130574 (619069), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Известный натуралист К. Лоренц (1994) в своей теории основывается на понимании того, что человек является представителем животного мира. Процесс филогенетического развития агрессии человека им отождествляется с агрессивным побуждением животных. Лоренц пришел к выводу, что агрессивность, как у животных, так и у человека имеют биологическую основу и являются "борющимся инстинктом". В качестве примера он указывал на подростка, который при первом знакомстве со сверстниками начинает драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. К. Лоренцем были выделены виды агрессии, общие для всего живого мира, включая человеческое общество – межвидовая агрессия и внутривидовая агрессия, а также были раскрыты их признаки и функции. В частности, функция сохранения вида, функция распределения в жизненном пространстве, функция защиты потомства. Т.е., согласно Лоренцу природа человеческой агрессивности инстинктивна.
Инстинктивистские теории агрессии не могут объяснить возникновение и развитие всех видов агрессивного поведения, но, несомненно, существуют такие агрессивные действия, которые сопровождаются очень высоким уровнем агрессивности.
Сторонники фрустрационной теории /Дж. Доллард, Н. Миллер и др./, связывают агрессию с явлением фрустрации. Термин фрустрация имеет разные значения. Одни психологи употребляют его, имея в виду внешний барьер, препятствующий достижению цели, другие обозначают этим термином внутреннюю эмоциональную реакцию, обусловленную ограничениями на пути к цели.
Интерес к фрустрации как одной из сложных проблем возник в 30х годах XX века. В это время появляется большое количество теоретических и экспериментальных работ, посвященных исследованию фрустрации. Одной из влиятельных стала монография Дж. Долларда и его соавторов "Фрустрация и агрессия", опубликованная в 1939 году, в которой была выдвинута фрустрационно-агрессивная гипотеза. Согласно этой гипотезе, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию, направленную на устранение фрустрирующего объекта. При невозможности прямой разрядки происходит смещение на другой объект. Дж. Доллард и его коллеги определили агрессию как акт, целью которого является причинение вреда некоторой личности или объекту, а фрустрацию – как условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытывают помехи. (Т. е. Доллард и его сотрудники употребляют термин фрустрация в значении, которое описывает внешние условия, препятствующие индивиду в получении ожидаемого им удовольствия.)
Утверждение об однозначном соотношении между агрессией и фрустрацией вызвало сильную критику фрустрационно-агрессивной гипотезы. В 1941 году один из соавторов теории Н. Миллер опубликовал несколько измененную концепцию, и вел понятие "провокация агрессии". Феномен смещения агрессии был объяснен Миллером в 1948 году. Он выделил три фактора, которыми определяется выбор жертвы агрессором:
-
сила побуждения к агрессии;
-
сила обстоятельств, тормозящих данное поведение;
-
стимульное сходство потенциальной жертвы с фрустрирующим объектом.
Впоследствии авторы отказались от однозначной детерминации агрессии и фрустрации и стали признавать, что агрессия – это распространенное, но не обязательное следствие фрустрации. А также допускали, что путем научения, возможно, выработать неагрессивные ответы на фрустрации.
Другая интересная теория фрустрации была разработана Саулом Розенцвейгом. Он опубликовал классификацию типов реакций на фрустрацию. С. Розенцвейг дал определение, согласно которому "фрустрация происходит, когда организм на своем пути к удовлетворению какой-нибудь жизненной потребности встречает более или менее непреодолимое препятствие или трудность" [8, с.97-98].
С. Розенцвейг различает два типа фрустрации:
а) первичная фрустрация или лишение: она образуется, если субъект лишен возможности, удовлетворить свою потребность (например, состояние голода);
б) вторичная фрустрация характеризуется наличием препятствий на пути к удовлетворению потребности.
Также С. Розенцвейг различал два типа реакций: реакцию устойчивой потребности и реакцию защиты "Я".
Последний тип он разделил на три группы:
-
экстрапунитивные реакции – фрустрация приписывается окружающим, агрессия направлена во вне; этой реакции сопутствуют эмоции: гнев и раздражение; экстрапунитивная реакция не всегда является планируемой;
-
интрапунитивные реакции – источник фрустрации индивидуум приписывает самому себе, агрессия направлена на себя (самопорицание); здесь соответствующими эмоциями будут чувство вины и раскаяние;
-
импунитивные – характеризуются отсутствием агрессии, отрицанием фрустрации.
Теоретические положения, разработанные С. Розенцвейгом, легли в основу широко распространенного фрустрационно-картинного теста.
Т. о., во фрустрационной теории агрессии усматриваются причинно-следственные отношения между агрессией и агрессивностью и поиск внешних причин агрессивного поведения. Агрессия – понимается как форма поведения, а агрессивность – приобретенное личностное качество.
Теория социального научения /А. Бандура/ рассматривает агрессию, как форму поведения, усвоенную в определенных социальных условиях. Наиболее влиятельным представителем этого течения является А. Бандура. В соответствии с данной теорией считается, что у человека закрепляются те формы поведения, которые получают положительное подкрепление, а действия, которые имеют отрицательное подкрепление (например, в процессе наказания) тормозятся. В процессе развития личности положительные и отрицательные внешние подкрепления интереоризируются и становятся субъективными, внутриличностными регуляторами поведения.
Глубинное понимание агрессивного поведения с точки зрения теории социального научения может быть достигнуто при анализе:
-
Способов действий.
-
Факторов, провоцирующих их появление.
-
Условий, при которых они закрепляются.
С этих позиций, агрессивному поведению человек обучается посредством наблюдения за окружающими людьми (в семье, из ближайшего окружения, в средствах масс-медиа) и накапливают свой индивидуальный опыт деструктивного поведения. Можно сказать, что на первый план А. Бандура выдвигает социальное окружение индивида, хотя и не отрицает значения биологических детерминант в формировании агрессии, которые, по его мнению, влияют на тип и скорость усвоения реакций.
Таким образом, в теории агрессии как приобретенной модели поведения агрессивность рассматривается как личностное качество, формируемое в процессе социализации. В агрессивном поведении агрессивность может проявляться не только в качестве психологической защиты, но и как инструмент удовлетворения потребности. Теории этого направления более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.
В теории переноса возбуждения /Д. Зильманн/ источником агрессии является в первую очередь внешние причины: позыв или побуждение причинить вред другому человеку. Зильманн отказался от трактования агрессии как инстинктивной потребности и предложил заменить ее понятием возбуждения. Возбуждение, по мнению Зильманна связано с раздражением симпатической нервной системы и является составной частью агрессивной оборонительной реакции ("дерись или убирайся"), эволюционировавшей вследствие своей значимости для выживания. Также им было выдвинуто положение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться на возбуждение от другого стимула, усиливая тем агрессивную эмоцию.
Когнитивные модели агрессивного поведения /Л. Берковиц/ помещают в центр рассматривания эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе такого поведения. Большое распространение получила в свое время концепция Л. Берковица, которая основывалась на теории фрустрации. Леонид Берковитц в схему (фрустрация = агрессивность) ввел две переменные гнев и дополнительные пусковые раздражители. Гнев, по его мнению, является решающим и опосредующим звеном между фрустрацией и агрессией. Гнев возникает, когда достижение целей, на которое направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако для наступления враждебной агрессии, считает Берковиц, требуется еще запускающие раздражители как факторы направления действия .
Кроме вышеописанных базовых теорий имеются многочисленные варианты. Все указанные концепции имеют свои сильные и слабые стороны, но ни одна из них не может претендовать по своему объяснительному потенциалу на исчерпывающее объяснение агрессивного поведения. Ряд авторов: М.Н. Жарова (2001), О.Ю. Михайлова (2000), А.А. Реан (1999) и др., отмечают, что наиболее доказательными на сегодняшней день являются фрустрационная теория и концепция социального научения агрессии.
А. А. Реан (1996; 1999) выделяет два полярных подхода к феномену агрессии: этико-гуманистический и эволюционно-генетический. В широких границах этико-гуманистического подхода агрессию, причинение вреда другому человеку расценивают как зло. Агрессивность, как личностное свойство также считается негативным качеством. Этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциальной и гуманистической философии, а также в христианской концепции.
Эволюционно-генетический подход объединяет различные концепции: теории выживания вида, психобиологические теории, теории социальной адоптации личности. В данном подходе агрессия как форма поведения и агрессивность как свойство личности ни в коем случае не расценивается как зло.
Таким образом, в современной литературе намечается тенденция к различению понятий агрессия, агрессивность, агрессивное поведение. При этом агрессия и агрессивное поведение рассматриваются как конкретные формы деятельности, а агрессивность как свойство личности. Понятие агрессивности отличают от понятия враждебности. Враждебность – лишь установка, готовность определенным образом воспринимать и оценивать события. Выделяют в особую категорию жестокость как личностную черту, рассматривая ее в рамках свойства агрессивности как склонности к особо брутальным формам агрессивного поведения.
Агрессивность — довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. Как часто мы наблюдаем 7 — 10-летних детей, которые задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку, изо всех сил нападая на своих соперников, которые еще несколько минут назад были их друзьями. При этом в младшем школьном возрасте детские ссоры не обязательно всегда заканчиваются дракой. В отличие от дошкольников, дети 7—10 лет способны демонстрировать вербальную агрессию, «уничтожая» своего соперника с помощью слов. Во всех этих случаях мы имеем дело с проявлениями детской агрессивности [16, с. 91].
По мнению психологов, агрессивность — это черта личности, определяющая осознанное, имеющее под собой какую-либо причину деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее вред объектам нападения (как одушевленным, гак и неодушевленным), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния страха, напряженности, подавленности и т.д.).
Агрессивность как черта личности может быть характерна и для мальчиков, и для девочек. Если в дошкольном возрасте агрессия может в равной степени вымещаться как на неодушевленные (игрушки, вещи), так и на одушевленные (люди, домашние животные) объекты, го у младших школьников, как правило, агрессивные проявления направлены на нанесение физического или морального вреда живому существу. Школьники могут обижать взрослых (родителей, учителей, просто посторонних людей), своих сверстников и детей, более младших по возрасту, а также животных и птиц. Агрессия может проявиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций, возникающих в процессе общения, но иногда она проявляется » без видимой причины. Так, маленькие живодеры начинают бить палкой собаку, тянуть за хвост кошку, выдирать перья из хвоста пойманной птицы, т. е. проявляют агрессию в отношении тех объектов, которые не наносят, да и не могут нанести им вреда. Но в любом случае, даже если на первый взгляд причина агрессивности у ребенка не видна, агрессия появляется не на пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обусловливающие появление этих негативных реакций в поведении ребенка, поэтому, прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение младшего школьника, давайте попробуем вместе разобраться в причинах его появления.
Нередко агрессивность ребенка является формой протеста против действий и отношения к нему взрослых. Подумайте, достаточно ли вы уделяете времени своему малышу, часто ли ругаете его, являетесь ли объективным, наказывая? Может быть, ребенок ощущает недостаток вашего внимания и пытается привлечь его любыми доступными ему средствами? Подумайте и о том, как вы ведете себя по отношению к ребенку, часто ли кричите и наказываете его. А может быть, в вашем доме постоянно возникают ссоры? Ведь когда вы ссоритесь и ругаетесь с кем-нибудь, вы тоже проявляете агрессивность. «Если мама и папа ведут себя так, значит, и я тоже могу делать это!» — думает ребенок, ведь в детском возрасте значительная часть его поведения основана на механизме подражания. Отождествляя себя с тем, кого он любит и уважает (а в школьном возрасте это, как правило, родители и учителя), стараясь быть таким же, как этот человек, ребенок начинает подсознательно копировать образцы и способы его поведения, взаимодействия с другими людьми. Это один из основных законов формирования социального поведения ребенка.
Кроме того, научно обосновано существование связи между проявлением у ребенка агрессивности и стилем его воспитания в семье. Так, доказано, что если родители проповедуют авторитарное воспитание, строго наказывают ребенка за любое непослушание и любое проявление упрямства, ребенок начинает скрывать свой гнев в присутствии родителей, и вымещает его на более «слабые» объекты (младших детей, животных и т. п.). Попустительское отношение к ребенку, когда родители непоследовательны в своем отношении и требованиях к нему, мало уделяют малышу внимания, также приводит к появлению агрессивных черт. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, стремятся, во что бы то ни стало привлечь к себе внимание взрослого, нередко используя для этого агрессивное поведение. Аналогичная причина проявления агрессии наблюдается и у детей, чьи родители не уверены в себе, склонны во всем уступать и потакать своему ребенку. Такие дети, помимо привлечения к себе внимания, используют агрессию для того, чтобы добиться от родителей выполнения своих желаний. Ребенок чувствует, что при определенных условиях мама и папа выполнят все его требования, что он всегда может начать капризничать или рассердиться на родителей, повлияв тем самым на характер принимаемого ими решения: купить или не купить игрушку, разрешить или не разрешить смотреть телевизор и т. п. Исходя из всего этого, следует, что для того, чтобы определить причины появления агрессивного поведения своего ребенка, необходимо, прежде всего, определить, а не сами ли мы провоцируем у ребенка подобное поведение, попытаться разобраться в себе и при необходимости изменить характер взаимодействия с малышом.
Огромное значение для формирования агрессивных проявлений имеет популярность ребенка в среде сверстников. В главе «Беспокойные школьные годы» мы с вами уже отмечали, что группы школьников отличаются своеобразным строением и иерархией отношений, что в этих группах дети могут быть «звездами», «предпочитаемыми», «пренебрегаемыми» и «отверженными». В младшем школьном возрасте для получения признания и популярности в детской группе особое значение имеют интеллектуальное развитие ребенка, его физическое развитие и сила (для мальчиков), привлекательный внешний вид и красивая одежда (для девочек), умение придумать и организовать какое-нибудь дело или игру. Если ребенок чувствует, что другие дети отвергают его и не признают его авторитет, что он не может с помощью адекватных средств обеспечить себе желаемое положение в классе или дворовой компании, он стремится другими путями завоевать лидерские позиции, расчищая себе «место под солнцем» с помощью кулаков. Его агрессивное поведение может быть следствием переживаний, связанных с обидой, нанесенной другими детьми. Оно возникает в ситуациях общения с ними и направлено против того, кого ребенок считает причиной своих неудач.
Характерологические особенности агрессивных детей












