18492-1 (625649), страница 3
Текст из файла (страница 3)
2.4. Легкая промышленность.
Еще в VII веке Москва славилась “хамовным делом“ - текстильными и ручными фабриками. Это ремесло быстро приобретало характер товарного производства. В 1978 году в городе было уже 2 суконных двора, 7 суконных фабрик, 3 полотняные фабрики, 2 ситцевые, 1 сафьяновая.
В первой четверти IХ века в Москве было более 250 промышленных предприятий, причем к середине века сохранялась ведущая роль текстильной промышленности. Начало ХХ века московская текстильная промышленность встретила крупными мануфактурами и хорошо организованными предприятиями средней мощности. [8, стр. 31]
Крупнейшим предприятием текстильной промышленности Москвы является “Даниловская мануфактура” (Варшавское шоссе, 5). Предприятие выпускает хлопчатобумажную пряжу и суровые ткани. Бумагопрядильная и ткацкая фабрики АО “Даниловской мануфактуры” в основном вырабатывают ситцы, миткали, платочные ткани. Это огромное предприятие, насчитывающее 10 поточных линий, ленточные и цепные конвейеры протяженностью более 6 км, пневмотранспорт - более 3 км.
Тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева (Михалковская ул., 40) выпускает чисто- и полушерстяные ткани для мужских и женских пальто, костюмов. Основанная в 1835 году красильным мастером Иокишем В. И. как красильно-отделочная фабрика, а в 1870 году названа суконной фабрикой (“Товарищество суконной мануфактуры Иокиша”). Фабрика вырабатывала главным образом двойное сукно для солдатского обмундирования, письменных и бильярдных столов. В1922 году стала называться суконной фабрикой им. ткача Петра Алексеева. В период ВОВ фабрика выпускала шинельное сукно, валенки, перчатки для фронта. В последнее время на фабрике внедряется прогрессивная технология, расширяется и обновляется ассортимент продукции. Фабрика неоднократно выполняла важнейшие государственные заказы: сукно для шинелей генералов и офицеров - участников парада Победы в 1945 году, флаг из нитрона, венчающий Останкинскую башню.
АО “Полишелк" (Вятская ул.): во второй половине прошлого столетия группа французских специалистов учредила “Анонимное общество прядения коконного отброса в России”. Две шелкопрядильных фабрики имели 12000 прядильных веретен. После реконструкции в 1899 году были построены еще 2 производственных корпуса с 26000 прядильных и 14000 крутильных веретен, число рабочих достигло 2300 человек. Выработка шелковой пряжи при двухсменном режиме работы достигала 35 тонн в месяц. Из этой пряжи вырабатывали шелк, плюш, бархат, ленту “либерти”, креп “паризьен”. Сырье - шелк, лента - ввозилось из Франции и Японии. Производство было засекречено, на предприятие допускались только органы налоговой инспекции. После революции был решен вопрос обеспечения отечественным сырьем, внедрялись новые технологические процессы варки и резки коконов. В годы войны фабрика производила парашютный шелк. С 1980 года начинается освоение синтетических волокон. В 1989-1991 году предприятие было полностью реконструировано, и установлено современное отечественное оборудование и оборудование фирмы “Шлюмберже Технотекс”. Это позволило выпускать пряжу, соответствующую международному уровню. Фабрика была и остается единственным в России переработчиком коконных отходов в высококачественную пряжу, охотно покупаемую за рубежом (Италия, Германия, Япония, Швейцария).
В конце ХIХ века в районе Семеновской площади был построен ряд ткацких фабрик (ныне АО “Семеновская мануфактура”), трикотажная фабрика “Красная заря”, шелковый комбинат им. Щербакова (Лаврентьевская ул., 27). В Пресненском районе была построена Прохоровская мануфактура (ныне “Трехгорная мануфактура”). [5, стр. 315] Эти предприятия в настоящее время испытывают серьезные трудности, а некоторые стоят на грани банкротства.
Серьезные трудности у отечественной текстильной промышленности начались сразу после того, как Россия открыла рынок для текстиля из Турции, Китая, Азии. Качество изделий из этих стран гораздо ниже, ниже себестоимость. Российский текстиль по качеству превосходит большинство импортных. Но на него получается больше затрат на сырье, электроэнергию, рабочую силу, что поднимает цены.
Всего в Московской области насчитывается более 70 текстильных предприятий. Основные центры текстильной промышленности - Орехово-Зуево, Ногинск, Павловский Посад, Егорьевск, Серпухов, Наро-Фоминск, Раменское, Ивантеевка и др. (см. картосхему) - производят хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые ткани и трикотаж. В недавнем прошлом они играли значительную роль в экономике области. Доля текстильной и легкой промышленности в бюджете области в конце 80-х гг. достигала 30%. Сейчас это положение изменилось. По данным департамента текстильной и легкой промышленности администрации Московской области, за последние 6 лет производство текстиля в области упало более чем на 80 %, а в прошлом году выпуск тканей составлял всего 12,1 % к объему 1990 года (см. таблицу приложения). Около половины предприятий области имеют признаки неплатежеспособности, работает на устаревшем оборудовании.
Одним из факторов спасения отрасли является выделение федерального кредита. Дело в том, что текстильное производство по своей специфике требует больших оборотных средств, в основном на закупки сырья.
В прошлом году был выделен кредит в размере 114 миллиардов рублей, что позволило некоторым предприятиям превысить показатели объема производства прошлого года. В этом году подмосковные предприятия надеются получить кредит в 300 миллиардов рублей. Решением областной администрации подмосковные производители текстильных изделий освобождены от налога на имущество на 50 %, также снижена ставка налога на пользователей автомобильными дорогами. Ряд предприятий освобожденные таким образом средства направили на расширение производства и обновление оборудования. Кроме того, текстильщики надеются на увеличение доли госзаказа и квотирование ввоза импортных текстильных изделий. [15, стр. 3]
В период экономического реформирования отдельные предприятия с трудом, но преодолевают возникшие по объективным причинам трудности. Так за 8 месяцев 1997 года по сравнению с соответствующим периодом 1996 года выпуск хлопчатобумажных тканей на предприятиях Московской области возрос на 6,2%, в т.ч. в АОЗТ “Яхромский текстиль” - в 2,2 раза; штапельной пряжи - на 7,5%, в т.ч. в АОЗТ”Техноткань“(пос. Хорлово) - в 2,3 раза. В январе-августе текущего года увеличился пошив пиджаков, брюк, постельного белья, детских костюмов, курток. В то же время производство чулочно-носочных изделий снизилось на 22,5%( в т.ч. для детей - на 19,7%), трикотажных изделий- на 47,6%( в т.ч. для детей - на 49,4%).
Текстильная промышленность занимает особое место в промышленном комплексе Москвы, так как производит товары первой необходимости. В настоящее время в отрасли действует более 135 предприятий, на которых работает около 80000 человек. Из общего количества предприятий - 70% акционировались. На этих предприятиях 90 % работающих - женщины. В настоящее время ситуация в текстильной промышленности чрезвычайно сложная. После обвального падения объемов производства в 1995 году по сравнению с 1993 годом на 40% , продолжается медленный спад. Департамент науки и промышленной политики Москвы постоянно ведет селективную поддержку отдельных предприятий: освобождает от арендной платы за землю, не повышает тарифы на воду в ведомственных жилых домах и детских учреждениях. В 1995 году департамент направил 13 миллиардов рублей на поддержку отдельных предприятий легкой, текстильной и местной промышленности. В основном поддержку получают предприятия, имеющие программы диверсификации производства путем снижения выпуска продукции, пользующейся ограниченным спросом и производства новых современных изделий. Примером гибкого сочетания форм собственности является “Даниловская мануфактура” и АО “Московская ситценабивная фабрика”. В то же время часть государственных акций предприятий “Семеновская мануфактура”, АО “Старт”, “Марс” и других, имеющих неудовлетворительную структуру баланса, будет передана в траст. Совместно с департаментом по делам банкротства проводится работа по принятию решений о несостоятельности отдельных предприятий (АОЗТ “Парус”, “Текстиль”, “Спорттрикотаж”). Разработано постановление о проведении экономического эксперимента по развитию и углублению рыночных преобразований в легкой и текстильной промышленности в 1995-1997 гг. Суть эксперимента в том, чтобы 20% прибыли направить на пополнение оборотных средств без налогообложения, оформление льготных кредитов на закупку сырья. [11, стр. 17]
На прошедшем 3 марта текущего года в Государственной Думе Парламентском слушании участниками было высказано мнение об отсутствии скоординированных действий оздоровления текстильной и легкой промышленности, которые тесно связаны с другими секторами экономики. Доля изделий производственно-технического назначения в текстильной продукции составляет 50%, в швейной и обувной - 30%. Машиностроительная, химическая отрасли во многом работают на текстильную и легкую промышленность.
В итоговом документе были предложены следующие меры:
- принять федеральные программы структурной перестройки текстильной и легкой промышленности на период 1997-2005 гг. с поддержкой ведущих предприятий и вывода их на конкурентоспособный уровень;
- оформить госзаказ на вещевое имущество для силовых структур;
- создать центр развития лизинга;
- принять постановление правительства РФ по переориентированию “челноков” на отечественные товары;
- предоставлять предприятиям в течение 5 лет налоговый кредит под 10% годовых;
- принять Федеральный закон “ О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами“, предусмотрев в нем освобождение от НДС сырьевых ресурсов, не производимых в стране и которые необходимы для легкой и текстильной промышленности.[12, стр. 17]
В Москве образована “Московская хлопковая палата” (МХП). В качестве ее учредителей выступил ряд структур: концерн “Ростекстиль”, банк “Менатеп”, АО “Легсырьеконтракт”. Появление МХП обусловил глубокий кризис текстильной промышленности России. Он стал результатом разрыва экономических связей с поставщиками сырья. Главный его производитель - Узбекистан посчитал, что ему гораздо выгодней поставлять хлопок не российским фабрикам, в том числе и московским, которые могли предложить ему в качестве платы только бартер, а странам, способным платить за него твердой валютой. В итоге возникла парадоксальная, но не такая уж редкая в наше время ситуация, когда мы вынуждены покупать узбекское хлопковое волокно у американских фирм, само собой по завышенной цене. Таким образом, Россия, обладающая развитой текстильной промышленностью, оказалась изолированной от мировых хлопковых путей. А неотлаженность экономического механизма приводит к тому, что Узбекистан сегодня имеет возможность диктовать российскому хлопковому рынку свои условия и свою ценовую политику.
О том, что Московская хлопковая палата появилась своевременно, свидетельствует реакция предприятий на ее возникновение. Для многих из них - это едва ли не последняя возможность разжать тиски кризиса. Там уже давно поняли, что надежды на госпоставки бесперпективны и нужны коммерческие структуры, способные реально обеспечить доставку сырья в Россию.[13, стр. 3].
3. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Московского региона.
На пороге ХХI век! Каким быть Первому городу России? Комплексное развитие Москвы базируется на основном документе, принятом Правительством Москвы в 1992 году, - ”Основные направления градостроения Москвы и Московской области на период до 2010 года”.
На основании этого документа предполагается строительство и развитие инфраструктуры, обеспечивающие необходимые условия проживания, занятости населения, подъема промышленного производства, получение услуг, развитие малого предпринимательства, производство экологически чистой продукции. Многочисленные промышленные предприятия, занимающие огромные территории, не безопасны для окружающей Среды. Ввиду нарушения за последние годы устойчивых промышленных деловых связей с поставщиками сырья, предприятиями-смежниками, поставщиками комплектующих (только ЗИЛ работает в кооперации со 140 предприятиями), требуется детальный подход в решении вопросов дальнейшей эксплуатации, реконструкции и расширения производства отдельных видов продукции. Часть заводов предполагается закрыть - это экологически вредные, убыточные предприятия, часть - перекомпоновать за счет внедрения прогрессивных технологических приемов с целью высвобождения промышленных площадей и по использованию их для нужд города, решения социальных проблем.
Следует отметить, что решение об уменьшении мощностей промышленных предприятий продиктовано значительным снижением объемов и свертыванием производства - результат повсеместного спада в экономике страны. Однако в целом научно-технический потенциал отдельных предприятий настолько велик, что подход с одинаковой меркой совершенно не подходит в данном случае. Отдельные уникальные производства нуждаются в государственных субсидиях, поддержке федерального бюджета, налоговой амнистии на период подъема производства в новых условиях.
Москве приходится нести относительно большую социальную нагрузку, чем в среднем по стране.
В Москве проживают 8,6 из 147,6 млн. человек населения Российской Федерации, т.е. 5,8%. Но если в стране доля мужчин в общей численности населения составляет 47%, то в Москве она ниже - 44,9%. Более высокая доля женщин, безусловно, предъявляет и большие требования к развитию социальной сферы, различного рода выплатам из городского бюджета. Безработица, к сожалению, затрагивает в большей степени женщин, чем мужчин, поэтому для городских властей особая забота по ее смягчению.














