13895-1 (618274), страница 3
Текст из файла (страница 3)
В Указе Президента Республики Узбекистан № УП- 3099 от 27.06.2002г. «О дополнительных мерах по упорядочению обращения в Республике Узбекистан наличной иностранной валюты» говорится также о запрете с 1.07.2002г. на территории Республики Узбекистан осуществления юридическими и физическими лицами-резидентами и нерезидентами расчетов и платежей в наличной иностранной валюте в оплату всех видов товаров, работ и услуг.
К сожалению, ст.790 ГК Республики Узбекистан определяющая порядок проведения наличных и безналичных расчётов, не даёт определение понятию «расчёт», а только регламентирует его виды и формы.
Во-вторых, указанная статья ГК РУз. регламентирует взаимоотношения, по меньшей мере, между двумя субъектами. В рассматриваемом примере субъект один- учредитель юридического лица, и ему необходимо осуществить перевод своего имущества с одного счета (ликвидационный счет юридического лица) на другой банковский счет.
Конституция Республики Узбекистан в статье 53 прямо устанавливает, что основу экономики Узбекистана, составляет собственность в различных её формах. «Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишён её только в случаях и порядке, предусмотренном законом».
Пункт 4 ст.3 Закона «О собственности в Республике Узбекистан » определяет, что результаты хозяйственного использования имущества (продукция и доходы), если иное не предусмотрено законом или договором, принадлежат собственнику этого имущества. Более того, ст.55 ГК Республики Узбекистан регламентируется, что оставшаяся после удовлетворений требований кредиторов имущество юридического лица передаётся его учредителям, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.
В соответствии со ст.95 ГК Республики Узбекистан и ст.3. Закона «О собственности в Республике Узбекистан » валютные ценности (в т.ч. и валюта ) относится к имуществу.
Основным законом, регулирующим отношения в сфере оборота валюты, является Закон Республики Узбекистан «О валютном регулировании».В частности, указанный Закон определяет, что:
Переводы неторгового характера, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции относятся к текущим валютным операциям (п.8 ст.1);
Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений (п.1 ст.14);
Юридические лица-резиденты самостоятельно используют принадлежащие им валютные средства на цели, не противоречащие законодательству (п.5 ст.14, п.2 ст. 12)
Физические лица –резиденты и нерезиденты вправе иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, переведённые или пересланные в Республику Узбекистан из-за границы, полученные или приобретённые в Республике Узбекистан; хранить эти ценности на счетах или во вкладах в уполномоченных банках и использовать их в порядке, установленном законодательством (ст.13.)
Подтверждая требования Закона Республики Узбекистан «О валютном регулировании», Порядок ведения уполномоченными банками счетов в иностранной валюте № 232 от 05.09.98г. (зарегистрирован в Министерстве Юстиции за № 511 от 22.10.98г), устанавливает, что:
Суммы, числящиеся на валютных счетах юридических лиц, могут быть, по распоряжению владельца счета, использованы на цели, предусмотренные действующим законодательством и нормативными актами Центрального Банка Республики Узбекистан.
На счета физических лиц-резидентов могут быть зачислены иностранная валюта, перечисленная владельцу счёта по поручению юридических лиц-резидентов в случаях, разрешённых ЦБ РУз., а также другие суммы, перечисленные или полученные в наличной форме в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Центрального Банка Республики Узбекистан .
Таким образом, законодательством прямо предусмотрено право собственника распоряжаться своим имуществом, определён порядок и , как следствие этого, субъекты гражданского права вправе получить валютные средства, оставшиеся после ликвидации предприятия, а банк обязан выдать либо перечислить на его счет указанные валютные средства.
Постановление Кабинета Министров № 499 и Указы Президента Республики Узбекистан №№ УП-1601 и УП- 3099 запрещают использование валюты в качестве платежного средства, в том числе за поставленные товары, работы, услуги и т.д., во-вторых, в случаях, предусмотренных законодательством предусматривают возможность осуществления расчётов в валюте. Но, необходимо чётко разграничить, когда валюта является средством платежа, а когда нет. Валюта, всегда являясь одним из видов имущества, не всегда является средством платежа. Например, валюта не является платёжным средством (средством расчёта) при валюто-обменных операциях, проводимых банками; при использовании её в качестве вклада; при обеспечении обязательств в качестве залога; при внесении вклада в уставный капитал хозяйствующего субъекта; при хранении, в случае получения имущества другого лица по различным основаниям, в том числе при наследовании, дарении, или, как в рассматриваемом примере, при ликвидации юридического лица.
Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что, в целях защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательства и принимая во внимание имеющие место неправильное применение и толкование действующих норм законодательства, было бы правильным и целесообразным внесения ряда изменений и дополнений в действующее законодательство, в частности:
Дополнить ст.790 ГК Республики Узбекистан юридическим определением термина «расчет», основанном на его экономическом содержании.
Дополнить Гражданский Кодекс Республики Узбекистан, и Инструкцию о банковских счетах открываемых в банках Республики Узбекистан юридическим определением понятий «расчётный счет», «ликвидационный счёт», «спящий счёт», т.к. данные дефиниции присутствуют в банковском деле и гражданском праве лишь «де факто», миновав своего юридического закрепления в письменных источниках.
Недостатки и пробелы в законодательстве предприниматели не ищут, так же как и иностранные инвесторы, у них на это нет времени, как справедливо подчеркнул к.ю.н., доцент Гулямов С. требуется скорейшее решение этих проблем на законодательном уровне.
МАХМУДОВ М.
mmakhmudov@yandex.ru
Адвокат, директор адвокатского бюро "POYTAXT HUQUQIY MARKAZI"
соискатель кафедры «Хозяйственного и трудового права» Ташкентского государственного юридического института
[1] И.А.Каримов. «Узбекистан по пути углубления экономических реформ» Т.-95г. стр.27
[2] Гражданское право. Учебник. Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.-99г.
О плате за землю
В Российской Федерации использование земли является платным.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Как указано в ст. 57 Конституции РФ "Каждый обязан платить законно установленные налоги". Земельный налог относится к категории местных налогов на основании п. 1 подп. "б" ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской федерации" и ст. 15 НК РФ. Отношения по поводу установления, начисления и взимания налога на землю регулируются ФЗ "О плате за землю" № 1738-1 от 11 октября 1991г. (далее Закон) с последующими изменениями. Размер земельного налога устанавливается в зависимости от категории земли - либо органами местного самоуправления на основании дифференцированного подхода (путем зонирования земель городов и поселков), либо устанавливается непосредственно Федеральным законодательством - как в случае с землями промышленности, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения.
Законом установлены первоначальные, действовавшие на 1991г, ставки земельного налога. Они указаны в Приложениях к Закону и дифференцируются внутри каждой категории в зависимости от географического (посубъектного) расположения земельного участка. При установлении местных налогов представительными органами местного самоуправления в нормативно-правовых актах определяется элемент налогообложения - налоговая ставка в пределах, установленных Налоговым кодексом и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Ст. 5 Закона устанавливает возможность регулирования ставки земельного налога Органами законодательной власти субъекта Федерации, а ст. ст. 6, 8, Закона дают право органам Местного самоуправления самостоятельно регулировать (дифференцировать) размер ставки земельного налога в пределах средней ставки, согласно Приложений к Закону, и в то же время ставки налога за земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, земли водного и лесного фонда установленные ст.ст. 9,10,11 Закона не уполномочивают изменять ставки налога органы законодательной власти субъекта Федерации и органов Местного самоуправления.
Для большей ясности порядка установления ставок земельного налога по категориям земель и их местоположению рассмотрим данный порядок для отдельно взятого субъекта Федерации - Московской области.
Московской областной Думой принят Закон Московской области № 18/95-ОЗ от 16 июня 1995г. "О плате за землю в Московской области" (далее Областной закон). Именно этот закон в дополнение к Федеральному закону "О плате за землю" регулирует и устанавливает ставки земельного налога в Московской области.
Так ст. 2 Областного закона установлен повышающие коэффициенты за земли всех категорий, в том числе за земли городов установлен коэффициент 2,5.
Но ст. 8 Федерального Закона установлено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основании средних ставок согласно Приложению № 2 (таблицы 1,2,3) к настоящему Закону. И не устанавливается полномочия Органа Законодательной власти Субъекта Федерации изменять (увеличивать путем введения дополнительных коэффициентов) среднюю ставку земельного налога. Федеральный закон в части 2 ст. 8 лишь дает право Органам Местного самоуправления дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. В силу п. 1 подп. "б" ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской федерации" земельный налог относится к местным налогам, поэтому дальнейшая дифференциация средних ставок земельного налога за земли поселений (городские и поселковые земли) - это прерогатива органов местного самоуправления. Следовательно, Закон Московской области в части применения увеличивающего коэффициента 2,5 к средней ставке земельного налога за земли городов действовал вне рамок своей компетенции[1]. Так же ст. 9 Областного закона увеличивает средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположение (Приложение № 6 к Областному закону). Но такой статус городов уже учтен Федеральным законом в таблицах № 2 и 3 к Приложению № 2. И полномочий Законодательного органа Субъекта Федерации на дополнительное введение коэффициентов, учитывающих статус городов внутри субъекта Федерации Федеральным законом не предусмотрено.
Областной закон в части 3 ст. 2 вводит для всех категорий земель кроме земель городов коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области, размер этого коэффициента колеблется от 4 до 2,5 (Приложение № 1 к настоящему Закону). Следовательно, Областным законом вводятся изменения в средние ставки земельного налога за все категории земель, в том числе и за земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, земли водного и лесного фонда, по которым полномочий органов власти Субъектов Федерации на изменение ставок налога Федеральным законом не предусмотрено. Ст. 10 Областного закона указывает, что данные коэффициенты не применяются к ставкам земельного налога, установленным в соответствии с частью 2 ст.6. частью 7 ст. 8. Федерального закона. Следовательно, увеличивающий коэффициент применятся в полном объеме на категории земель, указанные в ст. 9, 10, 11 Федерального закона, что не соответствует нормам этого закона.
Введение повышающих коэффициентов ст. 2 Областного закона в части повышения средней ставки налога за земли иных категорий (промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, водного и лесного фонда) оспорено в судебном порядке. Постановлением Федерального Арбитражного суда Московской области от 03.10.2002г. № КА-А41/6590-02 определено, что "В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" ставки налога, установленные данным законом, уточняются субъектами федерации и органами местного самоуправления лишь в специально оговоренных случаях (ст. 3,ст.5, ст.6, ст.8). В отношении иных категорий земель Субъектам РФ и органам местного самоуправления не представлено право по изменению земельного налога.
Закон РФ "О плате за землю" в отношении земель промышленности указывает определенную ставку, и не указывает пределы, в рамках которых можно повышать или понижать указанную ставку.
При таких обстоятельствах, субъекта РФ и органам местного самоуправления не представлено право устанавливать ставки по земельному налогу в отношении земель промышленности.
Учитывая изложенное, применение повышающего коэффициента "4" в отношении земель промышленности, расположенных вне населенных пунктов, является не правомерным."
Данный случай рассмотрен только на примере Московской области, но и в других регионах России множество примеров, когда законы Субъектов Федерации или Нормативные акты органов местного самоуправления в области установления ставок земельного налога в частности и налогообложения вообще по причине превышения своих полномочий не соответствуют Федеральному законодательству.
Соответственно, ставки земельного налога за земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, водного и лесного фондов должны соответствовать ставкам земельного налога, установленным Законом РФ "О плате за землю" в таблице 1 Приложения № 2 с учетом географического положения территории и отнесения ее к одному из указанных экономических районов, с учетом коэффициентов индексации ставок земельного налога, вводимых ежегодно Федеральными законами. Ежегодную индексацию ставки земельного налога можно отразить в таблице:
| № п\п | Наименование федерального закона | Дата опубликования текста закона в «Российской газете» | Размер коэффициента увеличения ставки земельного налога. |
| 1 | Закон РФ от 17 июля 1992 г. "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год" | 21 августа 1992 г., | 2 |
| 2 | Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4966-I "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год" | 1 июня 1993г. | 7 |
| 3 | Федеральный закон от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ "О федеральном бюджете на 1994 год" | 6 июля 1994 г., | 50 |
| 4 | Федеральный закон от 31 марта 1995 г. N 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 год" | 7 апреля 1995 г., | 2 |
| 5 | Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" | 15 июня 1995 г. | 2 |
| 6 | Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" | 11 апреля 1996 г., | 1,5 |
| 7 | Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" | 4 марта 1997 г., | 2 |
| 8 | Федеральный закон от 28 октября 1998 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" | 30 октября 1998 г., | сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год |
| 9 | Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" | 25 февраля 1999 г., | 2 |
| 10 | Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" | 5, 18 января 2000 г., | 1,2 |
| 11 | Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" | 28 декабря 2000 г., N 246, | ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. |
| 12 | Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" | 20 декабря 2001 г., N 247, | 2 |
| 13 | Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" | 30 июля 2002 г., N 138-139, | 1,8 |
При этом следует учесть тот факт, что земельный налог имеет налоговый период 1 год. Начало ежегодного периода соответственно 1 января текущего года. На основании ст. 5 НК РФ Акты законодательства о налогах вступают не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Причем Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а так же иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Однако вопреки данной норме закона законодатель ввел новые коэффициенты, увеличивающие ставки земельного налога со значительным опозданием указанных выше сроков, и несмотря на то, что они ухудшают положение налогоплательщика, установил, что данные коэффициенты вводятся с 1 января очередного года, т.е. придал нормативному акту обратную силу. С опозданием введены коэффициенты к ставкам земельного налога на 1999г.-Федеральным законом от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", устанавливающим коэффициент 2 к ставке налога действовавшего в 1998г., на 2000 год - Федеральным законом № 227-ФЗ от 31.12.1999г. устанавливающим в ст. 18 коэффициент 1,2 к ставке налога, действовавшего в 1999 году, и на 2002 г.-Федеральным законом 163-ФЗ от 14.12.2001г., устанавливающим в ст. 1 коэффициент 2 к ставке налога, действовавшего в 2001 году. Поскольку данное положение противоречит законодательству, следовательно, данные нормы закона соответственно на 1999г, 2000г. и 2002г. не вступили в законную силу.













