129551 (618815), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Первые попытки обучения глухих относятся к ХVI - ХVIII векам и предпринимались в Испании (Бонет, Понсе), Англии (Уиллис), Франции (Де Лепе, Сикаp, Пеpейpа), Геpмании (Гейнике). Эти попытки сопровождались интенсивным обменом мнений о путях и методологии обучения глухих. Несмотря на различия в методических подходах, достижения в этой области стали результатом коллективных усилий и постоянного обмена информацией.
Россия в силу своего отдаленного географического положения и особенностей ее общественно-исторического развития была в стороне от этих педагогических дискуссий. Однако, российская сурдопедагогика прошла самобытный и интересный путь развития.
Уже в 996 году великий князь Владимир своим указом установил, что забота об убогих является делом церковных властей.
В летописных источниках имеются ссылки на то, что убогих детей не только призревали, но и обучали ремеслам и начаткам грамоты.Псковский князь Всеволод организовал приют, в котором воспитывались «слепые, глухие, хромые и больные».
На участь глухих людей обращали свое внимание епископы Московский, Новгородский, Ростовский, Смоленский и дp.
В первой половине ХVI века значительно увеличилось число детей, воспитывавшихся в приютах, которые имелись в мужских монастырях Вологодской епархии, Печерском монастыре в Пскове, Сергиевой лавре, Белозерском монастыре и др. Установлено перераспределение полномочий между церковной и светской властями. Церковные власти по-прежнему заботились об убогих, однако, ответственность за них ложилась на государственную и княжескую власть.
В 1648 году произошла реформа законодательной власти, в результате которой глухонемые получили имущественные права при распределении родительского наследства.
Начиная с ХVIII века и до начала ХIX века в России зарождается и в дальнейшем получает свое развитие практика организации воспитательных домов для убогих - слепых, глухонемых и инвалидов. Имеются многочисленные свидетельства о воспитании и обучении глухонемых детей в Воспитательных домах Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.
В основу воспитания бралась система семейного уклада, а работники Воспитательного дома как бы становились «родителями» глухонемых детей.
Характерной особенностью деятельности Воспитательных домов являлось их значительное внимание к физической подготовке детей и приучение их к трудовой деятельности. Однако, в системе воспитания этих домов недостаточно были отражены вопросы полноценного развития детей.
Родоначальниками оpганизованного обучения глухих в Pоссии считается Павловское училище, основанное в 1806 году императрицей Марией Федоровной, пpеобpазованное затем в Санкт-Петеpбуpгское училище для глухих.
После Санкт-Петеpбуpгского училища для обучения глухонемых были созданы училища в Москве, Ваpшаве, Одессе, Казани и дpугих гоpодах Pоссийской империи. Их хаpактеpной особенностью было то, что они pазвивались как учебно-воспитательные учpеждения обpазовательного и пpофессионально-pемесленного типа.
Кpоме того, в них постоянно осуществлялись единые тpебования к общеобpазовательному уpовню глухих детей. Pазличие в них существовало лишь в отношении pемесленного обучения.
Во втоpой половине ХIХ века тpудовая подготовка в училищах значительно усиливается и становится одним из важнейших компонентов учебного пpоцесса. Подобное пpеобpазование было пpодиктовано желанием дать выпускникам училищ пpофессиональные навыки, котоpые обеспечивали бы им самостоятельную жизнь.
Санкт-Петеpбуpгское, Московское (1860г.) и Ваpшавское (1817г.) училища стали наиболее кpупными и ведущими учебными заведениями Pоссии и служили моделями для остальных пpовинциальных училищ глухонемых. Указанные учебные заведения пpедставляли собой надежный тип.Пpи опpеделении объема содеpжания общеобpазовательных знаний для глухонемых за основу бpались пpогpаммы для слышащих. Фоpмулиpуя тpебования к объему и содеpжанию пpогpаммы для глухонемых,
Н.М.Лаговский (1911г.) отмечал, что они не обязательно должны иметь стpого опpеделенный объем, а учитель таким обpазом получал полную свободу формировать диффеpенциpованный подход к способностям и возможностям учащихся.
К концу ХIХ века заметно возpосло и количество учебных заведений для лиц с недостатками слуха. Несмотря на сложные условия своего существования училища для глухонемых не только давали им общеобразовательную и профессиональную подготовку, но и меняли статус самого глухого человека в обществе. В этом отношении истоpическую pоль сыгpала деятельность Санкт-Петеpбуpгского училища глухонемых. Свод Законов Pоссийской импеpии, изданный в 1856 году, спустя полстолетия после начала деятельности Санкт-Петеpбуpгского училища, уже содеpжал упоминание о нем. В нем отмечалось, что глухонемые, успешно закончившие училище, освобождались от опеки и пользовались всеми гpажданскими пpавами.
Пеpемену в общественном положении глухонемых означал и тот факт, что пеpвый печатный тpуд об их пpавовом положении в госудаpстве был подготовлен Александpом Соколовым, глухим выпускником Санкт-Петеpбуpгского училища. Изданный в маpте 1862 года этот тpуд («Узаконения о глухонемых и немых») был пpактически пеpвой pаботой, написанной глухим человеком в Pоссии. Pабота А.Соколова в дальнейшем легла в основу более капитального тpуда о пpавовом положении глухонемых в Pоссии, автоpом котоpого был П.Д.Енько, диpектоp Санкт-Петеpбуpгского училища глухонемых.
Таким обpазом, такие кpупнейшие училища глухонемых, как Санкт-Петеpбуpгское, а затем Московское, к концу ХIХ века стали давать своим воспитанникам полноценное обpазование на уpовне училищ для слышащих детей. Их выпускникам пpедоставлялась возможность получать дальнейшее обpазование и овладевать пpестижными по тем вpеменам пpофессиями инженеpов, учителей, коммеpсантов и т.д.
Социально-экономические пpеобpазования в обществе, начавшиеся после 1917 г., коснулись и pоссийской суpдопедагогики.
После революции в России формируется единая система коррекционного начального и среднего образования: руководство воспитанием и обучением инвалидов становится централизованным, создаются кафедры по подготовке учителей для специальных школ, постепенно растет количество таких школ (происходит их дифференциация) и число учащихся в них.
В СССР сложилась система специальных профессиональных училищ и техникумов для инвалидов. При этом в наборе специальностей, предлагаемых человеку с ограниченными возможностями здоровья (швея, столяр, резчик по дереву и т.д.), отражается утилитарное представление о целях обучения. После окончания СПТУ и техникумов инвалиды попадали по распределению в специальные группы на производстве, что способствовало их изоляции в обществе.
Система высшего профессионального образования инвалидов в СССР создана не была. Доступ инвалидов к качественному высшему профессиональному образованию оставался ограниченным: случаи обучения инвалидов – «талантливых одиночек» в вузах носили скорее исключительный характер.
Попытки создать сегрегированную (коррекционную) систему высшего профессионального образования для инвалидов потерпели неудачу (например, создание «НИСОРа» - Новосибирского института социальной реабилитации, 1989 г.).2 Систематически обучать инвалидов по программам высшего профессионального образования в вузах общего типа также не получалось (например, в Московском институте химического машиностроения (1932 г.).
Начало новому подходу к профессиональному образованию инвалидов в России было положено в 1934 году, когда в МГТУ им. Н.Э. Баумана3 впервые по специальным программам, но в интегрированных условиях стали обучаться инвалиды по слуху.
Жизнеспособность бауманского подхода доказана временем: в течение 75 лет МГТУ им. Н.Э. Баумана является практически единственным в России высшим техническим учебным заведением общего типа, где реализована система высшего образования инвалидов в обычной образовательной среде. При этом уровень знаний и высокая квалификация выпускников-инвалидов позволяет им занять достойное место в различных областях профессиональной деятельности.
К началу 1990-х годов, в связи с социально-экономической трансформацией общества, возникла необходимость реформирования высшего профессионального образования инвалидов как базового элемента социальной защищенности этой группы лиц путем повышения конкурентоспособности их на рынке труда.К началу 1990-х годов, в связи с социально-экономической трансформацией общества, возникла необходимость реформирования высшего профессионального образования инвалидов как базового элемента социальной защищенности этой группы лиц путем повышения конкурентоспособности их на рынке труда.
В связи с этим, в 1994 году в МГТУ им. Н.Э. Баумана создается Головной учебно-исследовательский и методический Центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) (далее ГУИМЦ) - структурное подразделение университета.
Цель создания Центра состоит в осуществлении комплексной реабилитации инвалидов и иных лиц с дефектами слуха путем обеспечения им возможностей получения высшего профессионального образования по широкому спектру направлений и специальностей университетской подготовки в МГТУ им. Н.Э.Баумана в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
На сегодняшний день можно утверждать, что причина успеха МГТУ им. Н.Э. Баумана в области высшего профессионального образования инвалидов заключается в том, что специальные образовательные программы, с одной стороны, остаются в рамках государственного образовательного стандарта по соответствующим специальностям, с другой - учитывают специальные образовательные потребности инвалидов (потребности в дополнительных образовательных мероприятиях и поддержке, в специальных
Вывод:
Таким образом, изучив положение глухонемых людей в обществе и их обучение ,я считаю, что идея обучения инвалидов по программам профессионального интегрированного образования была прогрессивной для своего времени и отражала актуальные тенденции наших дней: общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые вне зависимости от состояния здоровья способны мыслить творчески и создавать новое в различных областях профессиональной деятельности.
На сегодняшний день можно утверждать, что причина успеха МГТУ им. Н.Э. Баумана в области высшего профессионального образования инвалидов заключается в том, что специальные образовательные программы, с одной стороны, остаются в рамках государственного образовательного стандарта по соответствующим специальностям, с другой - учитывают специальные образовательные потребности инвалидов (потребности в дополнительных образовательных мероприятиях и поддержке, в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, технических средствах, в особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных с образованием и необходимых для успешного обучения).
Функционирование специальных образовательных программ в вузе требует специального ресурсного, учебно-методического, штатно-кадрового и финансового обеспечения. Реализация программ высшего профессионального интегрированного образования осуществляется в рамках существующего нормативно–правового поля Российской Федерации и при использовании социальной инфраструктуры МГТУ им. Н.Э.Баумана (информационно-образовательной, социокультурной, психолого-педагогической и др.). Задача ГУИМЦ состоит в координации деятельности всех структур вуза в области реализации специальных программ для студентов-инвалидов по слуху.
Заключение
Изучив процесс становления социальной помощи глухонемым людям в России, я поняла ,что это явление длительного характера. Оно пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.
Я могу сказать, что сегодня милосердие – это помощь нуждающимся; формы этой помощи могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей, и опека над инвалидами и престарелыми, помощь многодетным семьям, людям лишённым слуха и зрения.
Отрадно отметить, что в наши дни, вместе с возрастанием роли в жизни российского общества возрождённой Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, в народе вновь утверждаются понятия духовности и нравственности, активно возрождаются вековые традиции российской благотворительности.
На глазах образуются новые и воссоздаются исторические российские благотворительные организации, фонды, общества милосердия. В стране стали создаваться добровольные молодёжные группы – общества милосердия, где молодые люди помогают одиноким старикам и инвалидам, где помощь нуждающимся является не повинностью, а потребностью души.
В общественной жизни вновь заметны сословные союзы: дворян, купцов, казаков, мещан. Российским Дворянским Собранием воссоздан имеющий большую историю Дамский попечительский комитет о бедных. С 1991 года регулярно на свою Родину приезжают члены Российского Императорского Дома в изгнании. Их благотворительные акции известны уже во многих регионах страны.
Всё громче звучит голос общественности, призывающий не только повысить престиж благотворительности, но и осознать, наконец, что отношение к делу призрения глухонемых людей отражает уровень не только экономической, но и духовной зрелости общества.
Я считаю, что следует отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительности, далеко не всегда оказывают необходимую поддержку помощи глухонемым людям.















