турками для борьбы с Шу, в то время как Пэкче уже заполучило в союзники японцев. Тогда Силле иШу ничего не оставалось,как обьединить свои усилия в борьбе за выживание. Образование этих блоков предвещало бурю в Северной Азии; и первой проверкой сил была война Когурё и Шу. Конфликт начало Когурё, перейдя реку Ляо и атаковав округ Ляоши в 598г. Император Вен Ти немедленно предпринял контратаку, но встретив ожесточённое сопротивление, повернул назад. Следующий император Ян Ти предпринял военную операцию невиданную по масштабам, снарядив армию более миллиона человек. А когда его армии увязли в сражении за крепостьЛяодун, он направил около 300000 человек прямо на когурёскую столицу- Пхеньян. Этот отряд попал в засаду, устроенную полководцем Юльчхи Мундоком и потерпел жестокое поражение у реки Салсу (Чончонган). По данным корейских источников только 2700 человек уцелело, а Ян Ти был вынужден снять осаду с Ляодуна и вернуть армию в Китай. Ян Ти продолжал посылать свои армии против Когурё, но безуспешно, и его империя по-немногу начала разваливаться. Когда династия Тан взяла верх над Шу, когурёсцы, предвидя дальнейшие набеги укрепили свои северные рубежи стеной длиной в тысячу ли. Примерно в это же время в Когурё развился раскол в аристократической верхушке. И после гибели в распрях и вана Ёнгнью, и его противников, во главе государства встал Ён Кесомун, военный который стал пользоваться неограниченной властью (642). Ён Кесомун стал проводить ещё более жёсткую военную политику, атакуя и Тан, и Силла. Отказывая послу Силла в помощи против Пэкче, когурё потребовало освободить бассейн р. Хан и обещало помощь в случае отказа от союза с Тан. Таким вызывающим поведением Когурё навлекло на себя гнев Тан, а следовательно насшествие.
Переправившись через р. Ляо, войска императора Гао Цзуна разрушили несколько крепостей в том числе Ляодун, но потерпели поражение у крепости Аншин, осада которой длидась 60 дней, причём в день бывало до 6-7 штурмов.
Но упорство защитников крепости под предводительством Ян Ман Чхуна, отбрасывавших все атаки, так и не дало возможности взять крепость. Гао Цзун попытался победить Когурё ещё несколькими набегами, но безуспешно.
Победы Когурё над войсками Шу и Тан занимают особое положение в борьбе корейцев против иностранных захватчиков. Ведь захват Когурё был бы предпоследним шагом к утверждению гегемонии Китая в восточной Азии. И если бы Когурё пало, Пэкче и Силла также стали бы вассалами или были бы оккупированы китайскими войсками. Но когурёсцы защитили народы полуострова от рабства. Именно поэтому эти победы занимают важное место в корейской истории.
3
Политическое и экономическое развитие
трёх государств.
Появление аристократической верхушки.
После долгих мук и тяжестей начала развития во всех трёх государствах были созданы аристократические системы управления. Власть была сосредоточена у той части аристократической верхушки, которая жила в столице, между теми родами (преимущественно родственников короля и королевы), чей статус в иерархии был достаточно высок, что достигалось первенством в политике, экономике и культуре. Эра трёх государств была таким временем, когда верхушка выражала интересы аристократии и кланы не имели значительных противоречий. Это и определяло большой потенциал государств.
Некоторое отличие наблюдалось в Когурё, где из аристократов особого статуса выбирался премьерминистр “тэдэро”, который и подбирал министров (правмтельство). Без сомнения, эта группа принадлежала к королевскому роду или рду королев. Это следует из указа о том, что самый почётный титул “кочхуга” могли носить только принадлежащие к королевскому роду Сонно или роду Мьёнгним из Ённа, предоставлявшему жён для монархов. Из этого также следует, что всё общество было поделено на касты и, следовательно, браки совершались только в соответствии с принадлежностью к той или иной касте.
Мы считаем,что в Пэкче были 8 уважаемых родов: Са, Ён, Хёп, Хэ, Чин, Куп, Мок, Пэк. Главные посты в управлении были заняты королевским родом Пуё и родами Чин и Хэ пэкчесских королев, остальные важные должности были розданы исключительно королевским родственникам (например главы 22 провинций). И, конечно же, королевский и роды королев занимали важнейшее место во всех сферах жизни. Считается, что только узкий круг аристократов мог продуктивно участвовать в государственной деятельности, например в выборах Чонгсаам (ответственного за выборы премьерминистра). Введение системы цветной одежды разделяло общество на 16 классов, сгруппированных в 3 разряда (похожее наблюдалось и в Силла). Система кланового занятия должностей в Силла тоже иллюстрирует принцип аристократического общества периода трёх государств. Это была система, предоставляющая различные привилегии и церемониальные повседневные обязанности в зависимости от рода, по этому же принципу занимались и посты. На самом деле были две степени аристократичности “сёнголь” (священная кость) и “чинголь” (истинная кость), а также впродолжение этого деления общество делилось на 6 групп (в соответствии с шестью степенями высшего положения. Сёнголь был титулом только для членов клана Ким, имевших право занять место вана. Чинголь были тоже людьми из клана Ким, приближёнными к вану (когда сёнголь исчезло трон заняли чинголь). Сословие чинголь также включало клан Пак, который был основателем корейской династии в раннем Силла, от которого так же как и “новые Кимы” из пон Кая пошли потомки, занявшие трон намного позднее. Разделение на сёнголь и чинголь не совсем понятно, но скорее всего оно было создано, чтобы сохранить чистоту королевской линии. Ранги 6, 5, 4 представляли основную часть аристократии (6 класс - “приобретённый с трудом”) и следовали по значимости после чинсоль. Ранги 3, 2, 1 если они вообще существовали обозначали простых людей (пхёнгним или пэксонг), непривилегированных и составлявших самый многочисленный класс.
Как уже говорилось принадлежность к тому или иному классу влияла на права и возможности человека. Наибольшим образом это сказывалось на возможности занимать государственные посты (которых насчитывалось 17) - чем выше ранг, тем выше пост можно было занять. Военных чинов всего было 9, они приравнивались к 9 высшим чинам соответственно. Таким образом личные качества зачастую оттеснялись происхождением.
Также ранги определяли различные атрибуты жизни - размер дома, украшение одежды, лошадиной упряжи. Не нужно говорить, что в таком обществе как силлаское наибольшим могуществом и роскошью обладала очень незначительная часть населения - чинголь. И так как принадлежать к этой группе могли только родственники короля и королевы, политика государства обусловливалась действиями этих двух группировок. И то, что титул “кочхуга” в Когурё, перенявшем государственную систему Силла, могли иметь только члены королевской семьи является подтверждением точности приведённых данных.
Политическая структура.
Все три государства перешли от демократической к централизованной монополистико-бюрократической системе под властью монарха. Государственный аппарат Когурё состоял из 12 классов (начиная с премьерминистра). Особопримечательно наличие чинов, в названии которых есть слово “старший брат”. Эти посты давались людям из тех родов, которые при родовом строе были семьёй старейшины или вождя, этим титулом сохранялось выделение их из общей массы граждан. Также бросаются в глаза названия рангов с “сая”, что подчёркивает, что должность была заслужена, причём не очень давно (похоже на титул за выслугу и отличия). Таким образом Когурё в своей политико-административной системе сохранило старое и внесло новое.














