163090 (624154), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Прибыль, полученная предприятием от "теневой" деятельности (выпуска и реализации части неучтенной продукции), в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие "правила игры" в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания в переходной экономике. Рост объема такой деятельности (а соответственно и объема "теневой" прибыли) является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов как государства, так и предпринимателей. Кроме того, и эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, тем не менее, источником реального прироста чистого национального дохода.
В 2002 году вступила в действие статья 25 Налогового кодекса Российской Федерации “Налог на прибыль организаций”. Анализ показывает ее неоднозначное воздействие на развитие экономики и в том числе малого предпринимательства. Данный налог существенно отличается от того налога на прибыль предприятий и организаций, который вносился налогоплательщиками в бюджет в предыдущие десять лет. Установлен другой объект налогообложения, другой механизм исчисления прибыли, снижены налоговые ставки, изменены налоговые льготы, определен иной учет для целей налогообложения.
Бесспорно, в главе 25 Налогового кодекса содержится много положительного, отвечающего реальностям современного этапа рыночной экономики. Вместо расчетной несколько искусственной экономической категории “валовая прибыль” для целей налогообложения стала применяться реальная прибыль организации, определяемая как разница между полученными доходами и фактическими экономически обоснованными расходами. Состав расходов определен законодательно. В их перечень включены затраты, неизбежные в условиях развитого производства.
Так, среди расходов, связанных с производством и реализацией, важное место заняли расходы на освоение природных ресурсов. К ним относятся затраты на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, гидрогеологические изыскания, подготовку территорий к ведению горных и строительных работ.
Не менее важна другая группа расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Для целей налогообложения эти затраты признаются после окончания исследований или разработок или завершения отдельных этапов данных работ. Они равномерно включаются налогоплательщиком в состав расходов в течение трех лет при условии использования исследований и разработок в производстве. Понятно, что научные исследования могут окончиться и безрезультатно. Тем не менее затраты на них подлежат включению в состав расходов, но не полностью, как удачные, а в размере 70% фактически произведенных расходов. Это относится к налогоплательщикам, которые выполняют научные исследования и разработки самостоятельно или выступают в качестве их заказчика. Что касается организаций – исполнителей научных работ, то их расходы относятся к расходам на осуществление деятельности, направленной на получение доходов.
Стоит отметить, что стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные затраты, определяется исходя из фактических цен их приобретения, включая таможенные пошлины, комиссионные вознаграждения посредников, расходы на транспортировку и хранение. В расходах на оплату труда учитываются любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, включая стимулирующие начисления и надбавки, премии, комиссионные выплаты, единовременные поощрительные начисления и пр.
Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации внесла давно ожидавшиеся изменения в подход к исчислению амортизации имущества. Теперь начисление амортизации может производиться как линейным, так и нелинейным методом. В обязательном порядке линейный метод применяется только к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, то есть к объектам со сроком полезного действия свыше 20 лет. К остальным основным средствам линейная или нелинейная амортизация применяется по решению налогоплательщиков.
Применение нелинейного метода начисления амортизации будет способствовать ускорению научно-технического прогресса в стране. Этот метод давно признан основным в большинстве развитых государств, где ускоренная амортизация основных средств дает толчок развитию производства, и в первую очередь информационных технологий, основанных на компьютеризации.
Предусматривается широкий перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг). К таким расходам, например, относятся: расходы на сертификацию продукции; комиссионные сборы; портовые и аэродромные сборы; расходы на охрану имущества; расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; арендные платежи; расходы на оплату юридических, аудиторских и консультационных услуг; командировочные расходы; расходы на подбор, подготовку и переподготовку кадров; представительские расходы; расходы на исследование конъюнктуры рынка; расходы обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; расходы сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах; потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид или морально устаревшей продукции и ряд других видов расходов.
Некоторые из них, как командировочные, представительские расходы, имеют ограничения. Так, представительские расходы не могут превышать 4% от расходов на оплату труда за налоговый период. Нормы командировочных расходов утверждаются Правительством Российской Федерации. Расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы признаются в пределах нормативов органов местного самоуправления. Помимо расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются и внереализационные расходы. К ним относятся обоснованные затраты, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции, работ и услуг. Это могут быть затраты на организацию выпуска ценных бумаг; расходы в виде процентов по долговым обязательствам; расходы на формирование резервов по сомнительным долгам; арбитражные сборы и судебные расходы; оплата услуг банков и т.д.
По сути дела установлен открытый перечень расходов и сняты многие действовавшие ранее ограничения, такие, например, как лимитирование расходов на рекламу, на добровольное страхование имущества, на уплату кредитов и процентов по ним и т. д.
Позитивные изменения произошли по отношению к организациям, потерпевшим убытки. В этом случае в данном налоговом периоде налоговая база признается равной нулю. Налогоплательщики, понесшие убыток, вправе уменьшить налоговую базу текущего периода на всю сумму убытка или на часть суммы (перенести убыток на будущее). Перенос возможен на срок до 10 лет. Как видим, это большой шаг вперед по сравнению с прежним законом о налоге на прибыль предприятий и организаций.
Упорядочена уплата налога на прибыль обособленными подразделениями, не имеющими хозяйственной самостоятельности.
Снижена суммарная ставка налога на прибыль, состоящая из фиксированной части, направляемой в федеральный бюджет, и налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты. Теперь она не может превышать 24%.
Повторим еще раз, что в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации содержится много позитивных положений, отвечающих состоянию нашей экономики.
Но в то же время введение в действие этой главы породило и немало проблем. Среди них нужно назвать и такую, как ухудшение в определенной мере положения предприятий, относящихся к малому бизнесу.
Прежде всего трудно согласиться с концепцией тотальной отмены налоговых льгот. Похоже, что законодатели совершенно не принимают во внимание, что, помимо фискальной функции наполнения доходной части бюджета, налог на прибыль организаций имеет регулирующую функцию. С его помощью государство может активно влиять на развитие экономики, придавая ему желательное направление, определяя приоритеты, одним из которых является расширение малого бизнеса. Само по себе снижение налоговой ставки не выступает фактором, стимулирующим рост производства. В то же время исчезла главная стимулирующая составляющая налога на прибыль, а именно инвестиционная льгота. К отрицательным социальным последствиям может привести отмена налоговой льготы предприятиям, применяющим труд инвалидов и пенсионеров. Среди них также немалое количество малых предприятий. Налоговые льготы служат мощным орудием в руках государства для регулирования экономических процессов, а в определенной мере и социальных процессов.
Малые предприятия, применяющие общеустановленную систему налогообложения, имели значительные льготы по налогу на прибыль. В настоящее время они продолжают применять установленные им льготы до срока их истечения. Это означает, что через год-два все льготы исчезнут.
С фискальной точки зрения вряд ли оправдает себя отмена повышенных ставок налога на определенные виды высокорентабельной предпринимательской деятельности. Теперь коммерческие банки, товарные биржи, брокерские конторы, страховые компании, посреднические организации, то есть те, кто перераспределяет национальный доход, вносят налог по единой ставке с теми, кто национальный доход создает, включая и предприятия малого бизнеса. Для высокорентабельных организаций налог снижен в большей степени, чем для остальных. Неосмотрительно потеряны доходы бюджета без видимого достижения какой-либо крупной экономической или социальной цели. А ведь можно было с тем же балансом бюджета дать определенные налоговые льготы малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.
Особого рассмотрения заслуживает проблема налогового учета. Во всех странах бизнес строится на основе данных бухгалтерского учета. Не вызывает сомнения, что российские методы бухгалтерского учета давно пора модернизировать и приблизить к общепринятым методам в развитых зарубежных странах. Бухгалтерский учет должен в большей степени, чем у нас, отвечать потребностям и реальностям рыночной экономики. Но ведение одновременно бухгалтерского и налогового учета раздельно и самостоятельно друг от друга может дополнительно осложнить налоговую систему, в то время как ее необходимо упрощать. Кроме того, нужно иметь в виду, что налоговый учет в нашей стране совершенно не разработан. Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации возлагает решение этой проблемы на предприятия при определении их учетной политики для целей налогообложения. Естественно, что для многих малых предприятий это почти непосильная задача.
Таким образом, недостатки главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, которые скажутся на всех налогоплательщиках, особенно остро коснутся организаций малого предпринимательства.
Не случайно через несколько месяцев после введения в действие налога на прибыль организаций встал вопрос о серьезном реформировании налогообложения малого бизнеса. Это особенно важно для дальнейшего успешного проведения экономической реформы, завершения переходного периода к рыночной экономике.
Основа рыночной экономики – ее конкурентная природа. Но полученная в наследство от прошлого экономика нашей страны долгое время оставалась предельно монополизированной. Характер монополии носила не только крупная промышленность, но и малое производство, капитальное строительство, розничная торговля, вся сфера обслуживания, производственная и социальная инфраструктура. Засилье монополий привело к ряду серьезных неудач на первых этапах экономической реформы. Именно монополии, а вовсе не конкурентная борьба, определили уровень цен после либерализации и введения свободных цен. Противовес монополиям в России, как и в любой другой стране, создают только предприятия и организации малого бизнеса.
В настоящее время в России действует более 900 тысяч таких предприятий. Там работает примерно 6 млн. человек. Малый бизнес обеспечивает 10 – 12% ВВП. Но по сравнению с другими странами малый бизнес у нас развит еще слабо как в количественном, так и в качественном отношении. Слабо используются позитивные возможности малого предпринимательства для обеспечения структурных сдвигов в производстве и становлении рыночного равновесия. Для того чтобы в полной мере стать на ноги и окрепнуть, малый бизнес нуждается в государственной поддержке. Эта истина общеизвестна. Но вопрос в том, какой должна быть эта поддержка. Возможности в виде прямого инвестирования крайне ограниченны, да, пожалуй, и нецелесообразны, поскольку могут порождать иждивенческие настроения. Следовательно, наиболее реален и эффективен путь поддержки малого бизнеса через налоговую систему. И после отмены налоговых льгот нужно искать новые направления реформирования налогов для решения данной задачи.
Главный смысл реформирования налогообложения малого бизнеса выразил Президент России В.В. Путин: предполагается, что налоги станут меньше, а платить их будет проще.
Льготным налоговым режимом смогут пользоваться предприятия и организации с численностью работающих до 20 человек и годовым доходом до 15 млн. рублей.
Практически это означает активизацию упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для малого бизнеса. В силу серьезных недостатков она использовалась предпринимателями весьма неохотно. Но теперь она должна принять принципиально иной вид. Намечается, что предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, будут вносить в бюджет единый налог, который заменит собой налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог с продаж и налог на имущество. Конечно, имеется в виду имущество, используемое для ведения данного вида предпринимательской деятельности, и доходы физических лиц от этой деятельности. По сути дела малый бизнес предполагается освободить и от социального налога. Уплачиваться будут лишь обязательные страховые пенсионные взносы в размере 14%. Но эти суммы будут учитываться при уплате единого налога, уменьшая или налоговую базу, или сам налог.
Ставка единого налога будет устанавливаться в зависимости от варианта, выбранного предпринимателем, – или 8% с выручки, или 20% с чистой прибыли.
Очень важным для малого бизнеса явится то обстоятельство, что сразу, а не через амортизацию, будут учитываться все расходы капитального характера. Иными словами, малые предприятия вновь получают инвестиционную налоговую льготу, причем в размере 100%.
Малый бизнес будет широко пользоваться также единым налогом на вмененный доход. Но при этом нужно будет регулировать федеральное налоговое законодательство в части ограничения прав регионов по увеличению налога. Сейчас также возможности у них имеются через расчетную базу вмененного дохода.
И тем не менее еще нужно будет вернуться к главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Ведь понятие малого бизнеса отнюдь не исчерпывается теми организациями, которые по условиям подпадают под упрощенную систему налогообложения. Не для всех видов деятельности может быть применен и налог на вмененный доход. Многие будут продолжать применять общеустановленную систему налогов и сборов. Естественно, что общеустановленная система сохраняется и для среднего бизнеса. В связи с этим в ходе дальнейшего проведения налоговой реформы следует заниматься, как показывает практика, совершенствованием налога на прибыль организаций, а также и социального налога, чрезвычайно усложненного законодателями















