129420 (618766), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Разрешение проблем. Другой вопрос заключается в том, является ли группа лучшим генератором идей, чем отдельные люди. Не ко всем в группе одинаково прислушиваются, и мнение некоторых людей может преобладать над мнением остальных. Но, с другой стороны, у членов группы существует тенденция взвешивать все мнения по мере их возникновения, а этот процесс может привести к свободному потоку идей [29].
С другой стороны мы знаем, что иногда идея, высказанная кем-то, может дать толчок созданию вашей собственной идеи. Задача здесь заключается в том, чтобы преодолеть враждебность к спонтанности (доминирование нескольких человек, раннюю критику) и увеличить возможности для творчества. Одна из таких процедур получила название «мозговая атака» (brainstorming). Ее смысл состоит в том, что создается такая атмосфера, при которой высказываемые идеи не критикуются, и каждый может использовать идею другого для стимуляции своего собственного мышления. Любая оценка идей откладывается до тех пор, пока процесс их выработки не будет окончен.
Широкое распространение получила система создания малых групп для решения насущных проблем компаний. Такие группы получили название «кружки качества», в которые объединяются работники одной области, регулярно встречающиеся и решающие все проблемы, относящиеся к этой области.
Поляризация идей. Последний изученный вид воздействия организаций на своих членов известен под названием «поляризация идей». После принятия участия в групповом обсуждении, люди занимают, как правило, более крайние позиции, чем перед началом дискуссии [29].
Для этого правила существует ряд объяснений. Если перед началом дискуссии большинство ее участников склонялось к тому, чтобы поддержать какую-то идею, то во время дискуссии будет выдвинуто гораздо больше аргументов в пользу этой идеи, что, однако не означает, что существует действительно больше аргументов «за», нежели «против».
Последствия этого понятны. При таком положении вещей остается возможность для того что:
1) важные моменты, касающиеся принятия решения не будут рассмотрены,
2) дискуссия будет повторять ошибочные предварительные мнения и позиции,
3) результаты дискуссии будут гораздо худшего качества, чем они могли бы быть.
1.3 Взаимодействие и общение в группе
Зарубежная психология перенесла центр тяжести при изучении малых групп на исследование особенностей межличностного общения индивидов в группах, рассматривая его в контексте симпатий и антипатий, безразличия и привязанности, которые испытывают друг к другу индивиды в процессе общения и взаимодействия.
Согласно мнению представителей групповой динамики (М. Аргайл, Р. Бейлс, А. Зандер, Д. Картрайг, А. Харе), характер и особенности межличностного общения индивидов в малых группах определяют и обусловливают собой все важнейшие групповые характеристики [3, 9, 18]. Таким образом, сплоченность группы, уровень интегративпой деятельности ее членов, положение индивида в группе, его самооценка, уровень притязаний, устойчивость или конформность, способность группы противостоять силам, направленным на ослабление или разрыв внутригрупповых связей, тип лидерства - все эти важнейшие характеристики якобы зависят прежде всего от характера и особенностей протекания коммуникативных актов между членами группы, или, другими словами, от особенностей взаимодействия, индивидов.
Т. Ньюком ввел понятие баланса в межличностную коммуникацию - было высказано предположение, что увеличение контактов способствует симметрии ориентации, т.е. балансу в группе [18].
Все важнейшие феномены, при помощи которых можно описать процессы взаимоотношений личностей с группами, раскрываются в современной зарубежной социальной психологии исходя из анализа социального взаимодействия и коммуникативных актов - такой подход разработан и предложен М. Аргайлом, Р. Бейлсон, Д. Картрайтом, Т. Ньюкомом, А. Харе, Г. Хомансом [3, 9, 18].
Основными единицами анализа деятельности группы у Р. Бейлса, Г. Хоманса и др. является частота, интенсивность контактов (взаимодействий), т. е. единицы количественного измерения. Важнейшим индикатором положения человека в группе, уровня его активности они считают количество взаимодействий или коммуникативных актов, которыми он обменивается с членами группы. Причем имеются в виду не просто взаимодействия или коммуникации, а взаимодействия и коммуникации, имеющие определенную эмоциональную окраску и содержание.
Р. Бейлс считает, что взаимодействие происходит тогда, когда субъект производит какую-либо единицу действия, значимую и определенную (слово, жест, акт поведения) и когда эта единица является для другого субъекта источником определенной информации, стимулом, заставляющим его реагировать тем или иным способом. Р. Бейлс различает 12 признаков поведения при взаимодействии членов групп [18]:
1) стремится к солидарности, подбадривает других членов группы, поддерживает моральный дух группы;
2) спокоен, чувствует удовлетворение, легко и непринужденно держит себя со всеми;
3) одобряет, молча свидетельствует о своем присоединении;
4) предлагает, указывает направление, но всегда в корректной форме;
5) высказывает мнение, оценивает;
6) дает информацию, разъясняет;
7) требует информации, просит повторить (в категорической или мягкой форме);
8) интересуется оценкой своих действий;
9) просит указаний о возможных путях действий;
10) высказывает неодобрение, отказывается от участия;
11) проявляет напряженность (стесненность, беспокойство, фрустрацию);
12) проявляет агрессивность, унижая других, стремится подорвать моральный дух группы.
Р. Бейлс утверждает, что, зная процентное отношение каждой из перечисленных выше категорий к общей совокупности коммуникативных актов, можно составить себе определенное представление о каждом члене группы, его месте в структуре групповых отношений [18]. Существуют и другие способы регистрации взаимодействий индивидов в составе малых групп: система Хейнса, Картера, однако наиболее доступной и простой является система, предложенная Р. Бейлсом.
Таким образом, продолжительность взаимодействий, их частота и содержание стали в современной зарубежной психологии исходными понятиями для анализа малых групп и их феноменов.
Глава 2. Положение индивидуума в группе
2.1 Поведение индивидуума в группе
Чтобы понять личность, ее поведение, нужно прежде всего изучить те группы, к которым она принадлежит, степень ее участия в деятельности этих групп, а также систему эталонов и ценностей, характерных для них. Зная ценностные ориентации и установки групп, мы уже можем в какой-то степени судить о возможных реакциях или поведении личности в определенных ситуациях, когда ей придется столкнуться с групповым нормами и требованиями.
Личности трудно позволить себе поведение, которое шло бы вразрез с ожиданиями групп. Как правило, при повседневном взаимодействии индивид сообразует свои поступки и высказывания с ценностями и ожиданиями коллектива, которому он принадлежит. Состояние личности в группе характеризуется постоянной сверкой ее поступков, помыслов и оценок с позициями, ценностными ориентациями и оценками общества в целом и группы, к которой личность непосредственно принадлежит, в частности.
Для понимания положения личности в группе необходимо правильно охарактеризовать ее самочувствие, субъективное восприятие своего положения среди других членов группы, возможность количественно выразить оценочные состояния личности по отношению к себе, к окружающим (в том числе к группе в целом) и сопоставить все это с оценкой, которую дает группа индивиду.
Проверка поведения личности ценностями группы и выявление таким образом места, которое занимает индивид в системе групповых и его субъективных оценок, оказывается возможной благодаря наличию у личности эталона поведения по отношению к другим и самому себе. Под этот эталон подстраивается все поведение личности. Реальное состояние личности в каждый данный момент «проецируется на эталонную матрицу поведения, возникающую у данной личности под влиянием ее референтной группы и являющуюся производной множества поведенческих норм индивидов, образующих эту группу» (19, с.93).
Таким образом, могли быть получены значимые точки взаимоотношения личности и группы. Если имеется проекция осознаваемых личностью ее качеств на свой же эталон, то самовосприятие этой проекции выступает и переживается как самооценка. Если проецируется восприятие реального поведения группы на эталон группового поведения, имеющийся у того же индивида, то восприятие такой проекции окажется оценкой личностью окружающих (группы). Аналогичным способом может быть получена ожидаемая оценка: свойства, которые, как считает индивид, видят в нем окружающие, проецируются на эталонную шкалу поведения в группе, и самовосприятие этой проекции дает искомый параметр (исследования С. А. Будасси).
Фиксация всех трех проекций отражает состояние личности в данной общности. Объединение этих показателей позволяет получить модель состояния личности в группе.
Количественные методы, использованные С.А.Будасси [9] позволяют очень точно выявить систему оценок и самооценки личности и построить трехмерную модель состояний личности в группе. Выделенные показатели - самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы - реальные социально-психологические феномены. Личность неосознанно считается с этими индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим.
С.А.Будасси получил экспериментальные данные, демонстрирующие действие системы оценок как регулятора групповых взаимоотношений. Так, повышение самооценки личности сопряжено с уменьшением нарастания показателя ожидаемой оценки. Индивид, убедившись на опыте в несоответствии самооценки и отношения к нему окружающих, не ждет от них высокой оценки. Особый интерес представляют выводы этого исследования, относящиеся к механизму действия так называемой реальной оценки в группе, т. е. той оценки, которую дают индивиду его товарищи по группе.
В работах С.А.Будасси [12] высказывается вполне обоснованное предположение, что высокая оценка личностью своей группы связана с тем, что индивид действительно контактен с ней, живет ее интересами, уважает ее ценности, обнаруживает чувство коллективизма. В свою очередь коллектив как бы аккумулирует хорошее отношение к нему отдельных его членов и возвращает им эту высокую оценку преумноженной.
Характерной чертой коллектива является убежденность входящих в него индивидов в том, что их коллектив настоящий, хороший коллектив, удовлетворенность своей группой. Это групповое качество может быть выявлено в исследовании с использованием аналогичной методики определения оценки личностью своей группы.
2.2 Определение адаптации
В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г.Айзенка и его последователей.
Адаптацию они определяют двояко [31]:
а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;
б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использовании собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи.
Бихевиористы понимают социальную адаптацию как «процесс физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре» (3, с.125). В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида.
Интеракционистское определение адаптации. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л.Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами.
Согласно Л.Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды [15]:
а) Принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом.
б) Гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.















