23100 (653391), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Иммигранты
Очень небольшая доля сегодняшнего населения Шанхая являются потомками жителей старого города, некогда обнесённого крепостной стеной. Предки почти всех нынешних шанхайцев иммигрировали в Шанхай из соседних провинций Цзянсу и Чжэцзян в конце XIX — начале XX вв. В шанхайской культуре рубежа веков очень хорошо проявляется смешение культурных элементов этих двух регионов. Это также отразилось и в шанхайском диалекте.
Однако несмотря на эти различия, у шанхайцев всегда было очень ярко выраженное чувство самосознания, основанное на культурном и экономическом превосходстве, продолжавшемся вплоть до революции. Годы после революции стали тяжёлым испытанием для Шанхая, поскольку центральное правительство стало проводить уравнительную политику и бороться с «буржуазными пережитками», средоточием которых, по мнению многих, был Шанхай. Это привело к замкнутому кругу: шанхайцы стали смотреть на других жителей страны как на «провинциалов» (乡下人; путунхуа сян-ся-жэнь, шанхайск. сян-во-нин), в то время как остальные китайцы стали считать их надменными и мелочными.
В последнее время эта тенденция только усилилась за счёт притока новой волны иммигрантов со всего Китая, не говорящих на местном диалекте и использующих путунхуа (официальный язык КНР) в качестве лингва-франка. Именно с этим наплывом мигрантов (3 миллиона человек за один только 2003 г.) шанхайцы связывают рост преступности, навязчивого попрошайничества и перегруженности инфраструктуры (главным образом общественного транспорта и школ) в последнее время, и это порождает дополнительную напряжённость в обществе. Шанхайцы легко определяют приезжих, и последние часто становятся объектом дискриминации, умышленной и неумышленной. Всё это приводит к дальнейшему непониманию и укреплению стереотипов в сознании шанхайцев и жителей Китая за пределами нижнего течения Янцзы.
Лунтан
Старые здания в стиле шикумэнь также одна из особенностей шанхайской культуры. Это, как правило, двух- или трёхэтажные городские усадьбы, обнесённые высокой кирпичной стеной. Во дворе усадьбы и между домами проходили прямые аллеи-переулки, называемые лунтан (弄堂, шанхайск. лондан), давшие название районам таких домов. Вход в каждую аллею обычно был украшен каменной аркой. Шикумэнь напоминают городские дома того времени в Великобритании и США, однако отличаются от них высокой мощной кирпичной стеной. Название «шикумэнь» буквально означает «ворота в каменное хранилище», подразумевая массивные ворота у этих зданий.
Шикумэнь вобрали в себя различные элементы западной и традицонной китайской архитектуры нижнего течения Янцзы. Во всех традиционных китайских жилищах был внутренний двор, и шикумэнь не исключение. Однако из-за расположения в городе их дворы были намного меньше, но в то же время они создавали ощущение уюта и защиты от шума городских улиц. Многие выращивали во дворе цветы и деревья. Благодаря внутреннему двору в помещения дома попадало больше солнечного света и свежего воздуха.
Этот стиль первоначально появился в XIX в., когда местные градостроители пытались адаптировать западные городские дома к китайским условиям. Стена вокруг дома появилась во времена Тайпинского восстания для защиты от грабежей и нападений и позднее от беспорядков начала XX в. К началу Второй мировой войны более 80 % населения города жили в шикумэнях. Некоторые из них были построены наспех и скорее напоминали трущобы, в то время как другие были сделаны добротно и имели все современные удобства.
Во время и после окончания Второй мировой войны массовый приток населения в город привёл к тому, что во многие шикумэни были фактически превращены в коммуналки, где каждая семья занимала по одной комнате. Во многих районах лунтан, которые не были снесены во время массовой реконструкции последних лет, люди до сих пор живут в таких стеснённых условиях.
Мода
Среди прочих культурных явлений, возникших в Шанхае, также можно отметить чёнсам — осовремененный вариант традиционного маньчжурско-китайского женского платья ципао. Чёнсам впервые стали носить в Шанхае в 1910-х гг. Эта одежда подчёркивала стройность женщины, внизу платье имело длинные разрезы вдоль ног. Платье резко контрастировало с традиционным ципао, скрывавшем фигуру. Чёнсам носили вместе с западными пальто и шарфом, и этот образ стал своего рода символом Шанхая того времения и всего восточно-азиатского модерна в целом. Западная мода менялась, эти изменения сказывались и на чёнсаме: в моду входили закрывающие шею платья без рукавов, платья с рукавами в виде колокольчиков и кружева из чёрной тесьмы по кромке платья. К 1940-м гг. корсаж чёнсамов стали делать из прозрачного чёрного украшенного бисером материала, в том числе из бархата. Чуть позже в моду вошли клетчатые ткани. В 1949 г. вместе с революцией закончилась эра чёнсамов и моды в привычном понимании этого слова. Однако в последние десятилетие индустрия моды вновь быстрыми темпами набирает обороты. В Шанхае по крайней мере один раз в неделю проходит показ мод. Как и в архитектуре, шанхайские дизайнеры пытаются создать свой стиль, основанный на синтезе западных и традиционно китайских мотивов.
Достопримечательности
Набережная Вайтань
Шанхайский музей
Большой шанхайский театр
Храм Лунхуа, самый большой буддистский храм Шанхая, построен в Эпоху Троецарствия
Сады Юйюань
Храм Нефритового Будды
Храм Цзинъань
Собор Сюйцзяхуэй (собор Святого Игнатия) — самый большой католический храм в Шанхае
Собор Дунцзяду
Собор Шэшань
Восточная Православная Церковь
Мечеть Сяодаоюань
Мечеть Сунцзян
Синагога Охель Рэйчел
Мемориальный комплекс Лу Синя
Дом-шикумэнь, в котором проходил первый съезд КПК
Дом-музей Сунь Ятсена
Дом-музей Чан Кайши
Дом-музей цинского наместника и генерала Ли Хунчжана
Старинные «города на реке» Чжуцзяцзяо и Чжоуши на окраине Шанхая
Рынок Вэньмяо
Юньнаньская улица
Рынок цветов и птиц на улице Цзянъи Лу
Рынок платьев ципао на улице Чанлэ Лу
Рынок антиквариата на улице Дунтай Лу
Пекинская опера в Шанхае
Русские в Шанхае
XIX — первая половина XX вв.
Первые русские в Шанхае появились в середине ХIХ в. Это были купцы, торговцы чаем, для которых Шанхай стал важным перевалочным пунктом импорта чая в Россию. Кроме того, в Шанхайский порт постоянно заходили русские корабли. Поэтому уже в 1860 г. в Шанхае появился нештатный русский консул, а в 1896 г. было учреждено штатное Российское императорское генеральное консульство. В начале XX в. «Российским добровольным флотом» была установлена регулярная пароходная линия Владивосток-Шанхай. Численность русских жителей Шанхая увеличилась в это время примерно до 350 человек (данные 1905 г.) и в предреволюционный период существенно не менялась, составляя приблизительно 3 % от общего числа иностранцев в городе.
Существенные изменения произошли с началом гражданской войны в России. Уже в первые месяцы 1918 г. в Шанхае появилось около тысячи российских беженцев. В декабре 1922 г. русское население Шанхая резко увеличилось с приходом в устье Янцзы эскадры адмирала Старка, которая на устаревших военных судах, не приспособленных для перевозки пассажиров, вывезла тысячи беженцев из России. В Шанхае русских стало больше 6-ти тысяч. В дальнейшем количество их росло за счет переселенцев из Маньчжурии (в основном из Харбина). В середине 1930-х гг. русских и русскоязычных в Шанхае проживало более 20 тысяч. Русские были тогда самой большой иностранной колонией на территории Шанхая. Они селились в основном на территории Французской концессии и одна из ее центральных улиц — Авеню Жоффра (современное название: Хуайхай чжунлу) в местном просторечьи называлась Русской, а сама Французская концессия — Русской, так как там проживало русских в четыре раза больше, чем французов. В Шанхае начала издаваться русскоязычная газета «Шанхайская заря» (О чем писали шанхайские эмигрантские газеты 70 лет назад)
1920-е годы стали наиболее тяжелыми для русских эмигрантов. Русские потеряли консульскую защиту, а вместе с ней и право экстерриториальности (то есть теперь совершивших проступок русских должны были судить по китайским законам). Попавшие в тяжелое материальное положение русские не гнушались никакими совершенно непристижными для «белых европейцев» работами и многие из них, скопив тяжким трудом какие-то средства, начинали свое дело, а некоторые весьма преуспели в коммерции. С 1926 по 1928 гг. только на Авеню Жоффра русские открыли около 20 универмагов, продовольственных магазинов, 30 магазинов готового платья, десятки других торговых заведений. Благодаря им эта улица стала самой оживленной в Шанхае после Нанкинской (Наньцзин лу). В 1933 г. русским принадлежало более тысячи торговых и других предприятий.
С улучшением материальных условий жизни появилась забота о сохранении и развитии русской культуры. Тридцатые годы стали периодом расцвета русской культуры в Шанхае. В городе начали работать русский драматический театр, балетная школа, состоящий в основном из русских Шанхайский муниципальный оркестр, первоначально называвшийся оркестром Французской концессии. В Шанхай перебрался из Парижа А. Н. Вертинский. Здесь гастролировал Ф. Шаляпин.
В столетнюю годовщину смерти А. С. Пушкина на средства шанхайских русских на пересечении улиц Фэньян лу и Таоцзян лу был сооружен памятник поэту, дважды разрушенный и дважды восстановленный и являющийся единственным памятником иностранному литературному деятелю в Китае. В Шанхае начинал свою карьеру знаменитый советский и российский джазовый музыкант Олег Лундстрем.
Русское сообщество в Шанхае сильно отличалось от общин эмигрантов в западных странах. В отличие от Европы и Америки, где русские белоэмигранты, как правило знавшие не один европейский язык, зачастую быстро растворялись в местной среде, в Китае, сложилась уникальная ситуация, когда во многом благодаря языковым и культурным различиям с местной средой русские эмигранты смогли не только сохранить, но и передать младшим поколениям русский язык, культуру, менталитет.
С началом войны на Тихом океане (декабрь 1941 г.) Япония оккупировала территорию Международного сеттельмента и Французской концессии, а после войны начался исход русских из Шанхая, одна часть которых репатриировалась в СССР (8 тысяч человек), а другая (7 тысяч человек) при помощи Международной организации по делам беженцев эвакуировалась на Филиппины, а в дальнейшем рассредоточилась по третьим странам (в основном осела в США). На этом история старого русского Шанхая закончилась.
Современное русскоговорящее сообщество Шанхая
На сегодняшний день насчитывается несколько сотен в той или иной степени постоянно проживающих в Шанхае русских и русскоговорящих. В основном это бизнесмены, студенты и другие российские граждане и граждане стран СНГ, осознанно приехавшие в Шанхай. «Старых русских шанхайцев» в городе единицы, большинство после 1945 г. уехали в СССР либо на Запад. После закрытия в 1962 г. советского консульства и начала в 1966 г. «культурной революции» в Шанхае осталось не более 10 человек из числа бывших белоэмигрантов и прибывших после 1949 г. советских граждан [3].
Ситуация начала меняться только в конце 1980-х гг. Российскому консульству было возвращено его прежнее великолепное здание на слиянии рек Сучжоухэ и Хуанпу (ксати, Россия — единственная страна, консульство которой занимает в Шанхае отдельное здание). В 1990-е в Шанхай вслед за бурным экономическим ростом потянулись российские бизнесмены. В районе Шанхая и в прилегающих районах провинций Цзянсу и Чжэцзян расположено множество предприятий, в самом Шанхае часто проводятся различные промышленные выставки — всё это притягивает предпринимателей из России и стран СНГ. В шанхайских ВУЗах обучается немало студентов из России, в том числе по программам межвузовского и межгосударственного обмена, в основном, изучающих в них китайский язык. Уже более 10 лет компания «Аэрофлот» осуществляет регулярные авиарейсы между Москвой и Шанхаем, а в 2005 г. полёты по этому маршруту стала также выполнять авиакомпания «Восточно-китайские авиалинии». В феврале 2007 года авиакомпания «Трансаэро» начала выполнять прямые регулярные пассажирские авиаперевозки по маршруту Санкт-Петербург — Шанхай.
В 1998 г. в Шанхае открылся Русский клуб, ставящий своей задачей восстановить традиции культурного единения русскоговорящего сообщества Шанхая. На сегодня, конечно, не может быть речи о том, чтобы в полной мере воссоздать всё то, чем славилась русская колония в 1930-е гг. (русские газеты, театры и т. д.), однако в клубе регулярно проводятся встречи русской диаспоры, проходят культурные мероприятия, в сотрудничестве с российским Генеральным консульством по мере своих возможностей он оказывает помощь соотечественникам, проводит религиозные службы. В 2004 г. при содействии клуба из Свято-Николаевского храма и кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», построенных русскими эмигрантами в 1930-х г. были выведены увеселительные заведения. О возобновлении служб православными священниками пока говорить не приходится, поскольку это будет противоречить китайскому законодательству, запрещающему деятельность иностранных религиозных организаций на территории КНР, однако по заверению посла Китая в России Лю Гучана, «в дальнейшем здания будут иметь культурное назначение, связанное с историей российского присутствия в Китае» [4].
Вузы
В Шанхае расположены многие важные и старейшие учебные заведения Китая.
Государственные общенационального значения















