74761-1 (639826), страница 2
Текст из файла (страница 2)
И, наконец, запорожцы осадили Дубно. "Войско облегло весь город и от нечего делать занялось опустошеньем окрестностей, выжигая окружные деревни. Скирды неубранного хлеба и напуская табуны коней на нивы, ещё не тронутые серпом". 13 Во всём районе окрест, пишет Н. В. Гоголь, не слышно было петушиного пенья: всех порезали и поели.
Так у кого же резали этих петухов? У польских или украинских крестьян? Ведь Дубно это город в пределах Украины, а не Польши. Так кому же мстили запорожцы? Кто, прежде всего, страдал от их набегов? Свои или чужие?
Страдали, несомненно, прежде всего, свои и, конечно, не обходилось без страшных еврейских погромов. Один из таких погромов красочно описан всё тем же Н. И. Костомаровым: "Самое ужасное остервенение показывал народ к иудеям: они осуждены были на конечное истребление, и всякая жалость к ним считалась изменою. Свитки закона были извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали на них иудеев и резали без милосердия; тысячи иудейских младенцев были бросаемы в колодцы и засыпаемы землею... Страшное избиение постигло иудеев в Полонном, где так много их перерезали, что кровь лилась потоками через окошки домов. В другом месте казаки резали иудейских младенцев и перед глазами их родителей рассматривали внутренности зарезанных, насмехаясь над обычным у евреев разделением мяса на кошер (что можно есть) и треф (чего нельзя есть) и об одних говорили: это кошер - ешьте! А о других: это треф - бросайте собакам".14
Можно, конечно, понять Тараса, который вторгся в польские пределы, чтобы отомстить за смерть Остапа, но мстит то он, в сущности, невинным людям.
"Не уважали казаки чёрнобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки поднимались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя".15
Только в такой изуверски жестокой и дикой среде мог сформироваться характер человека способного за измену товариществу убить своего сына.
О переходе своего сына Андрия на сторону поляков Тарас узнаёт от еврея Янкеля.
"- И ты не убил тут же на месте его, чертова сына? - вскрикнул Бульба.
-За что же убить? Он перешёл по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешёл".16 .
Пропагандистский лозунг о том, что родину не выбирают, глубоко ошибочен. Он выгоден только власть предержащим, чтобы заставить холопов сражаться за их интересы. Место рождения отнюдь не является родиной. Свободный человек сам выбирает себе родину. Это доказано тем, что целые континенты заселены людьми, самостоятельно выбравшими себе родину.
"Кто сказал, что моя отчизна Украйна. Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего", - с чувством произносит Андрий у ног обворожительной полячки.17
Но изменил ли Андрий отчизне, перейдя на сторону правительственных войск? Нет, отчизне он не изменял. Он изменил разбойному товариществу, и за это Тарас убивает его. "Я тебя породил, я тебя и убью", - произносит он роковые слова, и Андрий, как агнец на закланье даёт себя убить, не сопротивляясь. А ведь мог бы и убить отца в порядке самозащиты. И был бы прав. Любовь всегда права.
Убить своего сына за то, что он не совладел своим сердцем, какая дикость!
Ведь любящий отец мог бы простить сына, понять его деликатную душу: он мог презреть мнение и законы разбойного товарищества, которые он поставил выше отцовской любви.
Но в этом конфликте отца и сына и проявилась вся сила Н. В. Гоголя - писателя-реалиста, показавшего этого варвара во всей красе его духовного убожества. Ведь любовь это то, что ставилось превыше всего на свете всеми цивилизованными народами во все времена. Во имя любви прощалось всё. Преклонение перед женской красотой было мерилом духовного благородства.
Возьмём, к примеру, "Илиаду" Гомера. Когда цари побуждают греков идти на Трою, они не говорят ни об экономической выгоде этого предприятия, ни о политических амбициях. Они не взывают ни к национальным, ни к религиозным чувствам, а говорят о женской красоте. Красивое лицо Елены должно было придать благородный отпечаток войне за проливы и торговые пути на Восток.
Без женщин герои Гомера выглядели бы неуклюжими увальнями, у которых не было бы цели, ради которой стоило жить и умереть. Женщины учили их хорошим манерам, идеализму и милосердию.
Десять лет лилась кровь из-за прекрасных глаз Елены, но никто ни с той, ни с другой стороны не упрекнул её в том, что по её вине гибнет и страдает столько людей.
Не обвиняли её троянцы, что она навлекла на них гнев и ярость ахейцев, что гибнут их женщины и дети, и Троя истекает кровью. Не упрекали её греки ни в измене Родины, ни в предательстве интересов своего народа, ни в супружеской неверности. И муж простил её. А Тарас не нашёл для себя возможным простить сына.
Список литературы
1. Н.В. Гоголь. Соб. Сочинений, М. 1984, т. 1, стр. 16.
2. Там же, стр. 35.
3. Н.В. Гоголь. Соб. Сочинений. М.,1984г., стр. 239.
4. Там же, стр.139.
5. Н. В. Гоголь. Соб. Сочинений, 1984г., т. 2, стр. 53-54.
6. Там же, стр. 310.
7. Н. В. Гоголь. Соб. Сочинений. М., 1984г., стр. 63.
8. Там же, стр. 130.
9. Там же, стр. 124.
10. Там же стр. 66.
11. Там же, стр. 68
12. Там же, стр. 67.
13. Там же, стр. 69.
14. Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М. 1991г., кн. 2, стр. 244.
15. Н. В. Гоголь. Соб. Сочинений. М. 1984г., т. 2, стр. 143.
16. Там же, стр. 93.
17. Н. В. Гоголь. Соб. Сочинений, М. 1984г., т. 2, стр. 87.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта "http://berkovich-zametki.com















