13774 (648242), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Но Н.Д. Диковского не устраивала работа лаборатории, состоявшая только в выработке вакцин. Он настойчиво проводил исследования по другим болезням животных. Поскольку некоторые ветеринарные врачи стали сомневаться в пригодности маллеина для диагностики сапа, он ставит опыты для выяснения его диагностических свойств. Опыты велись в трех направлениях: лошадям прививали маллеин, исследовали кровяную сыворотку и проводили бактериологическое исследование слизи носовой полости. Всесторонние опыты Н.Д. Диковского показали высокое значение маллеина для диагностики сапа.
В 1901 году Н.Д. Диковский поставил 6 опытов для проверки способа диагноза бешенства путем заражения кроликов через носовую полость. Параллельно группа кроликов инфицировалась уличным бешенством по способу Л. Пастера под твердую мозговую оболочку. В обоих случаях результаты были одинаковые, хотя заболевание кроликов, зараженных через носовую полость, запаздывало на 2-3 дня.
В 1902 году Курская бактериологическая лаборатория стала производить вакцину овины. Способ ее приготовления Н.Д. Диковский изучил у Д.Ф. Конева в Харькове. Д.Ф. Конев нашел оригинальный способ приготовления из мозговой эмульсии овец материала для предохранительных прививок против оспы овец, названного им «овиной».
В этом же году лаборатория стала вырабатывать культуру бактерий для истребления мышей - «мышиного тифа». Раньше ее поставляла в Курскую губернию лаборатория Министерства земледелия, но культура утрачивала со временем свою патогенность. Поэтому губернское собрание поручило изготовление «мышиного тифа» ветеринарной лаборатории и отпустило на эти цели 200 рублей.
В ветеринарной лаборатории Министерства внутренних дел в Петербурге в 1902 году впервые в России была выработана сыворотка против рожи свиней. Опыты по выяснению ее защитных и терапевтических свойств провел Н.Д. Диковский. Создатель сыворотки М.А. Гонтарев прислал выработанный им препарат в Курскую губернию. Опыты проводились в 7 пунктах на 116 свиньях. Было доказано высокое качество этой противорожистой сыворотки.
В июле 1902 года ветеринарное управление Министерства внутренних дел образовало особую комиссию во главе с профессором И.М. Садовским и ветврачом М.А. Гонтаревым для всестороннего изучения вопроса о значении серотерапии и серовакцинации по способу Лекленша для борьбы с рожей свиней. Самое деятельное участие в работе этой комиссии принимала Курская лаборатория. Опыты были поставлены на 551 животном. И вновь были доказаны ценные свойства противорожистой сыворотки. «Эти опыты, - писал Н.Д. Диковский, - послужили первым толчком для введения в России в борьбе с рожей метода Лекленша и основанием для Курского губернского земства приготовлять противорожистую сыворотку в своей бактериологической лаборатории».
За первые 8 лет деятельности Курская лаборатория освоила технологию приготовления 7 вакцинных препаратов. За этот период было проведено 703 диагностических исследования, изготовлено вакцин антракса I - 338515 г, II - 167 775 г, вакцины рожи свиней I - 56 585 доз, II - 46140 доз, овины - 191500 доз, бульонных культур - более 100 тысяч доз. Препаратами лаборатории было привито 377 174 животных.
Штат лаборатории все это время состоял из одного ветврача (он же заведующий) и одного служителя. Приходится только удивляться, как Н.Д. Диковский успевал заниматься чисто практической работой по выпуску вакцин и одновременно участвовать в научных исследованиях. "Работы в лаборатории, -писал он, - было слишком много; она переутомляла служащий персонал и расширять ее деятельность наличными силами уже не представлялось возможным. Вот почему постановление губернского земского собрания и приглашение второго лаборанта в связи с предложением о приготовлении противорожистой сыворотки было в высшей степени своевременно: оно открывало новый период в деятельности лаборатории как по облегчению труда наемного персонала лаборатории, так и в смысле возможности поступательного движения по выработке новых препаратов для борьбы с заразными болезнями животных».
В 1904 году Н.Д. Диковский проходил стажировку в Петербургской ветеринарной лаборатории Министерства внутренних дел. М.А. Гонтарев подробно ознакомил его со способом иммунизации лошадей и методами определения активности противорожистой сыворотки. В Курск из Петербурга Н.Д. Диковский привез необходимые компоненты для приготовления сыворотки, приборы и инструменты. Для более глубокого изучения вопроса Н.Д. Диковский поехал в Харьковский ветеринарный институт, в лаборатории которого уже приготовляли противорожистую сыворотку.
Одновременно губернская управа, ветеринарным отделом которой продолжал заведовать М.П. Борисов, приступила к устройству конюшни для трех лошадей и теплого манежа для кровопусканий. В начале апреля 1904 года Н.Д. Диковский начал иммунизацию лошадей культурами бациллярной рожи свиней. Опыты показали, что сыворотка соответствует нормам и может быть применена для практических целей.
В мае 1904 года для работы в лаборатории вторым ветеринарным врачом был приглашен В.И. Ручкин.
Н.Д. Диковского всегда волновало то обстоятельство, что лаборатория в финансовом отношении зависела от земского бюджета. В своих отчетах о деятельности лаборатории он скурпулезно указывал, сколько денег потрачено на инструменты, препараты, жалованье. Вакцины, изготовленные в лаборатории, поставлялись в губернию бесплатно. Но уже в 1904 году лаборатория получила свой первый доход. По просьбе Варшавского военного ветеринарного управления для прививки лошадям, отправляемым на Дальний Восток, Н.Д. Диковский выслал 1500 г первой и 750 г второй вакцины антракса. В этом же году лаборатория отпустила за плату 3000 доз овины в Тульскую и 10000 доз овины в Орловскую губернии и получила 50 рублей дохода. Это было начало коммерческой деятельности Курской бактериологической лаборатории, которая впоследствии развилась и окупила все многолетние затраты земского бюджета на лабораторию.
На состоявшемся в 1905 году съезде курских ветеринарных врачей был одобрен доклад Н.Д. Диковского, в котором он обосновывал необходимость приготовления в своей лаборатории сывороток против антракса и септицемии свиней. Трудность заключалась в том, что в России не было лабораторий, изготовляющих эти сыворотки. Их производство было налажено в Германии, но немецкие лаборатории хранили в секрете не только детали, но даже общие принципы их приготовления. «Таким образом, - писал Н.Д. ДиковскиЙ, - нашей лаборатории в своих работах по приготовлению сыворотки пришлось идти ощупью, на свой риск и страх и прокладывать самостоятельный путь к достижению намеченной цели».
Зная сложность предстоящих работ, Н.Д. ДиковскиЙ выписал из Германии сыворотки против антракса и септицемии свиней, но получил только сыворотку против септицемии. Однако надежд эта сыворотка не оправдала. После инъекций две лошади пали. Третья лошадь перенесла инъекции вируса довольно хорошо. Одновременно в лаборатории вели гипериммунизацию лошадей для получения антиантраксной сыворотки. В декабре 1906 года в лаборатории были получены активные сыворотки против антракса и септицемии свиней. В своем очерке "Ветеринарная бактериологическая лаборатория..." Н.Д. ДиковскиЙ никак не выделяет этот факт, однако все говорит о том, что это были первые сыворотки против антракса и септицемии свиней, изготовленные в России независимо от немецких исследователей. Уже в следующем году Курская лаборатория произвела 46540 г сыворотки против септицемии свиней и 35645 г антиантраксной сыворотки. Ими привито в Курской губернии 549 свиней и 1700 других животных.
Н.Д. ДиковскиЙ стремился применить у себя и внедрить в практику все новое, что появлялось в ветеринарной науке. В 1907 году на четыре месяца в Германию командируется ветврач В.И. Ручкин для изучения всего, что могло быть полезно для лаборатории и отвечало ее задачам. Там В.И. Ручкин детально знакомился с технологией изготовления препаратов по профилактике бешенства, мыта, холеры свиней и птиц, а также с диагностикой сапа и туберкулеза.
В 1906 году лаборатория начала продажу препаратов в 28 губерний России. Деньги, полученные за них, земство разрешило отчислять в специальный фонд, предназначенный для строительства нового здания лаборатории.
В феврале 1907 года была составлена смета строительства будущей лаборатории и разработаны требования к помещениям с учетом строгой изоляции вирусных зон, хорошей вентиляции и соблюдения условий стерильности. Для поиска лучшего проекта Н.Д. ДиковскиЙ и земский архитектор Б.П. Колумбус едут в Воронеж и Саратов. В Саратове они приобретают чертежи Пастеровского института на строительство корпуса для размещения цеха по изготовлению вакцинных и сывороточных препаратов.
После возвращения В.И. Ручкина из Германии был утвержден проект строительства новой лаборатории со сметой 70 тысяч рублей, и 21 мая 1908 года была куплена усадьба Башкарева по ул. Староострожной (ныне ул. Ст. Разина). Вскоре был сдан подряд за 54919 рублей 20 копеек. На устройство водяного отопления и вентиляции подряд был передан фирме «Залессий и Чаплин» за 8000 рублей. 16 августа 1908 года было начато строительство комплекса зданий лаборатории. Новоселье состоялось 12 ноября 1909 года, т.е. лаборатория была построена в рекордно короткий срок - за 15 месяцев.
В комплекс лаборатории входили главный корпус, корпус для фельдшера и служителей, сараи для лошадей и других животных, ледник, хозяйственный сарай. Главный корпус отвечал всем требованиям для производства биопрепаратов. В нем был установлен газогенератор системы "Аврора" с автоматическим регулированием. Газ вырабатывался из газолина. Освещение помещений было газовым. Газом же нагревались все приборы лаборатории, автоклавы, термостаты, кухонные плиты, дистиллятор, вода для душа. В корпусе были оборудованы современная химическая лаборатория, музей, техническая библиотека. Оборудование стоило 11,4 тысяч рублей.
Подвальный этаж главного корпуса имел 11 комнат и широкий коридор, ведущий в манеж. Они были расположены на первом этаже. На втором этаже имелись два кабинета для врачей, большая рабочая комната, библиотека-музей, микроскопная, термостатная, посевная и комната для работы с заразными болезнями. Комната для инфицированных животных и секционная были отделены от других комнат железобетонной непроницаемой стеной и имели отдельный вход через сени. На третьем этаже были размещены термостатные комнаты.
Во время строительства лабораторные работы велись в полуподвальных помещениях на ул. Московской. В 1907 году препараты лаборатории уже выписывали 37 губерний России. В 1908 году количество выработанных препаратов, главным образом сывороточных, удвоилось. Увеличилось также количество диагностических исследований. Поскольку требования на вырабатываемые сыворотки сильно возросли, лаборатория закупила дополнительно овец и лошадей Для приготовления сывороток уже в 1908 году лаборатория имела 12 лошадей и 8 овец-продуцентов. Шли годы, ветлаборатория продолжала наращивать объем биологических препаратов, увеличивался ассортимент выпускаемой продукции. В 1909 году в жизни лаборатории произошло знаменательное событие: 12 ноября она перешла в новое здание, построенное на средства лаборатории.
Зародившаяся в телятнике Оспенного института, лаборатория через 14 лет вошла в прекрасное здание, которое существует и поныне, а ее территорию украшают каштаны, посаженные Н.Д. Диковским в 1909 году. Несмотря на малочисленность штата - два ветврача, один ветфельдшер и несколько служителей - лаборатория приготовила в 1909 году - 94140 гр. первой вакцины антракса, 62000 гр. второй вакцины антракса, вакцины рожи свиней первой - 38600 доз, вакцины рожи свиней второй - 39000 доз, овины - 84550 доз, мышиного тифа - 250000 гр., сыворотки рожи свиней - 134400 гр., против септицимии свиней - 121530, сыворотки сибирской язвы - 96315 гр. Диагностических исследований было проведено 380 экспертиз.
В 1909 году в лаборатории изготовляли вакцины антракса, рожи свиней, овины, «мышиный тиф», сыворотку против рожи свиней и антракса. Было произведено 380 диагностических исследований. Возрос спрос на препараты. Их уже отправляли в 51 губернию европейской и азиатской России. В этом году было продано биопрепаратов на 9300 рублей. Примерно на такую же сумму биопрепараты поступили бесплатно в уезды Курской губернии. Штат лаборатории уже состоял из двух ветврачей, фельдшера, письмоводителя и пяти служителей.
В последующие годы Курская лаборатория расширила круг своей деятельности. Н.Д. Диковский, В.И. Ручкин активно вели работы по выработке препаратов для борьбы с бешенством, мытом лошадей, холерой свиней, сапом, холерой птиц, туберкулезом крупного рогатого скота, чумой собак. Стремясь быть на уровне современных знаний, Н.Д. Диковский трижды выезжал за границу (Будапешт, Париж, Берлин).















