14615 (648484), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Новые производства, запущенные крупными переработчиками сельхозпродукции, создают высокооплачиваемые рабочие места, но, учитывая автоматизацию технологического процесса, в ограниченном количестве. Если рассматривать в качестве тенденции развитие крупных производств (инвесторы уже озвучили планы по строительству свиноводческих комплексов и молочных ферм), в дальнейшем область сможет наращивать выпуск сельхозпродукции. Но вряд ли новые предприятия решат проблему занятости и роста уровня жизни населения, хотя бы потому, что не нуждаются в таком количестве работников. В качестве выхода видится развитие самозанятости, но не в натуральном хозяйстве, а в сфере производства на рынок. Уже сейчас личные подсобные хозяйства (ЛПХ) выращивают до 90% некоторых овощных культур в регионе, однако рассматривать их как рыночно ориентированные затруднительно.
Согласно данным Псковстата, на конец ноября 2009 года на хозяйства населения приходилось 19,4% поголовья крупного рогатого скота, 20,8% свиней, 96,4% овец и коз. Правда, здесь необходимо сделать важное уточнение. Часть довольно крупных хозяйств населения учитываются как личные подсобные. Такая форма может быть более удобной для сельского жителя, в том числе с финансовой точки зрения. К примеру, семья содержит небольшой свинарник. Это накладывает отпечаток на стоимостную структуру производства продукции. В целом же в последние годы хозяйства населения стабильно снижают объемы производства, а сельхозпредприятия – незначительно повышают.
Перспективы у села есть, но реализовать их мешает нерыночная мотивация, замечает президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов. Сельское хозяйство обязано быть рентабельным. Но для больше части фермеров (владельцев ЛПХ) продажа произведенных продуктов выступает в качестве дополнительного источника дохода, призванного компенсировать низкий уровень жизни.
Вероятно, при росте оплаты труда по месту основной работы большинство представителей данной категории домохозяйств прекратили бы продажу продукции и их производство превратилось бы в натуральное хозяйство. Ведущие личные ЛПХ имеют основную работу и не склонны бросать ее, несмотря на низкую оплату. Самозанятость не рассматривается ими как деятельность, способная дать достаточный доход, который позволил бы уйти с низкооплачиваемой работы и заняться собственно агробизнесом. Хозяйства, ориентированные на рынок, как таковые не являются рыночными. А значит, за редким исключением, не пытаются вводить современные агротехнологии, реализовывать новые бизнес-проекты, определять специализацию с точки зрения рентабельности отдельных видов производства.
Согласно данным социологического опроса, половина производимого в ЛПХ молока и мяса реализуется родственникам и знакомым, очевидно – по невысокой цене. «Личные хозяйства населения демонстрируют крайне слабый вектор на собственное развитие, – делают вывод исследователи Института регионального развития. – Только 6,7% обнаруживают интерес к развитию, указывая на конкретные трудности.
1.5 Развитие фермерства в России
Создание фермы стоит в среднем 5 млн. долларов. Чтобы получить такой кредит в банке, фермер должен иметь залог – сумму в два раза больше. Если допустить, что у предпринимателя имеется такое количество средств, то сразу возникает множество вопросов: где взять поросят на откорм? Как реализовать продукцию по приемлемым ценам? И т.д. К сожалению, на мой взгляд, в России отсутствуют необходимые для развития сельского хозяйства институты. Если и есть возможность для самореализации, то на пути встаёт огромное количество препятствий: что делать с избытком продукции, как конкурировать с импортной продукцией (более дешёвой, зачастую) и пр.
В последние десятилетия отток сельского населения в города достиг практически критической отметки. Уже к 1994 году отток трудоспособного населения из села составил 25%, и в последующие годы не наблюдалось его снижения.
Привлечение молодежи на село возможно только в том случае, если будет создана развитая инфраструктура, если работа на селе будет приносить не только радость, но и доход. Кроме того, возвращение на село трудоспособной части населения сможет составить тот костяк, который станет основой развития фермерского хозяйства в России.
Также одной из проблем фермерского хозяйства в России является финансовая проблема. В решении данной проблемы может помочь система кредитования фермерских хозяйств на льготных условиях. Во многих регионах существуют законы, которые ограничивают размеры земельных участков, которые может иметь фермер. Многие фермеры хотели бы расширять свои земли, развивать хозяйство, но это становится невозможным. Решение данной проблемы также возможно только на государственном уровне.
2. Социальное развитие села: проблемы и тенденции
Уже в древнем Китае было осознано, что «если земледельцы будут иметь досуг, то хорошие поля перестанут зарастать сорной травой». В нашей стране в настоящее время 20 миллионов гектаров земли, имеющей сельскохозяйственную ценность, заброшено. Вовлечение их в сельскохозяйственное производство при существующем уровне урожайности может обеспечить продуктами питания до 5 млн. человек. 8
Среди ряда причин сокращения сельскохозяйственного производства не последнее место занимает состояние социальной сферы села, которая охватывает интересы почти 39,5 млн. человек, проживающих в сельской местности. Данная сфера жизнедеятельности сельских тружеников влияет не только на эффективность их труда, но и сказывается на их жизненных ориентациях, отношении к политике российского государства.
Кризисная ситуация в социальной сфере российского села с нарастающими темпами стала формироваться еще в середине 80-х годов. Более низкий уровень качества жизни на селе способствовал формированию миграционных настроений сельских жителей, снижал уровень их экономической заинтересованности. Сельское хозяйство не обеспечивало потребностей страны. В целях преодоления негативных тенденций на селе 21 декабря 1990 года и 26 июня 1991 года были приняты Законы РСФСР «О социальном развитии села» (№438–1, с изменениями и дополнениями в ред. Закона РФ от 28.04.93 г. №4888–1) и «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами» (№1490–1, с изменениями и дополнениями в ред. Закона РФ от 24.06.93 г. №3119–1). В них определялись основные положения по укреплению материально-технической базы агропромышленного комплекса и социальной сферы села. В данных законах государство провозгласило приоритетность развития села.
Ускоренные темпы социально-экономического развития села и агропромышленного комплекса должны были обеспечиваться за счет установления пропорций инвестиций на федеральном и местном уровнях, совершенствования финансовой, кредитной, ресурсной политики и системы государственной поддержки. Для социального развития села намечалось выделение централизованных капитальных вложений. Устанавливалась система государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса с направлением на его развитие ежегодно, начиная с 1991 года, не менее 15% национального дохода. Предусматривалось финансирование из федерального бюджета социальной инфраструктуры на селе, в том числе строительство жилья, школ и дошкольных учреждений, объектов культуры и здравоохранения, автомобильных дорог, электрификации, газификации, телефонизации и радиофикации, водоснабжения сельских населенных пунктов.
Программа «Возрождение российской деревни» и все правительственные постановления по жилищному и культурно-бытовому строительству на селе, газификации и электрификации села, водоснабжению сельских населенных пунктов, строительству автодорог на селе и развитию средств связи в 1991–1995 годах оказались не выполненными.
Фактический провал социальной политики на селе объясняется также и тем, что Закон РСФСР «О социальном развитии села» не содержал действенных механизмов финансового обеспечения социальной сферы села в условиях макроэкономической трансформации.
Наряду с возникшим бюджетным дефицитом определенные законом источники внебюджетного финансирования не действовали. Сельскохозяйственные предприятия России оказались не в состоянии самостоятельно финансировать развитие социальной сферы из-за своей убыточности.
2.1 Соотношение среднедушевых денежных доходов сельских жителей с величиной прожиточного минимума
Доходы сельских жителей от подсобных личных хозяйств имеют, главным образом, натуральную форму и используются для собственного потребления. В настоящее время их роль как источника финансовых поступлений снизилась.
Из-за уменьшения финансовых поступлений и уровня доходов сельского населения в целом сократились возможности для компенсации отсутствия тех или иных услуг социальной сферы за счет собственных средств (жилищное строительство, поездка в город с целью лечения и удовлетворения культурно-образовательных потребностей, приобретение книг и аудиовизуальной аппаратуры). Доходы сельских многодетных семей практически полностью исключают получение каких-либо услуг и товаров социально-культурного назначения за счет собственных средств.
Растет сельская безработица. Только в 1992–1998 годах доля проживающих на селе безработных увеличилась с 16,6% до 27,3%. Небольшое сокращение (на 1–1,5%) безработных в сельской местности в 1998 году связано не с появлением здесь позитивных экономических тенденций. Просто сельские безработные перестают регистрироваться в службах занятости, поскольку пособия по безработице в российской глубинке не выплачиваются по 2–3 года.
2.2 Динамика сельской безработицы
Логика экономико-статистического анализа подсказывает, что уровень безработицы в сельской местности мог бы составить свыше 30%, а в 1999-м году возможно его увеличение до 31–33%. Достоверность расчета составляет приблизительно 0,4.
Безработные среди городских и сельских жителей составляют соответственно 9,7 и 8,8%. На селе безработица ощущается не так остро как в городе благодаря занятости в личных подсобных хозяйствах. Поэтому уровень социальной напряженности, вызванный безработицей, гораздо ниже в сельской местности по сравнению с городом.
Отсутствие удобного транспортного сообщения сокращает трудовую мобильность и спектр социальных возможностей сельского населения России. Одной из причин, способствующих ухудшению транспортного обслуживания сельского населения, является плохое состояние автомобильных дорог. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием составляет в целом по России 29 км на 1000 квадратных километров территории (в Японии – более 3 тыс. км, Великобритании, Франции – более 1,5 тыс. км, США – около 600 км).
Проблема развития дорог и повышения их качества особенно остро стоит для сельской местности и во многом определяет социальное и экономическое развитие сельского хозяйства. В 1998 году по сравнению с 1990 годом ввод в действие ведомственных и частных дорог на селе сократился в 104 раза, а в ряде регионов страны почти не осуществлялся.
До настоящего времени 33,9% сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования. В Омской, Кировской, Костромской, Калужской, Ярославской, Пензенской, Вологодской, Челябинской областях, республиках Коми, Калмыкия, Хакасия, Мордовия, Тыва имеют такую связь около половины сельских населенных пунктов.
2.3 Строительство жилых домов в сельской местности и общеобразовательных школ
Очередников в сельской местности более 550 тысяч семей, из них 50 тысяч стоят в очереди более 10 лет. В связи с этим весьма неблагоприятны перспективы улучшения жилищных условий сельских жителей. Очередников в сельской местности более 550 тысяч семей, из них 50 тысяч стоят в очереди более 10 лет. Единственной возможностью решить жилищные проблемы для сельчан является индивидуальное жилищное строительства. Однако развитие жилищного строительства за счет средств граждан сдерживается несоответствием уровня цен на строительные материалы и уровня доходов жителей села.
Результатом свертывания строительства объектов инженерного обеспечения является рост, находящихся в аварийном состоянии и эксплуатируемых сетей водопровода, канализации и тепловых сетей. Критическое положение на селе складывается с очисткой питьевой воды. Почти 45% сельских жителей потребляют воду не соответствующую санитарным стандартам.
На начало 1999 года в сельской местности насчитывалось 26,8 тыс. телефонных станций общего пользования, общей емкостью 4,3 млн. номеров (в 1993 году – 27,2 тыс. телефонных станций). По сравнению с 1991 годом емкость возросла на 0,4 млн. номеров (на 14%). На 100 семей сельского населения в 1998 году приходилось 20,4 домашних телефонов, против 15,2 телефонов на конец 1991 года. Однако все еще не имеют ни одного телефона более половины сельских малонаселенных пунктов.
Более 50 процентов (из 2,3 млн. км.) сельских линий электропередач и 300 тыс. трансформаторных подстанций требуют замены или реконструкции. По этим причинам потери электроэнергии в сетях составляют от 12 до 25 процентов. Ежегодно происходит свыше 55 тыс. отключений высоковольтных линий, что приводит к значительным потерям сельскохозяйственной продукции.
В последние годы в сельской местности, как и в городе, наблюдается заметное сокращение сети дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. В течение 90-х годов число дошкольных учреждений на селе сократилось приблизительно на 28%, а численность детей в них – на 45%. В сельской местности Российской Федерации работает приблизительно 46,4 тыс. дневных общеобразовательных школ, в которых обучается 6,5 млн. школьников. Это составляет соответственно 69% всех школ страны и 3% от числа всех учащихся. По сравнению с началом 90-х годов сеть сельских школ сократилась на 3%, а контингент учащихся в них вырос на 8%. Сокращение числа сельских школ вызывает трудности в подвозе школьников из отдаленных деревень на занятия.
В сельской местности в 70% начальных школ обучается до 20 учащихся, в 72% основных школ – до 100 учащихся и в каждой третьей средней школе до 200 учащихся. Демографические изменения привели к снижению наполняемости сельских школ, росту числа малочисленных начальных, основных (девятилетних), средних школ. Масштабы распространения этого явления настолько велики, что малокомплектные школы стали преобладающим видом школ в сельской местности ряда территорий России. Стало обычным явлением в сельской местности, когда основная школа насчитывает менее 100 учащихся.















